Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2008 г. N КА-А40/3135-08
Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2008 г. N КА-А40/3135-08
Подпункт 5 п. 1 ст. 162 НК РФ был исключен из п. 1 ст. 162 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ, при этом подпункт 2 п. 1 ст. 162 Кодекса продолжает действовать в прежней редакции, что свидетельствует о воле законодателя на исключение сумм санкций из налоговой базы по НДС и изначальном невхождении этих сумм в поступления, предусмотренные подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ
02.06.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2008 г. N КА-А40/3135-08
Дело N А40-71917/06-35-438
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.
судей Власенко Л.В., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
от истца К. - дов. N 74 от 07.02.2008
от ответчика П. - дов. N 4 от 10.01.2008
рассмотрев 17.04.2008 в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС N 25
на решение от 07.11.2007
Арбитражного суда г. Москвы
Принятое Панфиловой Г.Е.
на постановление от 18.01.2008 N 09АП-18376/2007-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
Принятое Голобородько В.Я., Марковой Т.Т., Окуловой Н.О.
по иску (заявлению) ОАО "СУЭК"
о признании решения недействительным
к ИФНС N 25
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России N 25 по городу Москве от 13.10.2006 N 1292р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на добавленную стоимость, пени, налога на доходы физических лиц, пени, единого социального налога, сбора за уборку территории, пени по акту выездной налоговой проверки от 30.08.2006 N 1292а за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
Постановлением от 16.08.2007 Федерального арбитражного суда Московского округа решение от 05.02.2007 и постановление от 26.04.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда в части удовлетворения требований о признании недействительным решения инспекции в отношении привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 НДС в размере 5117670 руб. и соответствующей пени отменены, дело в указанной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы для проверки расчета доначисленных сумм; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 07.11.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 18.01.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Инспекции в части доначисления НДС в размере 1429379 руб. 73 коп., пени на сумму возникшей задолженности; предложения уменьшить начисленную в завышенных размерах сумму НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 2003 г. в размере 3688290 руб. 27 коп.; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 НДС. В удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, на сумму 100 руб. отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции НДС.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Инспекция ссылается на п. 2 ст. 153 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы выручка от реализации товаров(работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров(работ, услуг), полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Как следует из содержания подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, налоговая база по операциям реализации увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары(работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров.
Денежные средства, полученные в виде процентов, не могут быть признаны суммами, связанными с оплатой реализованных товаров. В соответствии со ст. 167 НК РФ под оплатой товаров(работ, услуг) понимается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров перед налогоплательщиком, которые непосредственно связано с поставкой(передачей этих товаров).
Обязанность покупателя товаров (работ, услуг) уплатить неустойку за ненадлежащее исполнение своих обязательств не может быть признана встречным обязательством по отношению к обязательству продавца поставить товар, оказать услугу, выполнить работу.
Обязательство по уплате процентов представляет одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае просрочки оплаты по договору. Таким образом, уплата процентов не обусловлена совершением со стороны кредитора каких-либо действий. Проценты за пользование чужими денежными средствами имеют самостоятельную правовую природу, не связанную с объектами налогообложения по НДС, и у налогоплательщика не возникает обязанности по включению этих сумм в налогооблагаемую базу по НДС.
Указанные выводы о том, что штрафные санкции не связаны с оплатой реализованных товаров(работ, услуг), подтверждаются положениями п. 3 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которыми штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств признаются внереализационными доходами, а также указаниями п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, на основании которых штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров включены не в доходы от обычных видов деятельности, а в прочие поступления.
Суд кассационной инстанции при толковании ст. 162 НК РФ исходит из того, что наряду с подпунктом 2 п. 1 настоящей статьи в редакции Кодекса от 19.07.2000 действовал подпункт 5, согласно которому налоговая база определялась с учетом санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров(контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг.
Подпункт 5 п. 1 НДС и изначальном невхождении этих сумм в поступления, предусмотренные подпунктом 2 п. 1 ст. 162 Кодекса.
Суд кассационной инстанции исходит из сложившейся судебно-арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.12.2005 N КА-А40/12548-05, от 14.07.2004 N КА-А40/5808-04, от 15.11.2005 N КА-А40/11053-05, от 15.11.2005 N КА-А40/11015-05, от 08.11.2005 N КА-А40/11137-05, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.07.2003 N А33-15085/02-СЗв-ФФ2-19.13/03-С1, от 14.11.2005 N А19-4125/04-30-Ф02-5651/05-С1, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.06.2003 N А28-8345/02-331/15, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2004 N А66-6117/2004).
Суд кассационной инстанции исходит также из п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика(плательщика сборов).
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284 - 287, 289 АПК РФ,
постановил:
решение от 07 ноября 2007 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 18 января 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-71917/06-35-438 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Председательствующий
Э.Н.НАГОРНАЯ
Судьи
Л.В.ВЛАСЕНКО
О.В. ДУДКИНА
Темы: Порядок определения налоговой базы  
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 02.04.2024 Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 30.11.2023 г. № 03-07-08/115287
- 10.01.2024 Письмо Минфина России от 08.12.2023 г. № 03-07-11/118526
Комментарии