Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина от 19.05.2023 г. № 03-04-05/45952

Письмо Минфина от 19.05.2023 г. № 03-04-05/45952

Вопрос: Об НДФЛ при получении доходов по операциям с ценными бумагами и о предоставлении инвестиционного вычета по НДФЛ.

02.06.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.05.2023 г. № 03-04-05/45952

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 19.03.2023 по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных по операциям с ценными бумагами, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Положениями статьи 214.1 Кодекса, устанавливающей особенности определения налоговой базы по операциям, в частности, с ценными бумагами, предусмотрено определение финансового результата по окончании налогового периода, а также в случае прекращения действия до окончания налогового периода последнего договора налогоплательщика, заключенного с лицом, выступающим налоговым агентом.

Налоговым периодом по налогу является календарный год (статья 216 Кодекса).

Пунктом 7 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено, в частности, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса.

При этом финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 214.1 Кодекса.

На основании пункта 14 статьи 214.1 Кодекса в целях указанной статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 статьи 214.1 Кодекса.

Особенности предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц установлены статьей 219.1 Кодекса.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса при определении размера налоговых баз и соответствии с пунктом 2.3 статьи 210, со статьей 214.1 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.

Таким образом, при выполнении установленных условий инвестиционный налоговый вычет может быть предоставлен в отношении налоговой базы (положительного финансового результата) по совокупности операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке цепных бумаг, определенной за налоговый период в порядке, установленном статьей 214.1 Кодекса.

Также разъясняем, что согласно абзацу седьмому пункта 12 статьи 214.1 Кодекса отрицательный финансовый результат по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 указанной статьи, признается убытком. Учет убытков по операциям с ценными бумагами осуществляется в порядке, установленном статьей 214.1 и статьей 220.1 Кодекса.

На основании пункта 16 статьи 214.1 Кодекса налогоплательщики, получившие убытки в предыдущих налоговых периодах, в частности, по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, вправе уменьшить налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, соответственно в текущем налоговом периоде на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущие периоды).

Абзацем шестым пункта 16 статьи 214.1 Кодекса установлено, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Учет убытков, в соответствии со статьей 220.1 Кодекса, осуществляется налогоплательщиком при представлении налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Одновременно обращаем внимание, что на основании статьи 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения, в частности, налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные письменные разъяснения даются Минфином России в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

При этом в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Обращения, поступившие в Минфин России и относящиеся к вопросам правоприменительной практики, направляются для рассмотрения и ответа заявителям в федеральные службы исполнительной власти, находящиеся в ведении Минфина России, в компетенцию которых входят поставленные в обращениях вопросы, о чем информируются заявители.

В связи с изложенным обращение от 08.05.2023 в части вопросов отражения сведений в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и документального подтверждения расходов было направлено для рассмотрения и ответа в Федеральную налоговую службу письмом Департамента налоговой политики от 12.05.2023, о чем Вы были уведомлены указанным письмом.

Дополнительно в связи с обращениями от 08.05.2023 и от 15.05.2023 по вопросу учета расходов по операциям с ценными бумагами разъясняем следующее.

На основании абзаца первого пункта 10 статьи 214.1 Кодекса в целях указанной статьи, в частности, расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Так, в частности, согласно подпункту 11 пункта 10 статьи 214.1 Кодекса в расходы могут включаться суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте.

Кроме того, в подпункте 12 пункта 10 статьи 214.1 Кодекса указаны другие расходы (помимо расходов, прямо перечисленных в подпунктах 1 - 11), непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ

19.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 18.06.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДФЛ, начислены пени. 

    Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам. 

  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 28.05.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко


Вся судебная практика по этой теме »