Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А29-4039/2009

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А29-4039/2009

Денежные средства, получаемые Обществом из бюджета, являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате оказания коммунальных услуг по ценам, определенным органом местного самоуправления. Указанные средства не связаны с оплатой реализованных услуг и не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость

21.03.2010  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2010 г. по делу N А29-4039/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л.

при участии представителей

от заявителя: Урманчеева А.В. (доверенность от 12.10.2009),

от заинтересованных лиц: Кондрашовой А.В. (доверенность 05.02.2010 N 05-16/51),

Фроловой Н.В. (доверенность от 23.12.2008 N 03-46)

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009,

принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

по делу N А29-4039/2009

по заявлению открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания"

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми,

и

установил:

открытое акционерное общество "Удорская тепловая компания" (далее - ОАО "Удорская тепловая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.01.2009 N 10-23/27 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление, вышестоящий орган) от 24.03.2009 N 110-А.

Решением суда от 27.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 30.10.2009 решение суда первой инстанции отменено, требования Общества удовлетворены.

Инспекция и Управление не согласились с постановлением апелляционного суда и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

Заявители жалоб считают, что суд неправильно истолковал пункт 13 статьи 40, подпункт 1 пункта 1 статьи 146, статью 153, подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пункт 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановление Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 23; применил закон, не подлежащий применению, а именно: абзац 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 157, статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац 2 пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения коммунальных услуг", от 16.12.2006 N 772 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2007 год" и постановление Правительства Республики Коми от 25.12.2006 N 316 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2007 год", а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По их мнению, Общество не представило надлежащих и допустимых доказательств того, что решение Совета муниципального района "Удорский" от 20.12.2006 N 33-5 и постановление главы муниципального района "Удорский" от 30.01.2007 имеет законную силу и официальный источник опубликования, а также затрагивают права и законные интересы определенного круга лиц; на основании данных актов органов местного самоуправления был утвержден именно единый стандарт оплаты за коммунальные услуги населению ОАО "Удорская тепловая компания"; денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, были выделены именно на компенсацию расходов организаций, связанных с применением указанных льгот; орган муниципального образования "Удорский" не наделен полномочиями по установлению тарифов, так как данная функция в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" отнесена к компетенции субъекта Российской Федерации в лице Службы Республики Коми по тарифам. Установление органом местного самоуправления специальных тарифов на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Удорская тепловая компания" не являющегося муниципальным предприятием, не может быть отнесено к государственному регулированию цен и тарифов организаций коммунального комплекса. Таким образом, Общество обязано было определять в проверяемом периоде налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость исходя из тарифов на коммунальные услуги, установленных Службой Республики Коми по тарифам в пределах своих полномочий в области регулирования тарифов.

Представители Управления и Инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Общество отзыв на кассационную жалобу в суд не представило, его представитель в судебном заседании против доводов заявителя возразил, указав на законность и обоснованность постановления апелляционного суда.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.02.2010.

Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Удорская тепловая компания" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01 по 31.12.2007 по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельного, водного, транспортного налогов, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогу на операции с ценными бумагами, за период с 11.10.2007 по 30.04.2008 - по налогу на доходы физических лиц, результаты которой оформлены в акте от 18.12.2008 N 10-23/27.

Рассмотрев материалы проверки, начальник Инспекции принял решение от 28.01.2009 N 10-23/27 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость.

Общество обратилось с жалобой в вышестоящий орган. По результатам рассмотрения жалобы Общества Управление вынесло решение от 24.03.2009 N 100-А, согласно которому решение налогового органа изменено, ОАО "Удорская тепловая компания" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов в общей сумме 196 797 рублей 20 копеек, налогоплательщику предложено уплатить налоги в сумме 1966972 рубля, пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 233 611 рублей 45 копеек, а также уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2007 год в сумме 1 697 754 рубля.

ОАО "Удорская тепловая компания" не согласилось с решением Инспекции, в редакции решения Управления, и обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 13 статьи 40, статьей 106, пунктом 1 статьи 122, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, статьей 153, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, решением Совета муниципального района "Удорский" от 17.05.2007 N 3-2, постановлением Главы муниципального района "Удорский" от 24.05.2007 N 211, которыми утвержден "Порядок субсидирования выпадающих доходов от реализации гражданам коммунальных услуг ОАО "Удорская тепловая компания" за счет бюджета муниципального района "Удорский" в 2007 году", пришел к выводу, что установление органом местного самоуправления специальных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для Общества, не являющегося муниципальным предприятием, не может быть отнесено к государственному регулированию цен и тарифов организаций коммунального комплекса, в связи с чем налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна определяться исходя из тарифов, установленных Службой Республики Коми по тарифам.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался этими же нормами, а также пунктом 1 статьи 11, статьей 153, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, пунктом 2 статьи 154, статьями 155 - 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 11 части 1 статьи 4, статьей 159, пунктами 2, 4 статьи 154, пунктами 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения коммунальных услуг", от 16.12.2006 N 772 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2007 год", постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 N 316 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2007 год", и исходил из того, что средства, выделяемые налогоплательщикам из соответствующего бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.

В пункте 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде ОАО "Удорская тепловая компания" оказывало коммунальные услуги населению Удорского района Республики Коми с использованием имеющихся на балансе 19 котельных.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2006 N 79/2 утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Удорская тепловая компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми для населения в размере 1621 рубль 49 копеек (с налогом на добавленную стоимость), прочим потребителям 1374 рубля 14 копеек (без налога на добавленную стоимость) за один Гкал.

Тарифы на водоснабжение установлены приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2006 N 67/1 для потребителей в размере 25, 06 рублей за один кубический метр (без налога на добавленную стоимость), по водоотведению и очистке сточных вод - 27,06 рублей за один кубический метр (без налога на добавленную стоимость).

Решением Совета муниципального района "Удорский" от 20.12.2006 N 33-5 установлен единый стандарт оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению ОАО "Удорская тепловая компания" на первый квартал 2007 года в размере 70,2 процента за теплоснабжение, 69,2 процента за горячее водоснабжение, 59,3 процента за холодное водоснабжение и 62,8 процента за водоотведение.

С учетом утвержденного стандарта постановлением Главы муниципального района "Удорский" от 30.01.2007 N 39 были утверждены тарифы на коммунальные услуги для населения (без налога на добавленную стоимость): за услуги теплоснабжения - 964 рубля 64 копейки, горячее водоснабжение - 85 рублей 80 копеек, холодное водоснабжение - 14 рублей 85 копеек, водоотведение - 17 рублей. Постановлением Главы муниципального района "Удорский" от 24.05.2007 N 211 утвержден Порядок субсидирования выпадающих ходов от реализации гражданам коммунальных услуг ОАО "Удорская тепловая компания" за счет бюджета муниципального района "Удорский" в 2007 году, в соответствии с которым подлежат возмещению выпадающие доходы, определяемые как разница между установленными тарифами Службой Республики Коми по тарифам и тарифами для населения, определенными органом местного самоуправления.

Также указанным постановлением определен размер выпадающих доходов, порядок финансирования в 2007 году субсидии по выпадающим доходам из бюджета муниципального района "Удорский", согласно сводной бюджетной росписи на 2007 год в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, и определен порядок перечисления субсидий финуправлением с лицевого счета, открытого на счете Отделения по Удоскому району Управления Федерального казначейства по Республике Коми, на расчетный счет Общества на основании представляемых отделом промышленности, капитального строительства и муниципального хозяйства ходатайства, заключения и расчетов по принимаемой к возмещению сумме по результатам рассмотрения заявления Общества. Средства субсидии по выпадающим доходам направляются Обществом на оплату топливно-энергетических ресурсов.

Решением Совета муниципального района "Удорский" от 27.05.2007 N 3-2 предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджете муниципального образования на предоставление ОАО "Удорская тепловая компания" субсидии по выпадающим доходам в сумме 60 994 рубля (в редакции решения от 16.10.2007 - 48 824 рубля 10 копеек).

Финансирование на указанные цели осуществлялось на основании расчета, представленного Обществом за счет средств муниципального бюджета согласно уведомления об ассигнованиях от 22.05.2007 N 66 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления негосударственным организациям".

Сумма разницы от реализации населению коммунальных услуг по установленным органом местного самоуправления тарифам и тарифами, установленными Службой Республики Коми по тарифам за первый квартал 2007 года составила 10 840 537 и перечислена Обществу из бюджета муниципального района "Удорский" в качестве субсидии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.

В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что данный закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Установление органом местного самоуправления цен (тарифов) на оказываемые муниципальными предприятиями услуги возможно лишь в предусмотренных законом случаях; применение таких цен (тарифов) зависит не от организационно - правовой формы предприятия, а от вида оказываемой услуги.

Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что органом местного самоуправления - Советом муниципального района "Удорский" определен единый стандарт оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению данного муниципального образования на первый квартал 2007 года в процентом отношении от тарифа на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, установленном Службой Республики Коми по тарифам, а также предусмотрены в бюджете муниципального района "Удорский" бюджетные ассигнования на предоставление в 2007 году ОАО "Удорская тепловая компания" субсидии для погашения образовавшейся разницы между государственной регулируемой ценой и установленным стандартом оплаты за коммунальные услуги для населения муниципального района.

Таким образом, орган местного самоуправления, установив тарифы на оказываемые ОАО "Удорская тепловая компания" коммунальные услуги на территории муниципального района "Удорский", действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Денежные средства, получаемые Обществом из бюджета, являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате оказания коммунальных услуг по ценам, определенным органом местного самоуправления. Данный факт не оспаривается налоговым органом.

Следовательно, указанные средства не связаны с оплатой реализованных услуг и не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

При таких обстоятельствах, Второй арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод об отсутствии у налоговых органов оснований для доначисления Обществу 1 951 297 рублей налога на добавленную стоимость, 224 390 рублей 95 копеек пеней и 196 797 рублей 20 копеек штрафа, в связи с чем правомерно признали недействительным решение Инспекции от 28.01.2009 N 10-23/27 в редакции решения Управления от 24.03.2009 N 110-А.

Довод заявителей жалоб о неприменении к спорным правоотношениям решения Совета муниципального района "Удорский" от 20.12.2006 N 33-5 и постановления главы муниципального района "Удорский" от 30.01.2007, поскольку не опубликованы в установленном порядке, отклоняется судом кассационной инстанции.

Обязательным условием действия нормативного акта является его публикация в официальных печатных источниках. Ненормативный акт вступает в силу со дня его принятия компетентным органом.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Исходя из изложенного, вышеуказанные решение и постановление являются ненормативными актами, поскольку распространяют свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Относятся персонально к определенным лицам и прекращают свое действие с реализацией конкретного права или обязанности. Отсутствие их публикации в официальном печатном издании не является основанием для признания их недействующими.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция и Управление освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу N А29-4039/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать