Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

В части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь покупных товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами

06.12.2012 

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015, 5023; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003, № 1, ст. 6, 10; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 30, ст. 3083; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3517, 3518, 3522; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 25, ст. 2428; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3112, 3128, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 12, ст. 1233; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416, 5432; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3611, 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723, 5749; 2009, № 1, ст. 13; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737, 1746; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 48, ст. 6247, 6250; 2011, № 1, ст. 7; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7016, 7017, 7037, 7043; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3587; № 41, ст. 5526) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 265 дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. расходы в виде выявленных по итогам инвентаризации недостач покупных товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, возникающих при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами.

Положения настоящего подпункта применяются при одновременном соблюдении следующих условий:

1) доля выручки от реализации покупных товаров через секции самообслуживания составляет не менее 70 процентов от общего объема выручки от осуществления деятельности в области розничной торговли товарами;

2) наличие раздельного учета выручки от реализации покупных товаров через секции самообслуживания и выручки от реализации покупных товаров иными способами; недостач покупных товаров по видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

3) наличие аудиторского заключения о системе внутреннего контроля налогоплательщика в области учета товарно – материальных ценностей;

4) наличие акта об итогах инвентаризации, содержащего сведения о размере выявленных недостач покупных товаров по видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, подтвержденного аудиторским заключением.

Самообслуживанием в целях настоящего подпункта признается способ продажи товаров, в процессе которого покупатель получает возможность непосредственного доступа к товарам и отбора нужного товара и самостоятельно предъявляет товары при выходе из торгового зала магазина (отдела, секции) для последующей оплаты через контрольно-кассовую технику, используемую при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Под недостачей покупных товаров в целях настоящего подпункта понимается неполное наличие этих товаров, выявленное в результате инвентаризации, возникновение которого не обусловлено естественной убылью в пределах установленных норм, и которое не может быть отнесено на виновных лиц ввиду их отсутствия.

Для целей настоящего подпункта отсутствие виновных лиц, невозможность их установления или компенсации ими соответствующих убытков должны быть подтверждены актом, составленным налогоплательщиком по итогам инвентаризации.

Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются в целях настоящей главы в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки, полученной от реализации покупных товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.»;

2) пункт 7 статьи 272 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:

«11) дата утверждения акта об итогах проведения инвентаризации – для расходов в виде выявленных по итогам инвентаризации недостач покупных товаров, учитываемых в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 2 статьи 265 настоящего Кодекса.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь покупных товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь покупных товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)» (далее – проект федерального закона) разработан в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 16.10.2012 № 1 (пункт 2 раздела I).

Проект федерального закона предусматривает возможность учета для целей налогообложения прибыли потерь от выявленных по результатам инвентаризаций недостач покупных товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Проект федерального закона направлен на устранение необоснованного налогообложения убытков от потерь, возникающих при осуществлении торговой деятельности, причины которых не могут быть установлены либо установление причин может быть гораздо более затратно, чем сами потери.

В целях недопущения злоупотребления налогоплательщиков при списании на расходы убытков, возникших при осуществлении торговой деятельности, проект федерального закона предусматривает проверку и подтверждение аудиторской организацией данных о товарных потерях по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц. При этом при отсутствии подтверждения аудитора налогоплательщику отказывается в праве на вычет убытков от данных товарных потерь для целей налогообложения.

Следует отметить, что, к примеру, такой способ розничной торговли как самообслуживание покупателей в торговых залах наиболее полно отвечает потребностям населения, но вместе с тем влечет значительные потери товаров. При этом все операторы розничной торговли прилагают усилия для совершенствования системы контроля за сохранностью запасов в торговых залах и на складах товара.

В настоящий момент доля потерь, связанных с реализацией товаров крупнейшими российскими организациями розничной торговли, применяющими общий режим налогообложения, с открытым доступом покупателей к товарам составляет в среднем 1,5% выручки от реализации товаров, что в целом соответствует уровню наиболее эффективного управления по снижению товарных потерь.

Несмотря на увеличение в современной торговле сектора самообслуживания, нормы НК РФ, напротив, в сравнении с порядком, действующим до 2002 года, предусматривают возможность налогообложения убытков, возникающих в торговых залах самообслуживания. Так, ранее приказом Министерства торговли СССР от 23.03.1984 № 75 были утверждены Примерные дифференцированные размеры списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров, реализуемых в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания. Вместе с тем в соответствии со сложившейся судебной практикой (например, определение ВАС РФ от 11.10.2010 № ВАС-13572/10 по делу № А48-4388/2009) данные нормы не подлежат применению.

Норма о списании на расходы убытков от хищений на практике не реализуется, поскольку не позволяет ни правоохранительным органам, ни судам в случае выявления недостач в производстве и на складах, на предприятиях торговли установить и доказать факт хищения. Это, в свою очередь, согласно сложившейся судебной практике не позволяет применять норму подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ, предусматривающую возможность списания убытков от хищений для целей налогообложения.

Отсутствие норм об учете для целей налогообложения товарных потерь не отвечает основному принципу налогообложения прибыли и открытому перечню расходов на предпринимательскую деятельность. На практике при отсутствии специальной нормы законодательства невозможно применение норм об учете товарных потерь ни в качестве прочих расходов на реализацию товаров (подпункт 4 пункта 2 статьи 253 НК РФ, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ), ни по статье «внереализационные расходы» (убытки - подпункт 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Необходимо отметить, что учет товарных потерь в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения, широко применяется за рубежом в странах с развитой экономикой (Германии, Великобритании, США и др.). В этой связи возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговли, и тем самым улучшить инвестиционный климат в отношении организаций торговли и позитивно повлиять на уровень конечного потребления посредством снижения розничных цен.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на прибыль
  • 03.07.2025  

    Обществу доначислен НДС, начислены пени в связи с получением необоснованной налоговой выгоды. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что обществом при согласованности действий с предпринимателем создан формальный документооборот с подконтрольными предпринимателю организациями по выполнению транспортно-экспедиционных услуг с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде

  • 03.07.2025  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со

  • 29.06.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени, предложил уменьшить убытки, сделав вывод о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС, необоснованном завышении расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, на основании документов, оформленных контрагентами. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не подтвержден факт отсутствия реальных хозяйственных отношений между н


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 02.02.2025  

    Отказано в возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де

  • 19.01.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср

  • 18.12.2024  

    Налоговый орган сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д


Вся судебная практика по этой теме »