
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.08.2023 г. № 02-12-13/74630
Письмо Минфина России от 09.08.2023 г. № 02-12-13/74630
Вопрос: О предоставлении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) производителям товаров, работ, услуг; об НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и получении субсидий.
08.12.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 09.08.2023 г. № 02-12-13/74630
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 12 июля 2023 г. по вопросу предоставления субсидии муниципальному унитарному предприятию в целях возмещения недополученных доходов и (или) затрат, в том числе при уплате налога на добавленную стоимость (далее соответственно - Департамент, обращение), и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфину России не предоставлено право давать разъяснения законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также осуществлять толкование отдельных законодательных норм, терминов и понятий.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Обращение не содержит предложения, заявления или жалобы, соответствующих вышеизложенным требованиям Закона N 59-ФЗ. Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы касаются деятельности организации и исполнения местного бюджета, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке органа местного самоуправления или организации и подписан руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным действовать от имени органа местного самоуправления или организации.
Вместе с тем Департамент полагает возможным высказать мнение по указанным в обращении вопросам.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из местного бюджета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ей органов местного самоуправления, которые должны соответствовать Общим требованиям <1> (далее соответственно - субсидия, получатель субсидии, решение о бюджете, правовой акт).
--------------------------------
<1> Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 (далее - Общие требования).
Положениями подпункта "в" пункта 11 Общих требований установлено, что в правовой акт, регулирующий предоставление субсидии в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат, включаются положения о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия.
В этой связи предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат получателя субсидии предусматривается исключительно по направлениям затрат (недополученных доходов), определенным правовым актом.
По вопросам применения налога на добавленную стоимость Департамент сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) операции по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Данный объект налогообложения возникает в случае передачи организацией своим структурным подразделениям (обслуживающим производствам и хозяйствам, в том числе обособленным подразделениям) для собственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по приобретению или производству которых не соответствуют условиям, предусмотренным нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса в отношении принятия таких расходов к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отмечаем следующее.
На основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, полностью приобретенным за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению), в случае если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Что касается получения налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса. При этом суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активами, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса.
Заместитель директора Департамента
И.Ю.ЯЙЛОЯН
09.08.2023
Темы: НДС  Связь вычетов с реализацией. Отсутствие реализации и вычеты  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 14.12.2015 В каком случае инвестор сможет потерять право на вычет НДС?
- 12.12.2012 Налоговикам не нравится ситуация по возмещению НДС при отсутствии реализации
- 28.09.2012 Отказ НДС, в связи с отсутствие реализации: мнение налоговиков
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие пени в связи с необоснованным применением обществом налоговых вычетов по НДС, так как отсутствуют реальные хозяйственные операции между обществом и контрагентами.Итог: в удовлетворении требования в части отказано, поскольку спорные контрагенты являются техническими организациями, не имеющими условий для осуществления ф
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду нереальности приобретения налогоплательщиком лома у спорного контрагента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность спорных хозяйственных операций не подтверждена, налоговые вычеты применены необоснованно.
Решение налогового органа не затрагивает права и обязанности контрагента налогоплательщика. В случае несогласия с выво
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, указав на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по договорам поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками анонимных структур, на момент рассмотрения настоящего спора исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием недостоверных сведений, первичные докуме
Комментарии