Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №90-O от 01.10.1997

Определение КС РФ №90-O от 01.10.1997

Из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что она регламентирует ответственность налогоплательщиков только за нарушение налогового законодательства, закрепляя меры такой ответственности, в том числе штрафы, основания и порядок их применения. Санкции за превышение установленных лимитов наличных расчетов в статье 13 не предусматриваются и не могут быть предусмотрены, поскольку данное нарушение не относится к нарушениям налогового законодательства. Расчеты не являются элементом налоговой системы - предмета налогового законодательства, поэтому и санкции за несоблюдение порядка их осуществления также не могут быть отнесены к финансовым санкциям, указанным в статье 13 Закона.

01.10.1997  

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 октября 1997 г. № 90-О

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 13 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА

"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",

ПУНКТА 9 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 23 МАЯ 1994 Г. No. 1006 "ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ

МЕР ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ

НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ" И ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 НОЯБРЯ

1994 Г. No. 1258 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОГО

РАЗМЕРА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ

МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тихнова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами,

установил:

1. 9 апреля 1997 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", а также статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" в части предоставления государственной налоговой службе права взыскивать в бесспорном порядке штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Поводом для обращения в Конституционный суд Российской Федерации послужило взыскание государственной налоговой инспекцией в бесспорном порядке штрафов с ряда предприятий области за нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258 при осуществлении расчетов наличными деньгами.

По мнению Законодательного Собрания Тверской области, данное постановление, устанавливая предельную сумму расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, противоречит статье 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также статье 74 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Заявитель также считает, что бесспорное списание налоговыми органами денежных средств со счетов юридических лиц за нарушение расчетных отношений противоречит конституционным основам хозяйственного оборота на российском рынке, нарушает права собственников, и потому статья 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 не соответствуют статьям 8 и 35 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" принял данный запрос к рассмотрению. Дело было назначено к слушанию в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации.

2. 3 июля 1997 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление No. 810 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258". Таким образом, акт, конституционность которого оспаривалась заявителем, утратил силу до начала рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации. И поскольку, как следует из представленных материалов, действием Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258 не были нарушены конституционные права и свободы граждан, на основании части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" производство по делу в этой части подлежит прекращению.

3. В запросе Законодательного Собрания Тверской области поставлен вопрос о неправомерности действий государственных налоговых инспекций по бесспорному взысканию с юридических лиц неналоговых обязательных платежей, в частности штрафов за нарушение правил осуществления расчетов наличными деньгами, и противоречии в связи с этим статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", на основании которых такой порядок взыскания применяется, Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 и 35.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 определяются меры финансовой ответственности (штрафы) за правонарушения в сфере расчетных отношений, основания их применения (составы правонарушений), а также предусматривается, что рассмотрение дел о таких административных правонарушениях и наложении штрафов производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. При этом в Указе не установлен порядок исполнения постановлений о наложении штрафов за нарушение правил наличных расчетов между юридическими лицами и не указано, что штрафы в таких случаях взыскиваются в бесспорном порядке.

Из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что она регламентирует ответственность налогоплательщиков только за нарушение налогового законодательства, закрепляя меры такой ответственности, в том числе штрафы, основания и порядок их применения. Санкции за превышение установленных лимитов наличных расчетов в статье 13 не предусматриваются и не могут быть предусмотрены, поскольку данное нарушение не относится к нарушениям налогового законодательства. Расчеты не являются элементом налоговой системы - предмета налогового законодательства, поэтому и санкции за несоблюдение порядка их осуществления также не могут быть отнесены к финансовым санкциям, указанным в статье 13 Закона.

С учетом этого вопрос о том, вправе ли органы Государственной налоговой службы при отсутствии в законодательстве правил, определяющих порядок применения санкций за превышение юридическими лицами предельных сумм расчетов наличными деньгами, руководствоваться не статьей 854 ГК Российской Федерации, а правилами, предусмотренными налоговым законодательством, в частности статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и правомерна ли подобная практика, относится к компетенции арбитражных судов и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомствен.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" уже дал оценку конституционности полномочий по бесспорному взысканию с юридических лиц недоимок по налогам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Вывод Конституционного Суда о том, что взыскание органами налоговой полиции сумм штрафов с юридических лиц в бесспорном порядке без их согласия не соответствует Конституции Российской Федерации, в полной мере распространяется на аналогичные полномочия государственных налоговых инспекций.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 3 части первой и частью второй статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. No. 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами".

2. Настоящее Определение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 31.10.2022  

    По результатам выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.


Вся судебная практика по этой теме »

Принципы привлечения к ответственности
  • 08.11.2011  

    Признавая недействительным решение инспекции в части доначисления спорных сумм налога на прибыль, пеней и штрафов, суды пришли к правильному выводу о том, что налогоплательщик обоснованно в проверяемом периоде ежегодно списывал проценты, начисленные Минфином РФ, исходя из 360 дней в году и курса Банка России на дату признания задолженности по долговым обязательствам и уступленным в составе консолидированной задолженности.

  • 18.06.2004  

    Отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава налогового правонарушения как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательно

  • 05.11.2003  

    Вводя административную ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и устанавливая в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие санкции, законодатель учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом права и интересы граждан и их объединений и исходил из необходимости обеспечения вытекающего из Конституции Российской Федерации об


Вся судебная практика по этой теме »