Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2012 г. № Ф09-12020/12

Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2012 г. № Ф09-12020/12

Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, исходя из того, что ст. 170 НК РФ обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет суммы налога, ранее принятые к вычету, лишь в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ; налогоплательщик в последующем реализовывал произведенную продукцию и такая реализация является для налогоплательщика объектом обложения НДС; все условия для применения налогоплательщиком права на налоговые вычеты по НДС соблюдены, сделали вывод о том, что инспекцией неправомерно отказано в возмещении НДС за 4 кв. 2010 г., 1, 2 кв. 2011 г.

06.01.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.12.2012 г. № Ф09-12020/12

Дело N А76-1482/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Анненковой Г.В., Кравцовой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Водолеевой М.Ю., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2012 по делу N А76-1482/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители инспекции - Евстифейкина С.А. (доверенность от 05.03.2012 N 05-69/24-ю), Пильщиков А.А. (доверенность от 10.01.2012 N 05-69/1-ю), Коньшина А.В. (доверенность от 04.12.2012 N 05-69/42-ю).

Общество с ограниченной ответственностью "Центр подготовки металла" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции, в котором просило признать недействительными решения от 27.09.2011 N 78, N 5102, N 617, N 15097; от 28.11.2011 N 82, N 5221 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 кв. 2010 г. в сумме 8 145 476 руб.; за 1 кв. 2011 г. в сумме 10 159 730 руб., за 2 кв. 2011 г. в сумме 6 783 726 руб.; а также принять решение о начислении процентов с указанных сумм в соответствии с п. 10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Решением суда от 25.05.2012 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.

Доводы налогового органа сводятся к тому, что в 4 кв. 2010 г. налогоплательщик приобретал у открытого акционерного общества "ММК" (далее - общество "ММК") металлопрокат (цена которого включала НДС) и металлоотходы (цена которых не включала НДС) и производил резку указанного металла, формирование пачек листового металлопроката. После переработки металл (цена которого включала НДС) был реализован обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом ММК" (далее - общество "Торговый дом ММК"), а образовавшиеся в результате технологического цикла лом и отходы металла налогоплательщик реализовал без включения в цену НДС, рассматривая данную операцию как освобождаемую от налогообложения НДС на основании подп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса.

В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что НДС по приобретенному у общества "ММК" товару (металлопрокату) заявлен обществом в составе налоговых вычетов по НДС при оприходовании сырья. При последующей реализации лома, образовавшегося в процессе производства, НДС, принятый ранее к вычету по прямым расходам, не восстанавливался налогоплательщиком к уплате в бюджет. При этом в части косвенных расходов НДС налогоплательщиком самостоятельно восстанавливался к уплате в бюджет и отражался в налоговой отчетности.

При этом п. 2.1 учетной политики общества на 2010 г., утвержденной приказом от 12.10.2010 N ЦПМ-012-1, установлено, что при осуществлении операций, подлежащих налогообложению НДС по ставкам 0%, 18% (10%) в соответствии с п. 2 ст. 146, п. 4 ст. 149, ст. 166 Кодекса, операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Кодекса), и операций, не признаваемых объектом налогообложения, ведется раздельный учет входного НДС, выручки от реализации и затрат по указанным операциям.

Согласно п. 2.2 учетной политики на 2010 г. налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 Кодекса применительно к тем налоговым периодам, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), передачу имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Доля совокупных расходов рассчитывается ежеквартально при условии наличия необлагаемых операций в справке бухгалтера. В случае превышения 5% барьера доли совокупных затрат, НДС по общехозяйственным расходам подлежит распределению в соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса. Распределение НДС производится пропорционально к выручке от реализации по облагаемым и необлагаемым операциям. При этом учитываются операции по реализации по счету 90 "Продажи" и операции по прочей реализации. При реализации лома и отходов металла, образовавшихся в результате технологического цикла, сумма входного НДС по соответствующим товарам, относящегося к лому, должна быть восстановлена. В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса налог, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), подлежит восстановлению в случае использования этих товаров для операций, освобождаемых от обложения НДС.

Таким образом, по мнению заявителя жалобы, учетной политикой общества на 2010 г. предусмотрено восстановление НДС как по косвенным, так и по прямым расходам.

Обществом осуществляется закупка у общества "ММК" сырья для производства продукции, в том числе металлоотходов и металлопроката неответственного назначения. Металлолом обществом не закупается, из него продукция не перерабатывается и не производится.

Из приобретенных металлоотходов общество в процессе производства (резки) может получать продукцию, облагаемую НДС. Так как общество "ММК" при реализации металлоотходов налогоплательщику применяет льготу, предусмотренную ст. 149 Кодекса, следовательно, цена металлоотходов формируется без НДС. Из приобретенных металлопроката и металлоотходов налогоплательщик производит продукцию - лист стальной горячекатаный, холоднокатаный, с покрытием по СТО N 202, который впоследствии реализуется с НДС. Лом, образовавшийся в процессе технологического цикла, реализуется без НДС.

Реализуемый обществом лом и отходы металла образуются в результате технологического процесса обработки металлопроката и металлоотходов. В процессе производства происходит смешение металлоотходов и металлопроката неответственного назначения, в связи с чем фактически невозможно определить, сколько в процессе производства образуется лома из металлопроката и сколько из металлоотходов, раздельный учет продукции на выходе обществом не ведется. В конце квартала собираются все косвенные и прямые затраты. В книге покупок отражается сумма НДС за минусом восстановленного налога по косвенным затратам. По прямым затратам сумма НДС не восстанавливается.

Заявитель жалобы указывает на то, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2010 г. инспекцией установлено завышение НДС, предъявленного обществом к возмещению из бюджета, на 8 145 476 руб. в связи с неисчислением обществом НДС, подлежащего восстановлению; инспекцией исчислен НДС, необоснованно заявленный к возмещению в сумме 8 145 476 руб. (а не в сумме 8 765 898 руб., как установлено с учетом представленных налогоплательщиком возражений); расчет сумм НДС, подлежащих восстановлению, произведен инспекцией в соответствии с учетной политикой общества и нормами Кодекса; по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по НДС за 1 кв. 2011 г. инспекцией в соответствии с нормами Кодекса и учетной политикой общества произведен расчет НДС, подлежащего восстановлению в сумме 10 159 730 руб. и в связи с этим правомерно отказано в возмещении указанной суммы НДС; по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по НДС за 2 кв. 2011 г. налогоплательщику отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 6 783 726 руб. по причине неисчисления обществом НДС, подлежащего восстановлению в соответствии со ст. 170 Кодекса; указанная сумма НДС, подлежащая восстановлению, определена инспекцией на основании учетной политики общества и в соответствии с нормами Кодекса; налогоплательщик зарегистрирован 02.08.2010 и все последующие налоговые периоды представлены декларации с указанием НДС к возмещению в значительных суммах; производственные помещения налогоплательщика находятся на территории общества "ММК"; производственное оборудование арендуется налогоплательщиком у общества "ММК"; закуп сырья производится также у общества "ММК"; готовая продукция реализуется обществу "Торговый дом ММК", учредителем которого является общество "ММК"; все сотрудники налогоплательщика ранее работали в обществе "ММК", в настоящее время уволены и вновь работают в структуре указанного контрагента; налогоплательщик рассчитывается с поставщиками, в том числе с обществом "ММК", только денежными средствами, полученными от общества "Торговый дом ММК"; общество "ММК" могло самостоятельно осуществлять переработку сырья и выпуск готовой продукции листового металлопроката, что ставит под сомнение реальные деловые цели деятельности налогоплательщика.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом поданы уточненные декларации по НДС за 4 кв. 2010 г., 1, 2 кв. 2011 г. с приложением книг покупок, накладных, счетов-фактур, согласно которым им заявлено к возмещению НДС за 4 кв. 2010 г. в сумме 13 323 522 руб.; за 1 кв. 2011 г. в сумме 10 159 730 руб.; за 2 кв. 2011 г. в сумме 7 700 171 руб.

Инспекцией проведены камеральные проверки представленных налоговых деклараций, по результатам которых составлены акты от 26.07.2011 N 6252, от 10.08.2011 N 6548, от 25.10.2011 N 7753 и вынесены решения об отказе в возмещении НДС от 27.09.2011 N 78 в сумме 8 145 476 руб.; от 27.09.2011 N 617 в сумме 10 159 730 руб.; от 28.11.2011 N 82 в сумме 6 783 726 руб.; а также решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности с изложением причин отказа в вычете от 27.09.2011 N 5102; от 27.09.2011 N 15097; от 28.11.2011 N 5221.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 09.11.2011 N 16-07/003097, 16-07/003098, 16-07/003099, 16-07/003100; от 08.12.2011 N 16-07/003508@; от 30.12.2011 N 16-07/003774, N 16-07/0033775 обжалуемые решения инспекции оставлены без изменения.

Общество, полагая, что решения инспекции нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, установив, что налогоплательщиком выполнены все установленные законодательством условия предъявления НДС к возмещению на момент формирования налоговой базы и представления в налоговый орган деклараций за налоговые периоды 2010 - 2011 гг.; условия, обязывающие налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет НДС, ранее правомерно предъявленный к вычету при приобретении металлопродукции для производства стального листа неответственного назначения, при реализации которого у налогоплательщика возникает объект обложения НДС, отсутствуют.

Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.

Согласно ст. 143 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС при осуществлении ими операций по реализации товаров, работ, услуг, перечисленных в ст. 146 Кодекса, являющихся объектами налогообложения.

В соответствии со ст. 168 Кодекса налогоплательщики НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке, установленной ст. 164 Кодекса, процентная доля соответствующей цены (тарифа).

При этом предъявляемая к оплате сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в выставляемом покупателю счете-фактуре на основании п. 3, 4 ст. 168 Кодекса.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 Кодекса.

На основании подп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

В случае осуществления таких операций продавец в силу п. 5 ст. 168 Кодекса обязан выставить покупателю счет-фактуру без выделения соответствующих сумм налога.

Вместе с тем налогоплательщику, осуществляющему операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, предоставлено право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 Кодекса).

Согласно ст. 166 Кодекса по итогам каждого налогового периода, налогоплательщик обязан исчислить к уплате в бюджет сумму налога по всем совершенным им операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В силу ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), либо для перепродажи.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями гл. 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи (п. 1 ст. 170 Кодекса).

В силу п. 2 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 Кодекса, если иное не установлено гл. 21 Кодекса.

В силу подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса, в частности, используемых для операций по производству и (или) реализации, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения).

На основании п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 указанной статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;

принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 Кодекса по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащим налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

В случае если товары, работы, услуги, приобретенные с уплатой в их цене НДС, в дальнейшем используются налогоплательщиком для осуществления операций, не являющихся объектом налогообложения НДС (освобождаемых от уплаты НДС), или иных операций, указанных в п. 2, 3 ст. 170 Кодекса, то у него возникает обязанность восстановить ранее заявленный к вычету налог к уплате в бюджет.

Перечень случаев, когда правомерно предъявленный к вычету налог подлежит восстановлению, является ограниченным и не подлежит расширительному толкованию.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов (ст. 172 Кодекса).

Судами установлено, что в 4 кв. 2010 г., 1 - 2 кв. 2011 г. общество приобретало у общества "ММК" металлопрокат (цена которого включала НДС) и металлоотходы (цена которых не включала НДС), в дальнейшем производило резку указанного металла, формирование пачек листового металлопроката.

После переработки металл (цена которого включала НДС) реализован обществу "Торговый дом ММК", а образовавшиеся в результате технологического цикла лом и отходы металла общество реализовало (без включения в цену НДС), рассматривая данную операцию как освобождаемую от налогообложения НДС на основании подп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса.

НДС по приобретенному у общества "ММК" товару (металлопрокату) заявлен обществом в составе налоговых вычетов по НДС при оприходовании сырья. При последующей реализации лома, образовавшегося в процессе производства, НДС, принятый ранее к вычету по прямым расходам, не восстанавливался обществом к уплате в бюджет. В части косвенных расходов НДС налогоплательщиком самостоятельно восстанавливался к уплате в бюджет и отражался в налоговой отчетности.

В ходе камеральных налоговых проверок деклараций общества за 4 кв. 2010 г., 1 - 2 кв. 2011 г. инспекцией установлено, что учетной политикой общества на 2010, 2011 гг. предусмотрено восстановление НДС как по косвенным, так и по прямым расходам.

Налогоплательщик закупает у общества "ММК" сырье для производства продукции, в том числе металлоотходы и металлопрокат неответственного назначения. Металлолом налогоплательщиком не закупается, из него продукция не перерабатывается и не производится.

Из приобретенных металлоотходов общество в процессе производства (резки) может получать продукцию, облагаемую НДС. Так как общество "ММК" при реализации металлоотходов обществу применяет льготу, предусмотренную ст. 149 Кодекса, то цена металлоотходов формируется без НДС.

Из приобретенных металлопроката и металлоотходов налогоплательщик производит продукцию - лист стальной горячекатаный, холоднокатаный, с покрытием по СТО N 202, который впоследствии реализуется с НДС; лом, образовавшийся в процессе технологического цикла, реализуется налогоплательщиком без НДС.

Реализуемый обществом лом и отходы металла образуются в результате технологического процесса обработки металлопроката и металлоотходов. В процессе производства происходит смешение металлоотходов и металлопроката неответственного назначения, фактически невозможно определить, сколько в процессе производства образуется лома из металлопроката и сколько из металлоотходов, в связи с чем раздельный учет продукции на выходе обществом не ведется.

В конце квартала собираются все косвенные и прямые затраты. В книге покупок отражается сумма НДС за минусом восстановленного налога по косвенным затратам, по прямым затратам сумма НДС не восстанавливается.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 4 кв. 2010 г. составила 298 810 320 руб., в том числе выручка, не облагаемая НДС - 45 938 516 руб., облагаемая НДС - 252 871 804 руб.

Согласно данным, отраженным в уточненной налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2010 г., налоговая база составила 252 855 268 руб., сумма НДС, исчисленная с реализации - 45 513 948 руб., сумма вычетов - 58 837 470 руб., сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета - 13 323 522 руб.

Налоговым органом определены НДС, подлежащий восстановлению по прямым расходам - 8 765 898 руб.; НДС, исчисленный с учетом восстановленного НДС (в том числе по косвенным и прямым расходам) - 54 279 846 руб.; НДС, подлежащий возмещению из бюджета - 4 577 624 руб.; НДС, излишне предъявленный к возмещению из бюджета - 8 765 898 руб.

Поскольку налоговые органы по результатам рассмотрения возражений по акту камеральной налоговой проверки от 26.07.2011 N 6252 не наделены правом увеличения сумм НДС, неправомерно заявленных к возмещению, в решении от 27.09.2011 N 5102 отражены показатели, указанные в акте камеральной налоговой проверки от 26.07.2011 N 6252, а именно: НДС, подлежащий восстановлению по прямым расходам, в сумме 8 145 476 руб.; НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в сумме 5 178 046 руб.; НДС, излишне предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 8 145 476 руб.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 1 кв. 2011 г. составила 351 414 815 руб., в том числе выручка, не облагаемая НДС - 63 899 076 руб., облагаемая НДС - 287 515 742 руб.

Согласно данным, отраженным обществом в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 кв. 2011 г., налоговая база составила 287 515 742 руб., сумма НДС, исчисленная с реализации - 51 752 834 руб., сумма НДС, полученная с частичной оплаты в счет предстоящих поставок - 9880 руб., сумма НДС, подлежащая восстановлению - 32 248 руб., сумма вычетов - 61 954 692 руб., сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета - 10 159 730 руб.

Инспекцией определены НДС, подлежащий восстановлению по прямым расходам, в сумме 10 852 626 руб.; НДС, исчисленный с учетом восстановленного НДС (в том числе по косвенным и прямым расходам), в сумме 62 647 588 руб.; НДС, подлежащий уплате в бюджет в сумме 692 896 руб.; НДС, излишне предъявленный к возмещению из бюджета, в сумме 10 159 730 руб.

Поскольку налоговые органы по результатам рассмотрения возражений по акту камеральной налоговой проверки от 10.08.2011 N 6549 не наделены правом увеличения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в решении от 27.09.2011 N 15097 отражены показатели, указанные в акте камеральной налоговой проверки от 10.08.2011 N 6549: НДС, подлежащий восстановлению по прямым расходам, в сумме 10 521 896 руб.; НДС, исчисленный с учетом восстановленных сумм НДС, в сумме 62 284 610 руб.; НДС, подлежащий уплате в бюджет в сумме 329 918 руб.; излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 10 159 730 руб.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) во 2 кв. 2011 г. составила 235 120 140 руб., в том числе выручка, не облагаемая НДС - 39 470 905 руб., облагаемая НДС - 195 649 235 руб.

Согласно данным, отраженным в налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2011 г., налоговая база составила 195 649 235 руб.; НДС, исчисленный с реализации - 35 216 862 руб.; НДС, подлежащий восстановлению, - 0 руб.; НДС, исчисленный с учетом восстановленных сумм, - 35 216 862 руб.; сумма вычетов - 42 917 033 руб.; НДС, подлежащий возмещению из бюджета, - 7 700 171 руб.

Инспекцией определены НДС, подлежащий восстановлению по прямым расходам, в сумме 6 783 726 руб. 36 коп.; НДС, исчисленный с учетом восстановленных сумм НДС, в сумме 42 000 588 руб.; НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в сумме 916 445 руб.; НДС, излишне предъявленный к возмещению из бюджета, в сумме 6 783 726 руб.

При таких обстоятельствах суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, исходя из того, что ст. 170 Кодекса обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет суммы налога, ранее принятые к вычету, лишь в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 170 Кодекса; налогоплательщик в последующем реализовывал произведенную продукцию и такая реализация является для налогоплательщика объектом обложения НДС; все условия для применения налогоплательщиком права на налоговые вычеты по НДС соблюдены, сделали вывод о том, что инспекцией неправомерно отказано в возмещении НДС за 4 кв. 2010 г., 1, 2 кв. 2011 г. в общей сумме 25 088 932 руб.

Суды, установив, что НДС за указанные периоды подлежал возмещению из бюджета, удовлетворили требования налогоплательщика о начислении процентов на спорные суммы в порядке, установленном ст. 176 Кодекса.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2012 по делу N А76-1482/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Г.ГУСЕВ

Судьи

Г.В.АННЕНКОВА

Е.А.КРАВЦОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок