Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 N Ф04-383/2007(31334-А81-40) по делу N А81-3530/2006

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 N Ф04-383/2007(31334-А81-40) по делу N А81-3530/2006

Закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанному с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет, является нарушением закона.

19.02.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 февраля 2007 года Дело N Ф04-383/2007(31334-А81-40)


(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой, на решение от 26.10.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3530/2006 по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой, к акционерному коммерческому банку газовой промышленности "Газпромбанк" о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к акционерному коммерческому банку газовой промышленности "Газпромбанк" (далее - Банк) о взыскании налоговых санкций в размере 129080,56 руб.

Решением от 26.10.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенное по делу решение отменить и принять новое решение. Банк возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

Судом и материалами дела установлено следующее.

29.12.2005 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка филиала АБ "Газпромбанк" (ЗАО) по вопросам соблюдения порядка открытия счетов Федеральному государственному унитарному предприятию "Воронежский механический завод" (далее - ФГУП "ВМЗ"), своевременности исполнения банком решений о приостановлении операций по счетам ФГУП "ВМЗ", своевременности исполнения поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов на перечисление налогов (сборов) в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды, инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов на перечисление налогов (сборов) в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды за период с 01.04.2005 по 17.11.2005.

По результатам проверки составлен акт от 28.02.2005 N 45 ДСП и с учетом возражений Инспекцией принято решение от 12.04.2006 N 73 о привлечении Банка к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 132 НК РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб., а также статьей 134 НК РФ, в виде штрафа в размере 89080,56 руб.

На основании вынесенного решения в адрес Банка Инспекцией выставлено требование от 21.04.2006 N 8661 об уплате налоговой санкции.

Основанием для принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 НК РФ, послужил вывод Инспекции о том, что у Банка при наличии решений Инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отсутствовали основания для открытия расчетных счетов; в отношении привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 134 НК РФ, послужил вывод Инспекции о неправомерном исполнении Банком при наличии у него решений Инспекции о приостановлении операций по счетам ФГУП "ВМЗ" поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, пришел к выводу об отсутствии в действиях Банка состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 132, статьей 134 НК РФ; указал, что после закрытия Банком счета организации, к которому в порядке статьи 76 НК РФ применено приостановление операций по счету, действия Банка в части открытия организации новых счетов и проведения по ним операций не противоречат пункту 9 статьи 76 НК РФ. Вместе с тем суд также при принятии решения руководствовался положениями пункта 3 статьи 111 НК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В силу пункта 4 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Как следует из пункта 5 статьи 76 НК РФ, приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

В силу императивных положений пункта 9 статьи 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Из указанных норм следует, что запрет на открытие банком новых счетов налогоплательщика-организации действует до момента отмены или отзыва решения налогового органа о приостановлении операций организации-налогоплательщика по счетам в банке.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налогового органа о приостановлении операций, закон не относит к основаниям признания соответствующего решения налогового органа утратившим силу или прекратившим действие. В связи с этим закрытие банком счета налогоплательщика-организации, в отношении которого принято решение о приостановлении операций, не прекращает правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику-организации новых счетов в этом банке и, соответственно, в части запрета на осуществление расходных операций по вновь открытым счетам, за исключением налоговых платежей и платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов).

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что вывод суда относительно отсутствия в действиях Банка состава правонарушения согласно статьям 132, 134 НК РФ является ошибочным, основанным на неверном толковании норм права, в том числе пунктов 1, 9 статьи 76 НК РФ.

Однако неверный вывод суда не привел к принятию неправильного решения, поскольку суд, основываясь на положениях статьи 111 НК РФ, указал, что Банк, открывая (закрывая) счета, руководствовался Письмами МНС России от 28.09.2001 N 14-1-64/2137-8719, Минфина РФ от 10.10.2001 N 04-00-11, МНС РФ от 16.09.2002 N 24-1-13/1083-АД665, подтверждающими правомерность действий кредитной организации, в связи с чем по причине отсутствия вины не может быть привлечен к налоговой ответственности.

Письмо Минфина Российской Федерации от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336, разъясняющее, что закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанному с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением статьи 76 НК РФ, было опубликовано в феврале 2006 г., в связи с чем Банк не мог им руководствоваться в проверенном периоде 2005 года.

На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.10.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3530/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 22.12.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол

  • 20.10.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген

  • 13.10.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве


Вся судебная практика по этой теме »

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счету (ст. 134 НК РФ)
  • 26.12.2023  

    О признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении обязанностей по снятию ограничения с операций по счетам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика принято в отношении счета, не используемого заявителем в предпринимательской деятельности, для восстановления нарушенных прав налогоплательщика налогов

  • 10.05.2023  

    Налоговый орган в целях обеспечения исполнения решения о привлечении общества к налоговой ответственности и полагая, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем его исполнение, вынес решение о принятии обеспечительных мер.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение влечет существенное ограничение экономической деятельности общества при отсут

  • 28.06.2011   В передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано. Банк в нарушение требования п. 76 НК РФ открыл расчетные счета для организации и производил расходные операции по ним.

Вся судебная практика по этой теме »