
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-04-05/8-1257
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-04-06/10-310
Вопрос: ООО является собственником транспортного средства. Работник ООО - водитель, управляя служебным автомобилем в рабочее время, нарушил правила дорожного движения РФ (далее - ПДД РФ), что было зафиксировано камерами видеонаблюдения. ООО получило по почте постановление по делу о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ.
ООО исполнило полученное постановление в установленные сроки, оплатив штраф со своего расчетного счета. Работник ООО, нарушивший ПДД РФ, не был привлечен к материальной ответственности в соответствии с ТК РФ.
Должно ли ООО учесть сумму штрафа в доходах работника и исчислить с данных доходов НДФЛ, если к административной ответственности привлечено ООО?
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/579
Организация подала заявки на регистрацию этого же товарного знака на территории ряда иностранных государств.
В настоящее время свидетельства о регистрации товарного знака в иностранных государствах не получены (расходы по регистрации товарного знака составили более 40 000 руб.).
В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патентов, свидетельств, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.
При этом положениями НК РФ не предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива.
Вправе ли организация в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль исключительное право на товарный знак, зарегистрированный на территории каждого иностранного государства, признать нематериальным активом, стоимость которого подлежит списанию в течение срока, указанного в свидетельстве, выдаваемом при регистрации товарного знака на территории соответствующего иностранного государства?
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-11-06/2/136
Денежные средства, поступившие от физлиц за проезд в общественном транспорте, учитываются на отдельном расчетном счете организации А.
Ежедневно с этого расчетного счета организация А производит перечисление денежных средств организациям Б1, Б2 и Б3, осуществляющим пассажирские перевозки, пропорционально фактическому количеству поездок, совершенных физлицами по каждой транспортной карте у организаций Б1, Б2 и Б3.
Неизрасходованный остаток денежных средств остается на счете организации А до момента совершения очередной поездки по каждой карте, после чего также перечисляется организациям Б1, Б2 и Б3.
Из суммы на счете организация А никаких удержаний не производит.
Организации Б1, Б2 и Б3 подекадно перечисляют организации А сумму вознаграждения, равную установленному тарифу за каждую поездку, совершенную по карте.
Расчет количества поездок, а также суммы денежных средств, подлежащих перечислению организациям Б1, Б2 и Б3, и размера вознаграждения организации А производится в рамках договоров возмездного оказания услуг, заключенных между этими же сторонами (организация А и организации Б1, Б2 и Б3).
Каков порядок определения доходов для целей исчисления налога при УСН организацией А?
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/578
В настоящее время в связи с военными действиями в Сирии все работы по контрактам приостановлены, работники организации вернулись в Россию.
Организация осуществляла затраты на проектно-изыскательские работы, которые не были завершены по двум направлениям:
- очередной этап календарного плана конкретного контракта завершен, вся документация подготовлена для передачи заказчику;
- очередной этап календарного плана не завершен, но часть работ выполнена.
Акты о выполнении работ не подписаны, оплата не получена, произвести взаиморасчеты по незаконченным этапам невозможно.
Каким образом в данном случае организация может учесть указанные затраты в целях исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/577
Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (самому недействующему юридическому лицу, его кредиторам, иным лицам) предоставляется право подачи в регистрирующий орган соответствующих заявлений (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" рекомендовано арбитражным судам на стадии рассмотрения вопроса о принятии заявления налогового органа (в качестве соответственно регистрирующего органа или органа, уполномоченного по делам о банкротстве) о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом выяснять, не является ли указанное юридическое лицо недействующей организацией, в отношении которой должна быть проведена процедура исключения ее из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Налоговый орган должен представить доказательства, подтверждающие невозможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.
ВАС РФ фактически исключил возможность ликвидации недействующих юридических лиц в порядке, установленном ст. ст. 61 - 65 ГК РФ, при условии, что в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не направили свои заявления в регистрирующий орган.
Статья 21.1 Закона N 129-ФЗ предусматривает упрощенную процедуру ликвидации недействующих юридических лиц в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету. Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, и фактически происходит ликвидация юридического лица, в данном случае независимо от того, в общем или упрощенном порядке проводится ликвидация организации, в результате которой вносится запись об этом в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2011 N А56-14027/2010).
Учитывая, что юридическим фактом, с которым п. 8 ст. 63 ГК РФ связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ и с этого момента прекращается правоспособность юридического лица (п. 3 ст. 49 ГК РФ), ОАО полагает обоснованным списание задолженности недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, как безнадежного долга. В соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании ликвидации организации с отражением в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ) с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
По какому основанию из указанных в п. 2 ст. 266 НК РФ вправе ОАО признать задолженность юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, безнадежной для целей исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/582
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-11-06/2/137
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-05-06-03/81
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/2/121
Организация оплатила стоимость обучения работника и получила подтверждающие расходы документы (счет за обучение, программу обучения, сертификат о прохождении обучения), за исключением договора на обучение.
Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на обучение работника в данном случае?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-04-05/7-1265
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-11-11/338
Как изменится порядок налогообложения указанных доходов, если физлицо зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и будет применять УСН с объектом налогообложения "доходы", при этом совершение операций с ценными бумагами будет осуществляться вне рамок предпринимательской деятельности? Возникает ли в данном случае двойное налогообложение?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/4/107
Каков порядок учета собственником коммуникаций доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/583
Каков порядок налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов, выплачиваемых иностранной организации по данному договору?
Является ли российская организация налоговым агентом по НДС в данном случае?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-04-06/4-313
В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с ФИСС, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговыми агентами в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) ФИСС на основании соответствующего договора: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
Согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с ФИСС признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам, в частности, относится оплата услуг, оказываемых профучастниками РЦБ, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами.
Вправе ли ЗАО (доверительный управляющий) как налоговый агент при определении налоговой базы по НДФЛ за 2011 г. по операциям с ценными бумагами и ФИСС, по операциям РЕПО и по операциям займа ценными бумагами учесть суммы комиссии доверительного управляющего, начисленной и фактически уплаченной клиентом в 2012 г.?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-285
Пунктом 2 ст. 855 ГК РФ установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П было разъяснено, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов. Соответственно, очередность исполнения расчетных документов по выплате заработной платы, предъявленных ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
В остальных случаях, когда на счете налогоплательщика достаточно средств для удовлетворения всех предъявленных требований, очередность, установленная п. 2 ст. 855 ГК РФ, остается неизменной.
Таким образом, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога со счета этой организации банк вправе исполнить поручение организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.
Правомерно ли это?
Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/4/106
Приобретенное некоммерческим объединением за счет целевых взносов имущество общего пользования, а также результаты выполненных работ, в соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются общей собственностью членов такого объединения. Имущество общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ, создается и приобретается исключительно за счет целевых взносов.
Субсидии подлежат распределению между членами такого объединения, вносившими целевые взносы на приобретение (создание) этого имущества.
Подлежат ли включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения?
Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 г. N 03-07-08/316
Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 г. N 03-07-11/482
Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/584
Ставка по кредиту установлена в размере 5% годовых, что значительно ниже предельного размера, установленного ст. 269 НК РФ.
Например, если сумма кредита - 100 000 евро, то сумма процентов, предъявленных банком, составит:
за 2008 г. - (100 000 евро x 5% x 366 дней) / 360 дней = 5083,33 евро;
за 2009 г. - (100 000 евро x 5% x 365 дней) / 360 дней = 5069,44 евро.
Предельный размер процентов, согласно ст. 269 НК РФ, а также Федеральным законам от 19.07.2009 N 202-ФЗ и от 27.12.2009 N 368-ФЗ, по долговым обязательствам в иностранной валюте в данные периоды установлен в следующих размерах:
- в 2008 г. в размере 15% годовых;
- с 01.09.2008 по 31.12.2009 в размере 22%.
В соответствии с Письмом Минфина России от 16.01.2012 N 03-03-06/1/16 (далее - Письмо) расходы в виде процентов по долговому обязательству рассчитываются исходя из величины долгового обязательства, ставки рефинансирования Банка России и фактического периода пользования заемными средствами.
При этом расчет предельного размера расходов в виде процентов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, осуществляется исходя из фактического числа календарных дней в году (365/366 дней).
То есть Письмом разъясняется порядок расчета предельного размера процента по кредитному соглашению для сравнения его с предельным размером процента, установленным законодательством.
Если бы расчетный год в кредитном договоре предусматривался не 360 дней, а исходя из его фактической продолжительности в 365/366 дней, то фактический размер процентов по кредиту получился бы незначительно выше:
в 2008 г. - (5083,33 евро x 366 дней) / 100 000 евро x 366 дней = 5,08%;
в 2009 г. - (5069,44 евро x 365 дней) / 100 000 евро x 365 дней = 5,07%.
Так как рассчитанные размеры процентов (5,08% и 5,07%) не превышают размеров, предусмотренных законодательством (15% и 22%), то ЗАО имеет право учитывать при исчислении налога на прибыль проценты в размере фактически получившихся сумм.
Однако налоговые органы, ссылаясь на данное Письмо, осуществляют перерасчет процентов, учитываемых при налогообложении, и в ситуации, когда предельный размер процентов не превышен.
Так, в приведенном выше примере налоговый орган предлагает пересчитывать сумму процентов по следующей методике:
за 2008 г. - (100 000 евро x 5% x 366 дней) / 366 дней = 5000 евро;
за 2009 г. - (100 000 евро x 5% x 365 дней) / 365 дней = 5000 евро,
соответственно, признавая не учитываемыми при налогообложении разницы в 2008 г. в размере 83,33 евро (5083,33 - 5000), в 2009 г. - в размере 69,44 евро (5069,44 - 5000).
Каков порядок расчета предельного размера процентов по указанному кредитному договору при исчислении налога на прибыль?