Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.09.2019 г. № Ф03-3709/2019 по делу № А51-20082/2018

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.09.2019 г. № Ф03-3709/2019 по делу № А51-20082/2018

Обществу отказано в возмещении НДС по причине неправомерного завышения налоговых вычетов при оплате услуг, которые подлежат обложению НДС по нулевой ставке, что исключает возможность применения вычетов по НДС.

Итог: требование удовлетворено, так как оказанные обществу и оплаченные им услуги по погрузке-разгрузке товара осуществлены на территории РФ в портах, не являющихся местом убытия товара на экспорт, в связи с чем налоговые вычеты по операциям с контрагентами применены обществом правомерно.

16.09.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2019 г. N Ф03-3709/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой

судей: С.Ю. Лесненко, Е.П. Филимоновой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - Ткачук И.К., представитель по доверенности от 20.03.20185 N 1;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока - Лындина М.И., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 02-01.17/11; Кудашова Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 02-01.17/2;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока

на решение от 11.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019

по делу N А51-20082/2018 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов;

в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Н.Н. Анисимова, Т.А. Солохина

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН 1142537000539, ИНН 2537103445, место нахождения: 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, 30, 3)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (ОГРН 1042503462385, ИНН 2537019306, место нахождения: 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 116)

о признании недействительными решений

общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - общество, ООО "Феникс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока) о признании недействительными: решения от 25.05.2018 N 11-16/183 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; решения от 25.05.2018 N 11-16/6637 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в возмещении НДС в сумме 56 663 руб., и об обязании инспекции возместить НДС в сумме 56 663 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2019 решения инспекции от 25.05.2018 NN 11-16/183, 11-16/6637 в части уменьшения суммы НДС, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2017 года в размере 56 663 руб., признаны недействительными. Суд обязал инспекцию возместить ООО "Феникс" из федерального бюджета НДС в сумме 56 663 руб. в установленном порядке.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Пятого арбитражного апелляционного суда принято 24.05.2019, а не 11.03.2019.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 решение суда первой инстанции от 11.03.2019 оставлено без изменения.

ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит Арбитражный суд Дальневосточного округа принятые по делу судебные акты отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе ООО "Феникс" в удовлетворении заявленных требований.

Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, инспекция приводит доводы о том, что из условий заключенных между налогоплательщиком и ООО "Далькомхолод", ООО "Орандж Лайнс" договоров, а также выставленных счетов-фактур усматривается осведомленность общества и его контрагентов об оказании последними услуг в отношении экспортных операций. Обращает внимание суда округа на то, что именно на заявителе лежит обязанность, установленная в договорах, заключенных с ООО "Далькомхолод", ООО "Орандж Лайнс", по предоставлению исполнителю услуг в письменном виде (заявке) до начала осуществления погрузочно-разгрузочных работ товаросопроводительных документов с указанием пункта отправления и (или) пункта назначения, а также копии грузовой таможенной декларации с целью указания правильной ставки по НДС. Считает, что в рассматриваемом случае имеются все установленные подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для применения по НДС ставки 0%, являющейся обязательным элементом налогообложения, которая не может применяться произвольно.

В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме. Представитель общества просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

При рассмотрении данного дела судами установлено, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, представленной ООО "Феникс" 19.10.2017, инспекцией установлено неправомерное завышение налоговых вычетов на общую сумму 56 663 руб. по погрузо-разгрузочным работам, оказанным ООО "Орандж Лайнс" и АО "Далькомхолод" в отношении рыбопродукции, реализованной на экспорт.

Налоговый орган счел, что указанные услуги в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0%, что исключает возможность применения обществом вычетов по предъявленным счетам-фактурам.

25.05.2018 инспекцией приняты решения от N 11-16/6637 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 11-16/183 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", согласно которым ООО "Феникс" отказано в возмещении из бюджета НДС за 3 квартал 2017 года в сумме 56 663 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 29.08.2018 N 13-09/31333@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями налогового органа, ООО "Феникс" обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для принятия оспариваемых решений.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Порядок применения налоговых вычетов регламентирован в статье 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению; в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ обязательно для получения налоговых вычетов.

Таким образом, для предъявления НДС к вычету соблюдение таких условий, как принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие у покупателя надлежащим образом оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), в котором указаны суммы НДС, является обязательным.

Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка, в том числе нулевая, по НДС является одним из основных элементов налогообложения и не может применяться произвольно.

В том случае, когда осуществляются операции, облагаемые в соответствии с налоговым законодательством НДС по ставке 0%, налог в счетах-фактурах не выделяется, соответственно, покупателем не оплачивается, налоговые вычеты по указанным операциям не применяются.

Судами установлено, что ООО "Феникс", не являясь рыбодобывающей организацией, в проверяемом периоде осуществляло оптовую торговлю мороженой рыбопродукцией на внешнем рынке (экспорт), в связи с этим закупало товар у российских предприятий на территории Российской Федерации. В целях соблюдения необходимого температурного режима отгрузка мороженой рыбопродукции осуществлялась в рефрижераторных контейнерах. Доставка товара иностранному покупателю производилась морским транспортом на специализированном грузовом судне - контейнеровозе. До реализации на экспорт рыбопродукция хранилась в холодильных камерах портов ОАО "Владморрыбпорт" (договор хранения N 153 от 13.08.2014) и АО "Далькомхолод" (договор хранения N 3-1859114 от 03.02.2014). По причине отсутствия необходимого оборудования погрузка рефконтейнеров на контейнеровоз в границах данных портов не производилась, для отправки на экспорт товар перегружался из холодильника в рефконтейнеры и доставлялся автотранспортом на территорию других портов, в частности, на территорию морских контейнерных терминалов (портов) ООО "Владивостокский морской контейнерный терминал" и ООО "ВостокМорСервис". Погрузо-разгрузочные работы в отношении товара, хранившегося в ОАО "Владморрыбпорт", оказаны контрагентом ООО "Орандж Лайнс" по договору оказания услуг от 13.08.2014 N РП/183. Погрузо-разгрузочные работы в отношении товара, хранившегося в АО "Далькомхолод", оказаны по договору хранения от 03.02.2014 N 3-1859114.

Для оплаты оказанных услуг ООО "Орандж Лайнс" и АО "ДалькомХолод" выставили налогоплательщику счета-фактуры, согласно которым налогообложение НДС выполненных работ осуществлено с применением налоговой ставки в размере 18%. Впоследствии оплаченный налогоплательщиком НДС предъявлен к вычетам.

Указывая на то, что в силу подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ оказанные ООО "Орандж Лайнс" и АО "ДалькомХолод" услуги подлежат налогообложению НДС с применением ставки 0%, в связи с чем общество необоснованно применило налоговые вычеты, налоговый орган не учел следующее.

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 3.5 статьи 165 НК РФ, в том числе контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом следующих особенностей. При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются: копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия; копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Как установлено судами, погрузо-разгрузочные работы осуществлены АО "ДалькомХолод" и ООО "Орандж Лайнс" на территории Российской Федерации в портах, не являющихся местом убытия товара на экспорт; товаросопроводительные документы, оформленные по спорным операциям, не содержат указания на пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, и иных сведений, предусмотренных пунктом 3.5 статьи 165 НК РФ.

В связи с этим оснований для признания обоснованным довода инспекции о произвольном применении контрагентами налоговой ставки по НДС в размере 18%, учитывая место выполнения работ и фактические взаимоотношения налогоплательщика с АО "ДалькомХолод" и ООО "Орандж Лайнс", не имеется.

Более того, как верно отмечено судами, при принятии оспариваемых решений инспекцией не учтены разъяснения, содержащиеся в письме Федеральной налоговой службы от 14.06.20018 N СА-4-7/11482 "О направлении рекомендаций по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость с учетом судебной практики". Налоговым органом реальность спорных услуг не оспаривается; доказательства, подтверждающие осведомленность контрагентов об оказании ими услуг в отношении товара, в последующем направляемого на экспорт, не представлены; недобросовестность общества в рассматриваемых правоотношениях и получение им необоснованной налоговой выгоды не подтверждены.

Доводы инспекции об умышленном поведении налогоплательщика основаны только на предположениях.

Ссылка инспекции на то, что из условий заключенных между налогоплательщиком и ООО "Далькомхолод", ООО "Орандж Лайнс" договоров, а также выставленных счетов-фактур усматривается осведомленность общества и его контрагентов об оказании последними услуг в отношении экспортных операций, материалами дела не подтверждена.

Судами правильно применена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформированная в Постановлении от 03.06.2014 N 17-П, а также обоснованно учтена правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 24.10.2016 N 305-КГ16-8642.

Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду округа признать верным вывод судов предыдущих инстанций о правомерном применении ООО "Феникс" налоговых вычетов по операциям с контрагентами АО "ДалькомХолод" и ООО "Орандж Лайнс".

Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам в ходе их рассмотрения дела в суде округа подтверждения не нашли, при этом фактически сводятся к переоценке установленных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.

Суд округа по результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы и изучения материалов дела, а также обжалуемых судебных актов пришел к выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора суды исследовали и оценили все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства.

Процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу норм части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судами при рассмотрении настоящего дела также не допущено.

При таких обстоятельствах жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 11.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу N А51-20082/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Н.В.МЕРКУЛОВА

 

Судьи

С.Ю.ЛЕСНЕНКО

Е.П.ФИЛИМОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок