Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. по делу N А26-3314/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. по делу N А26-3314/2007

По смыслу указанных норм с 01.01.2007 срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется не с даты наступления срока уплаты налога, а со дня фактического выявления недоимки. Для фиксирования момента выявления недоимки налоговый орган составляет соответствующий документ по установленной форме.

27.02.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2007 г. по делу N А26-3314/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Тарасова А.В. (доверенность от 05.07.2007 N 1.4-23/13), от общества с ограниченной ответственностью "Николаевская оптовая база" Кацнельсона Е.Л. (доверенность от 04.07.2007), рассмотрев 18.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Николаевская оптовая база" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2007 по делу N А26-3314/2007 (судья Кохвакко В.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Николаевская оптовая база" (далее - Общество, ООО "НОБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция): требования N 4 об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней по состоянию на 20.02.2007, требования N 1727 об уплате 1006 руб. 02 коп. пеней по состоянию на 09.03.2007; решений от 21.03.2007 N 1974, от 22.03.2007 N 1209, от 30.03.2007 N 881 и от 15.05.2007 N 3847.

Решением суда от 07.09.2007 заявление удовлетворено частично.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 07.09.2007 и заявление удовлетворить.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование N 4 об уплате налога по состоянию на 20.02.2007, в котором предложила ему в срок до 12.03.2007 уплатить 103183 руб. 47 коп. НДС и 3522 руб. 87 коп. пеней по этому налогу.

Затем налоговым органом было направлено требование N 1727 об уплате налога, пеней, штрафа по состоянию на 09.03.2007, в котором ООО "НОБ" предложено уплатить в срок до 28.03.2007 1006 руб. 02 коп. пеней. В графе требования "Недоимка" указаны суммы налога, на которые начислены пени: на 20.01.2006 - 44199 руб.; на 20.04.2006 - 57550 руб.; на 20.07.2006 - 4748 руб.; на 20.10.2006 - 4967 руб.; на 22.01.2007 - 2467 руб. В абзаце 5 справочного поля требования налогоплательщику предложено при наличии разногласий до наступления срока уплаты произвести сверку расчетов начисленных пеней.

В связи с неисполнением Обществом требований Инспекция вынесла решения от 21.03.2007 N 1974 и от 15.05.2007 N 3847 о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах Общества в банке.

Кроме того, в связи с неисполнением ООО "НОБ" требования N 4 налоговый орган 22.03.2007 вынес решение N 1209 о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества Общества, а 30.03.2007 - решение N 881 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Общество оспорило ненормативные акты Инспекции в судебном порядке.

Как установлено судом, ООО "НОБ" 14.07.2004 направило в Инспекцию декларацию по НДС за II-й квартал 2004 года, в которой заявило к уменьшению (налоговый вычет) 35203 руб. НДС. При отражении данных декларации в лицевом счете Общества должностные лица налогового органа ошибочно указали сумму вычета, а именно 352030 руб. Ошибка была обнаружена Инспекцией и 20.02.2007 вынесено решение N 127 о выявлении недоимки у налогоплательщика. Одновременно налоговым органом было оформлено требование N 4 об уплате Обществом недоимки и пеней, исчисленных с 02.11.2006.

С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции признал правомерными ненормативные акты Инспекции о доначислении и предложении ООО "НОБ" уплатить 103183 руб. 47 коп. НДС, а также о принятии мер по их принудительному взысканию. В то же время суд, указав на нарушение налоговым органом положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признал незаконными ненормативные акты Инспекции о начислении Обществу 4528 руб. 88 коп. пеней за неуплату НДС до составления и получения ООО "НОБ" решения от 20.02.2007 N 127 о выявлении недоимки у налогоплательщика и на этом основании удовлетворил заявление Общества.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога, не уплаченной в установленный срок (статья 11 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью первой статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ; далее - Закон N 137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Из приведенных норм следует, что до 01.01.2007 срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами проведения налоговой проверки, обусловлен сроками уплаты налогов, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 48 статьи 1 Закона N 137-ФЗ статья 70 НК РФ изложена в новой редакции, действующей с 01.01.2007.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

По смыслу указанных норм с 01.01.2007 срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется не с даты наступления срока уплаты налога, а со дня фактического выявления недоимки. Для фиксирования момента выявления недоимки налоговый орган составляет соответствующий документ по установленной форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Таким образом, с 01.01.2007 момент выявления недоимки у налогоплательщика налоговым органом определяется со дня фактического составления документа, форма которого утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

В данном случае Инспекция установила неуплату Обществом НДС за IV квартал 2005 года и I - III кварталы 2006 года - 20.02.2007, в связи с чем и приняла решение N 127 о выявлении недоимки у налогоплательщика.

При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при вынесении оспариваемого требования и решений налоговым органом не нарушены сроки, установленные статьями 45, 46, 47, 70 и 76 НК РФ.

Следовательно, у суда не было оснований для признания ненормативных актов налогового органа недействительными по мотиву нарушения им трехмесячного срока направления требования об уплате НДС, на что указывает заявитель.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительными оспариваемых актов Инспекции в части предложения уплатить НДС и принятия мер по его взысканию, указав на то, что налоговым органом не нарушена процедура принудительного взыскания с Общества задолженности по налогу.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2007 по делу N А26-3314/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Николаевская оптовая база" - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Николаевская оптовая база" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

В.В.Дмитриев

Судьи

О.А.Корпусова

Н.Г.Кузнецова

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок