
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 03.07.2023 г. № 03-07-14/61587
Письмо Минфина России от 03.07.2023 г. № 03-07-14/61587
Вопрос: О налоге с оборота и НДС.
18.07.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 03.07.2023 г. № 03-07-14/61587
В связи с письмом о представлении информационной справки по вопросу, содержащемуся в обращении, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Автором обращения предлагается внести изменения в действующий порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом предлагаемые изменения по своей сути означают замену НДС на налог с оборота.
В связи с этим отмечаем, что налог с оборота удерживается из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и не предполагает возможности его уменьшения на суммы налога, которые были уплачены поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для производства и (или) реализации.
В Российской Федерации таким налогом являлся налог на пользователей автомобильных дорог, который взимался с 1 января 1992 года по 31 декабря 2002 года.
Основными недостатками налога с оборота по сравнению с НДС и одной из причин его отмены являлись:
- кумулятивный эффект, вызывающий зависимость налоговой нагрузки на конечного потребителя от количества стадий движения товара;
- неравномерное распределение налоговой нагрузки, искажающее условия конкурентной борьбы;
- отсутствие механизма возмещения налога, уплаченного в цене приобретенных материальных ресурсов, использованных в производстве предназначенной на экспорт продукции.
Что касается НДС, то данный налог был впервые введен в мире почти 60 лет назад и применяется в большинстве развитых стран. При этом поступления НДС в разных государствах составляют в среднем четверть доходов.
Особенность НДС состоит в том, что он взимается на всех стадиях процесса производства товаров (работ, услуг), однако при этом действует механизм, позволяющий налогоплательщикам вычитать налог, уплаченный ими при покупке товаров (работ, услуг) (так называемый "входной" НДС), из налога, который они начисляют на стоимость реализуемой ими продукции (работ, услуг).
Так, в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
На основании пункта 1 статьи 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком как общая сумма, исчисляемая применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
Применение налоговых вычетов позволяет налогоплательщикам, приобретающим товары (работы, услуги), используемые в операциях, подлежащих налогообложению НДС, уменьшить общую сумму налога на соответствующие налоговые вычеты (на сумму НДС, предъявленные поставщиками при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг)). При этом механизм налоговых вычетов исключает многократное налогообложение затрат на производство и реализацию продукцию при ее движении от первого производителя до конечного потребителя и позволяет распределить обязательства по уплате этого налога применительно к каждому товару между налогоплательщиками на разных этапах производственно-коммерческого цикла.
Правила исчисления НДС, установленные российским налоговым законодательством, соответствуют методологическим принципам налогообложения НДС, принятым в большинстве государств мира, и гармонизированы с законодательствами других стран.
Кроме того, следует отметить такие важные преимущества НДС, как нейтральность к международной торговле и предпринимательским интересам, возможность эффективного налогообложения услуг, а главное - устойчивость к злоупотреблениям при его уплате, так как этот налог имеет встроенные механизмы противодействия мошенническим схемам.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что НДС, введенный в Российской Федерации с 1 января 1992 года, является самым собираемым налогом и одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета, предлагаемые изменения действующего порядка применения НДС не поддерживаются.
Одновременно сообщаем, что ранее обращения, содержащие аналогичные предложения, в Департаменте налоговой политики не рассматривались.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
03.07.2023
Темы: НДС  Изменения в налоговом законодательстве  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 11.06.2025 Принят законопроект о налоговом стимулировании долгосрочных сбережений
- 04.06.2025 В Приморье снизят налоговую нагрузку за инвестиции в стартапы
- 26.03.2025 Донастройка налоговой системы обеспечила справедливость
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС в отношении операций с контрагентами, реальность которых не подтверждена, пени и начислен штраф за неполную уплату налога.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку опровергнут факт реального участия ряда организаций в хозяйственных операциях по поставке товара.
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
Комментарии