
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.04.2015 г. № А40-84262/14
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.04.2015 г. № А40-84262/14
В уточненной налоговой декларации была заявлена сумма к уплате, а не к возмещению, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для истребования документов в соответствии со ст. 172 НК РФ, подтверждающих налоговые вычеты, что исключает возможность проверки их обоснованности, в связи с чем выводы судов об обязанности инспекции по проверке декларации и вынесению решения (о правомерности, неправомерности вычета по налогу на добавленную стоимость) не основаны на нормах налогового законодательства.
22.04.2015Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09.04.2015 г. № А40-84262/14
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Бочаровой Н.Н.,
судей Антоновой М.К., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сукорко М.А. дов-ть от 12.05.2014,
от заинтересованного лица: Панфилов С.Ю. дов-ть от 25.02.2015 N 05-17/003948,
рассмотрев 02.04.2015 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 4 по г. Москве
на решение от 16.10.2014
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Петровым И.О.,
на "постановление" от 25.12.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько, Е.А. Солоповой,
по заявлению ООО "Сафар" (ИНН 5009068676)
о признании незаконным бездействия
к ИФНС России N 4 по г. Москве (ОГРН 1047704058060),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сафар" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 4 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в нерассмотрении в установленные законом сроки поданной 04.12.2013 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, обязании ИФНС России N 4 по г. Москве рассмотреть и обработать поданную обществом уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2014, оставленным без изменения "постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке "статей 284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой она просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы инспекция ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в судебных актах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходя из положений "статей 23", "32", "54", "80", "81", "87", "88" Налогового кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что налоговым органом не исполнена предусмотренная законом обязанность по проведению проверки уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2009 года, вынесению решения о правомерности вычета по налогу на добавленную стоимость в размере 762 385 рублей и обработке указанной декларации путем внесения сведений, содержащихся в представленной декларации, в базу данных налогового органа (лицевую карточку налогоплательщика). При этом суды исходили из того, что "статьей 88" Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанность налогового органа в трехмесячный срок проверить обоснованность сведений, заявленных в налоговой декларации.
Налоговый орган при представлении налогоплательщиком новой налоговой декларации за тот же налоговый период обязан в соответствии с положениями "статей 81", "87", "88" Налогового кодекса Российской Федерации провести новую проверку, поскольку в этом случае все предыдущие декларации утрачивают законную силу.
Кроме того, суды указали, что факт того, что период уточнения составляет более трех лет с момента подачи уточненной налоговой декларации не может являться основанием для оставления без рассмотрения и отказа в принятии вычета по налогу на добавленную стоимость в размере 762 835 рублей, поскольку первоначально заявленный вычет предъявлен в пределах трехлетнего срока и подача уточненной декларации являлась следствием выявления ошибки, не приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, в связи с чем оснований для отказа в принятии вычета отсутствуют.
Данные выводы судов основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что как в первоначальной налоговой декларации за 3 квартал 2009 года, так и в уточненной декларации за тот же период, сумма налога на добавленную стоимость была заявлена к уплате (в первоначальной декларации - 1267 рублей, в уточненной - 1266 рублей).
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате по сравнению с первичной налоговой декларацией, изменилась в сторону уменьшения на 1 рубль.
С учетом того, что инспекцией в ходе проверки нарушений не выявлено, указанная разница между суммами налога, подлежащего уплате в бюджет, отражена в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика, что подтверждается материалами дела (том 1 л.д. 76).
При указанных обстоятельствах, выводы судов о незаконном бездействии, выразившемся в нерассмотрении в установленные законом сроки поданной 04.12.2013 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, противоречат материалам дела.
В части выводов о наличии у инспекции обязанности принять решение о правомерности вычета по налогу на добавленную стоимость и внести сведения, в базу данных налогового органа судами не учтено следующее.
Из положений "статей 88", "100", "101", "173", "176" Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по проведению камеральной налоговой проверки и вынесению соответствующего решения представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость возникает у налогового органа в случае, если сумма налога в декларации заявлена к возмещению из бюджета (положительная разница между налоговыми вычетами и общей суммой налога, исчисленной в соответствии со "статьей 166" Кодекса).
В данном случае в уточненной налоговой декларации была заявлена сумма к уплате, а не к возмещению, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для истребования документов в соответствии со "статьей 172" налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих налоговые вычеты, что исключает возможность проверки их обоснованности, в связи с чем выводы судов об обязанности инспекции по проверке декларации и вынесению решения (о правомерности, неправомерности вычета по налогу на добавленную стоимость) не основаны на нормах налогового законодательства. Кроме того, "статьей 176" Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень решений, принимаемых налоговым органом по результатам рассмотрения налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость. Вынесение инспекцией решений о правомерности или неправомерности налоговых вычетов налоговым законодательством не предусмотрено.
По существу доводы общества о незаконном бездействии инспекции сводятся к тому, что налоговый орган не осуществил корректировку налоговых обязательств на сумму налоговых вычетов, указанных в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года путем исключения из налоговых обязательств общества недоимки по налогу на добавленную стоимость, доначисленной вступившим в силу решением по выездной налоговой проверке за этот же период, не признанным недействительным в судебном порядке.
Между тем выбранный заявителем способ защиты не основан на нормах налогового законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применены нормы права, решение первой инстанции и "постановление" апелляционной инстанции подлежат отмене на основании "пункта 2 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь "статьями 284", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2014 и "постановление" Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А40-84262/14 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Сафар" отказать.
Председательствующий судья
Н.Н.БОЧАРОВА
Судьи
М.К.АНТОНОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 30.07.2024 В ФНС сообщили, какие документы могут запросить для камеральной проверки по НДС
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 20.04.2025
Налогоплательщик ссылался
на то, что при проведении проверки были использованы документы, полученные налоговым органом до момента начала соответствующей налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС нарушений налогового законодательства и прав налогоплательщика не допущено.
- 12.02.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф в связи с неправомерным применением способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у налогового органа оснований для применения расчетного метода определения налога, обществом д
- 18.08.2024
По результатам
камеральной проверки обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны обстоятельства, свидетельствующие о фиктивном харак
- 18.05.2025
Налогоплательщик ссылался
на то, что проверка налоговым органом проводится в период действия запрета на проведение налогового контроля, в том числе на проведение выездных налоговых проверок, в отношении аккредитованных в сфере информационных технологий организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в период принятия налоговым органом оспариваемого решения налогоплательщик не обладал ст
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения о проведении выездной налоговой проверки, а также на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, выразившиеся, по мнению налогоплательщика, в неправомерном принятии решения о проведении выездной налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку закон не содержит запрет на приостановление выездных
- 15.12.2024
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с необоснованным заявлением вычетов по НДС и включением в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат по договорам субподряда.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлен факт направленности действий общества и его контрагентов на получение необоснованной
- 25.07.2024 Письмо ФНС России от 12.07.2024 г. № ЕА-2-15/10152
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии