Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия преступлениям и иным правонарушениям в сфере налогообложения и введения порядка оценки обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия преступлениям и иным правонарушениям в сфере налогообложения и введения порядка оценки обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды

21.04.2014 

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

Статья 31

Изложить подпункт 7 пункта 1 статьи 31 в следующей редакции: 7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике и (или) данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов при наличии доказательств отсутствия истребуемых документов у налогоплательщика, а также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, за исключением случаев, установленных в статье 87.2;

Дополнить статьей 87.2 следующего содержания:

«Не допускается уменьшение обязанности по уплате налогов и (или) сборов, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета вследствие злоупотребления своими правами, в частности, путем занижения налоговой базы, применения налогового вычета, использования налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, создания условий для применения специального налогового режима.

Под злоупотреблением своими правами в целях настоящего Кодекса понимается отражение налогоплательщиком сделок (совокупности сделок), операций, совершенных с целью прикрыть другие сделки (совокупность сделок), операции, в том числе сделки (совокупность сделок) с иными правовыми последствиями, а также совершение действий (бездействий), направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.

В случае установления по результатам налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик в результате злоупотребления правами уменьшил обязанность по уплате налогов и (или) сборов, а также получил право на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, налоговый орган определяет суммы налогов (пеней, штрафов), подлежащие уплате в бюджетную систему РФ или возмещению (возврату, зачету) из бюджетной системы РФ, без учета объема прав и обязанностей налогоплательщика по сделкам (совокупности сделок), операций, совершенных в результате злоупотребления налогоплательщика правами.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении платежей и сборов, и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Статья 89

Изложить подпункты 4 и 10 в следующей редакции:

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

В случае получения налоговым органом документов (информации), установления фактов, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком правами, вышестоящим налоговым органом может быть проверен период, не превышающий десять календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) вышестоящим налоговым органом - в случае получения документов (информации), установления фактов, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком правами.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа или злоупотребления налогоплательщиком правами.

Статья 113

Изложить подпункт 1 в следующей редакции:

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса, в результате злоупотребления правами устанавливается в десять лет.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Статья 252

Изложить пункт 1 в следующей редакции:

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком с соблюдением должной осмотрительности при осуществлении хозяйственной операции.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Не может быть признано проявлением должной осмотрительности осуществление хозяйственной операции с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик знал или мог знать, что контрагент не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность и (или) о невозможности реального осуществления контрагентом данной хозяйственной операции.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В целях налогообложения не признаются документально подтвержденными расходами по сделке, совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а также по сделкам, не связанным с реальными объектами гражданских прав.

Статья 171

Дополнить пунктом 14 следующего содержания:

14. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, не подлежит уменьшению на установленные настоящей статьей налоговые вычеты в случае осуществления налогоплательщиком хозяйственной операции, по которой не проявлена должная осмотрительность, совершения сделки лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а также по сделке, не связанной с реальными объектами гражданских прав.

Не может быть признано проявлением должной осмотрительности осуществление хозяйственной операции с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик знал или мог знать, что контрагент не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность и (или) о невозможности реального осуществления контрагентом данной хозяйственной операции.

Статья 200

Дополнить пунктом 20 следующего содержания:

1. Сумма акциза по подакцизным товарам, определенная в соответствии со статьей 194 настоящей главы, не подлежит уменьшению на установленные настоящей статьей налоговые вычеты в случае осуществления налогоплательщиком хозяйственной операции, по которой не проявлена должная осмотрительность, совершения сделки лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а также по сделке, не связанной с реальными объектами гражданских прав.

Не может быть признано проявлением должной осмотрительности осуществление хозяйственной операции с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик знал или мог знать, что контрагент не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность и (или) о невозможности реального осуществления контрагентом данной хозяйственной операции.

Пояснительная записка к законопроекту

Федеральной налоговой службой разработаны предложения (законопроект) в части внесения в Налоговой Кодекс РФ механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды. Предлагается ввести два отдельных случая, когда налоговым органом будет оцениваться обоснованность полученной налогоплательщиком налоговой выгоды и соответственно приниматься меры (нормы), позволяющие на основании закона отказывать в получении выгоды, признанной необоснованной.

Так, в кодексе предлагается предусмотреть возможность при выявлении в ходе проведения налоговых проверок фактов злоупотребления налогоплательщиком своими правами - уменьшать налоговые обязательства на полученную необоснованную выгоду (например, в случае использования «налоговых схем» ухода от налогообложения, или осуществления нереальных сделок).

Но самое важное, в кодексе предлагается в специальных нормах (по налогу на прибыль, НДС, акцизам) установить правило, при котором, в случае непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента, когда в результате совершенной сделки будет установлено и доказано, что самостоятельно контрагент выполнить обязательства по сделке не мог и не выполнил, налоговый орган по результатам налоговых проверок будет иметь возможность отказывать в полном объеме в расходах и вычетах.

Закрепление в кодексе возможности отказывать в полученной налоговой выгоде в связи с непроявлением налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента соответствует складывающейся судебной практике, а также соответствует обычаям делового оборота. (В настоящее время, использование специальных электронных баз ФНС России, а также доказательства оценки деловой репутации, платежеспособности, возможности выполнения контрагентом своих обязательств по сделке становиться нормой поведения, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом именно неосуществление таких действий рассматривается как «косвенный» умысел со стороны налогоплательщика, потому что он знал или мог знать, что данный контрагент данные работы, услуги не выполнит, данные товары не поставит. В этом случае, налогоплательщик должен быть ограничен в получении права на уменьшение своих налоговых обязательств на расходы и вычеты, так как это означает, что данный контрагент товары не поставлял (работы, услуги не оказывал), а следовательно документы в части информации о совершенных операциях содержат недостоверные сведения)

Эти нормы могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-однодневок. Преимуществами предлагаемого механизма являются: 1) первое звено контрагентов, как правило являются юридически законными организациями, однако они не осуществляют сделки - либо работы выполняет сам налогоплательщик, либо получает товары и услуги от других организаций; 2) предусмотренный механизм позволит предъявлять претензии самому налогоплательщику, так как у него имеется косвенная вина в заключении сделки с таким контрагентом; 3) это не затронет добросовестных налогоплательщиков, а главное, компании, которым реально контрагенты товары поставили, услуги, работы оказали 4) в настоящее время выработана судебная практика о том, как доказывать факт неисполнения сделок конкретным контрагентом (налоговым органам и судам не придется «нарабатывать» заново практику применения таких норм.

Федеральной налоговой службой разработаны предложения (законопроект) в части внесения в Налоговой Кодекс РФ механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды. Предлагается ввести два отдельных случая, когда налоговым органом будет оцениваться обоснованность полученной налогоплательщиком налоговой выгоды и соответственно приниматься меры (нормы), позволяющие на основании закона отказывать в получении выгоды, признанной необоснованной.

Так, в кодексе предлагается предусмотреть возможность при выявлении в ходе проведения налоговых проверок фактов злоупотребления налогоплательщиком своими правами - уменьшать налоговые обязательства на полученную необоснованную выгоду (например, в случае использования «налоговых схем» ухода от налогообложения, или осуществления нереальных сделок).

Но самое важное, в кодексе предлагается в специальных нормах (по налогу на прибыль, НДС, акцизам) установить правило, при котором, в случае непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента, когда в результате совершенной сделки будет установлено и доказано, что самостоятельно контрагент выполнить обязательства по сделке не мог и не выполнил, налоговый орган по результатам налоговых проверок будет иметь возможность отказывать в полном объеме в расходах и вычетах.

Закрепление в кодексе возможности отказывать в полученной налоговой выгоде в связи с непроявлением налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента соответствует складывающейся судебной практике, а также соответствует обычаям делового оборота. (В настоящее время, использование специальных электронных баз ФНС России, а также доказательства оценки деловой репутации, платежеспособности, возможности выполнения контрагентом своих обязательств по сделке становиться нормой поведения, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом именно неосуществление таких действий рассматривается как «косвенный» умысел со стороны налогоплательщика, потому что он знал или мог знать, что данный контрагент данные работы, услуги не выполнит, данные товары не поставит. В этом случае, налогоплательщик должен быть ограничен в получении права на уменьшение своих налоговых обязательств на расходы и вычеты, так как это означает, что данный контрагент товары не поставлял (работы, услуги не оказывал), а следовательно документы в части информации о совершенных операциях содержат недостоверные сведения)

Эти нормы могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-однодневок. Преимуществами предлагаемого механизма являются: 1) первое звено контрагентов, как правило являются юридически законными организациями, однако они не осуществляют сделки - либо работы выполняет сам налогоплательщик, либо получает товары и услуги от других организаций; 2) предусмотренный механизм позволит предъявлять претензии самому налогоплательщику, так как у него имеется косвенная вина в заключении сделки с таким контрагентом; 3) это не затронет добросовестных налогоплательщиков, а главное, компании, которым реально контрагенты товары поставили, услуги, работы оказали 4) в настоящее время выработана судебная практика о том, как доказывать факт неисполнения сделок конкретным контрагентом (налоговым органам и судам не придется «нарабатывать» заново практику применения таких норм.

Разместить:
 Иванов Виталий Иванович
22 апреля 2014 г. в 14:03

Здравствуйте,

Исправьте, пожалуйста, раздел «Пояснительная записка к законопроекту». Необходимо удалить повтор текста и, по-видимому, добавить конец пояснительной записки.

--

Ссс
28 апреля 2014 г. в 14:45

Подскажите, а где-то можно найти более официальный источник опубликования?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф, указав на необоснованное применение обществом, осуществляющим деятельность в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, предусмотренной НК РФ налоговой льготы в связи с привлечением взаимозависимых и подконтрольных юридических лиц, применяющих УСН, к оказанию услуг по содержанию жилищного фонда.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате искажения фактов хозяйственной деятельности.

    Итог: требование удовлетворено в части определения суммы штрафа, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты необходимых ресурсов не имеют, обладают признаками номинальных организаций, движение денежных средств по их счетам носит транзитный характер; нар


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »