Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2009 г. N Ф09-4883/09-С2

Постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2009 г. N Ф09-4883/09-С2

Действующее законодательство не предусматривает, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда

21.08.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. N Ф09-4883/09-С2

Дело N А76-23405/2008-51-616

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Меньшиковой Н.Л.,

судей Татариновой И.А., Кангина А.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Копейского филиала N 6 (далее - Фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2008 по делу N А76-23405/2008-51-616 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Закрытое акционерное общество Промышленно-строительная компания "Южуралпромстрой" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 12.09.2008 N 11.

Оспариваемое решение вынесено по результатам проверки общества за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. В ходе проверки Фонд сделал вывод о том, что страхователем не начислялись страховые взносы на материальную помощь, не связанную с чрезвычайными обстоятельствами, премию по приказам, подарки и цветы к юбилеям и другие выплаты, которые не указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень). Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в сумме 1 837 руб. 84 коп.

Решением суда от 26.12.2008 (судья Забутырина Л.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, поскольку полагает, что страхователем произведены выплаты обусловленные наличием трудовых отношений, без которых такие выплаты, не могли иметь место, что свидетельствует об их относимости к системе оплаты труда работников.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что они не подлежат отмене.

Согласно п. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Системы заработной платы, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Из приведенных норм следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Таким образом, факт наличия трудовых отношений между обществом и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату их труда.

Судами с учетом требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что общество производило выплаты работникам в виде стоимости подарков, выплат к юбилейным датам и в связи с празднованием Международного женского дня 8 Марта, материальной помощи, выплаченной в связи с семейным положением (л. д. 73 - 138 т. 1), но данные выплаты не являются вознаграждением за конкретные результаты труда и не относятся к иным источникам доходов, подлежащих обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Доказательств обратного ни в материалах дела, ни в кассационной жалобе Фондом не представлено.

В силу п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Фондом в нарушение требований, предусмотренных п. 8 ст. 101 Кодекса, в оспариваемом решении не изложены обстоятельства совершенного правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, в связи с чем невозможно установить правильность доначисления сумм страховых взносов.

Таким образом, судами в соответствии с требованиями действующего законодательства сделан правильный вывод о признании недействительным оспариваемого решения Фонда.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2008 по делу N А76-23405/2008-51-616 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Копейского филиала N 6 - без удовлетворения.

Председательствующий

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

ТАТАРИНОВА И.А.

КАНГИН А.В.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок