
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 30 октября 2009 г. N 03-11-09/364
Письмо Минфина РФ от 30 октября 2009 г. N 03-11-09/364
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2009 г. N 03-11-09/364
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма (форма N Р21001) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Лист А указанной формы содержит сведения о видах экономической деятельности. В данном листе указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с этим вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена также форма N Р24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей".
В частности, в данную форму вносятся сведения о видах экономической деятельности, подлежащих внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также сведения о видах экономической деятельности, подлежащих исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Одновременно с этим сообщаем, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения по отнесению каких-либо видов деятельности к определенным кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Что касается налогообложения доходов, полученных от продажи долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, то, учитывая, что такой вид деятельности не заявлен физическим лицом при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, считаем, что такие доходы не могут быть отнесены к доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, и подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном гл. 23 Кодекса.
При этом учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, а также учет доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности, должен производиться раздельно.
К доходам, получаемым индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные п. 1 ст. 221 Кодекса, не применяются.
Профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса, применяются только к доходам налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
При этом положения пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц при продаже земельных участков, приобретенных физическим лицо до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если расходы на приобретение таких участков, а также доходы от их реализации, не учитывались при налогообложении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, и у физического лица имеются иные доходы, не относящиеся к его предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.10.2009
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 16.06.2025 Минфин разъяснил: при продаже коммерческой недвижимости нужно платить НДФЛ
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 14.05.2025
Налоговый орган
начислил НДФЛ, штраф ввиду того, что предпринимателем как контролирующим иностранную компанию лицом не уплачен налог от доходов данной компании.Итог: требование удовлетворено, так как у компании имеется сформированный в прошлые периоды убыток, который может быть перенесен на будущие периоды, с учетом данного убытка обязанность по исчислению НДФЛ у предпринимателя отсутствовала, наличие не
Комментарии