
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.03.2024 г. № 03-07-07/24498
Письмо Минфина России от 19.03.2024 г. № 03-07-07/24498
Вопрос: Об НДС в отношении авансовых платежей, получаемых в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 г. применяется освобождение от НДС.
14.06.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19.03.2024 г. № 03-07-07/24498
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 9 февраля 2024 г., об уплате налога на добавленную стоимость в отношении авансовых платежей, получаемых налогоплательщиком в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года применяется освобождение от налогообложения данным налогом, Департамент налоговой политики сообщает.
На основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), не подлежащих налогообложению, в налоговую базу по этому налогу не включается.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В связи с этим авансовые платежи, получаемые налогоплательщиком в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года налогоплательщиком применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, по нашему мнению, в налоговую базу по данному налогу не включаются.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 172 НК РФ.
Что касается вычета сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и уплаченных в бюджет налогоплательщиком при получении авансовых платежей в счет предстоящего оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года налогоплательщиком применяется освобождение от налогообложения данным налогом, то согласно пункту 8 статьи 171 и пункту 6 статьи Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Таким образом, вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Поэтому в случае если налогоплательщиком налог на добавленную стоимость исчислен и уплачен в бюджет по авансовым платежам, полученным в счет предстоящего оказания услуг общественного питания, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данные суммы налога могут быть зачтены (возвращены) в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
19.03.2024
Темы: НДС  Освобождение от обязанностей налогоплательщика  
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 20.02.2014 Налогоплательщики, освобожденные от НДС, декларацию не представляют
- 22.01.2014 Если компания реализует товары, не облагаемые НДС, у нее отсутствует обязанность по выставлению счета-фактуры
- 18.12.2013 Представив документы на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ после проверки, ИП «опоздал»
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 03.06.2014 Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям
- 15.06.2009 Уведомительный характер освобождения от НДС: особенности и проблемы
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС.
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу налогового органа об умышленном характере действий общества, направленном на необоснованное освобождение от уплаты НДС с операций по реализации файлов.
- 01.11.2023
Решение мотивировано
неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.
- 23.04.2023
Налоговый орган
принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.
Комментарии