Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2016 г. № А15-3407/2015

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2016 г. № А15-3407/2015

Налоговым законодательством для предоставления права на вычет по налогу на добавленную стоимость при предварительной оплате по договору предусмотрено наличие счета-фактуры на предоплату, документов, подтверждающих фактическое перечисление предоплаты, и договора, содержащего положение о предоплате соответствующей суммы.

19.09.2016Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.08.2016 г. № А15-3407/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Несар" (ИНН 0550003943, ОГРН 1030501621193) - Даурова А.В. (доверенность от 17.08.2016), в отсутствии в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1040500940710), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2016 (судья Магомедов Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А15-3407/2015, установил следующее.

ООО "Несар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 18.03.2015 N 01-03 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 15.05.2015 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что обществом правомерно заявлены налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) по авансовому счету-фактуре ОАО "Саратовстройстекло" от 26.12.2011 N А-1984.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как считает налоговый орган, судебные акты не соответствуют требованиям налогового и арбитражно-процессуального законодательства и подлежат отмене. По мнению инспекции, доначисление налога на добавленную стоимость за 2011 год является законным и обоснованным.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт от 02.12.2014 N 01-14 и принято решение от 18.03.2015 N 01-03 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением обществу предложено уплатить 1 058 930 рублей недоимки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц, 191 790 рублей пеней, а также 167 978 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Не согласившись с решением налогового органа от 18.03.2015 N 01-03, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 15.05.2015 N 16-08/04513@ решение налогового органа от 18.03.2015 N 01-03 отменено в части доначисления 254 951 рубля налога на прибыль за 2012 год, 129 714 рублей налога на добавленную стоимость за 2012 год, а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части решение инспекции оставлено без изменений.

Считая решение налогового органа от 18.03.2015 N 01-03 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 15.05.2015 N 16-08/04513@02-2-21/1307 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, а также для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 Кодекса вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Пунктом 9 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление этих сумм.

Таким образом, налоговым законодательством для предоставления права на вычет по налогу на добавленную стоимость при предварительной оплате по договору предусмотрено наличие счета-фактуры на предоплату, документов, подтверждающих фактическое перечисление предоплаты, и договора, содержащего положение о предоплате соответствующей суммы.

Суды первой и апелляционной инстанций на основе материалов дела установили, что налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) по декларациям по налогу на добавленную стоимость за 2011 год составила 200 448 951 рубль, а сумма налога на добавленную стоимость - 36 080 812 рублей. Сумма налога, предъявленная обществу при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) составила за 2011 год - 35 910 702 рубля, а согласно книге покупок общества за 2011 год - 35 596 205 рублей.

Инспекция, изучив представленные документы и декларации, установила неуплату обществом налога на добавленную стоимость за 2011 год, в результате необоснованного включения в состав вычетов по налогу на добавленную стоимость 314 497 рублей по приобретенным товарам (работам, услугам) по авансовому счету-фактуре ОАО "Саратовстройстекло" от 26.12.2011 N 1984. При этом основанием для отказа в принятии вычета стало то, что общество ошибочно отразило по коду строки 130 в декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2011 года в составе общей суммы налога подлежащей вычету сумму по авансовому счету-фактуре от 26.12.2011 N А-1984, тогда как ее следовало отразить по коду строки 150, в которой отражаются суммы, предъявленные налогоплательщику при перечислении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров.

Суды верно посчитали доводы налогового органа необоснованными, установив что представленные в дело документы подтверждают право на вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) по авансовому счету-фактуре ОАО "Саратовстройстекло", поскольку в материалы дела представлен договор поставки от 11.10.2010 N 1с, заключенный обществом с ОАО "Саратовстройстекло", где в пункте 5.2 предусмотрена 100 процентная предоплата стоимости товара покупателем.

Кроме того, ОАО "Саратовстройстекло" выставило обществу счет-фактуру от 26.12.2011 N А-1984 на 2 155 927 рублей 60 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 328 870 рублей 31 копейка, которая отражена обществом в книге покупок за 2011 год. Оплата по указанному счету произведена обществом в полном объеме по платежному поручению от 26.12.2011 N 128.

С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о наличии права у общества на вычет по счету-фактуре от 26.12.2011 N А-1984.

При этом, как указывает суд, согласно пояснениям общества вычет по счету-фактуре от 26.12.2011 N А-1984 заявлен в декларации за IV квартал 2011 года в размере 314 497 рублей в связи с наличием непогашенной задолженности перед поставщиком за предыдущие налоговые периоды в размере 14 373 рублей 31 копейки. Доказательств принятия вычета по указанному счету-фактуре в иных налоговых периодах, в том числе охваченных проведенной выездной налоговой проверкой в материалы дела не представлено.

Доводы налогового органа относительно неправомерного применения обществом спорных налоговых вычетов в IV квартале 2011 года, обоснованно отклонены судами, поскольку отражение спорных налоговых вычетов по строке 130 декларации в составе общей суммы вычета вместо отражения по коду строки 150 не привело к занижению налоговой базы за рассматриваемые периоды либо искажению суммы налога к уплате и, следовательно, к неуплате налога в бюджет.

Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.

Доводы кассационной жалобы инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А15-3407/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

 

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок