Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2011 г. № А32-1725/2011

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2011 г. № А32-1725/2011

Возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

30.12.2011Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12.12.2011 г. № А32-1725/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Андреевой Е.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Шепелевой Екатерины Владимировны (ИНН 23370439460, ОГРНИП 304233055900012) (паспорт), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Крымску (ИНН 2337007007, ОГРН 1042320802424) - Попандопуло И.Л. (доверенность от 14.10.2011), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Крымскому району Краснодарского края (ИНН 2337025775, ОГРН 1022304061560), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шепелевой Екатерины Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2011 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 (судьи Герасименко А.Н., Гиданкина А.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-1725/2011, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Шепелева Екатерина Владимировна (далее - предприниматель, страхователь) обратилась к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Крымску (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 15.08.2010 N 470 и 471 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей пенсии (6 690 рублей и 2 293 рубля соответственно) (далее - платежи, взносы).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Крымскому району Краснодарского края (далее - управление, фонд).

Решением суда от 22.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2011, заявленные требования удовлетворены частично. Решения инспекции от 15.08.201 N 470 в части отказа в возврате переплаты по страховым взносам (страховая часть) в размере 2 400 рублей, от 15.08.2010 N 471 в части отказа в возврате переплаты по страховым взносам (накопительная часть) в размере 1 800 рублей признаны недействительными, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Основанием отказа в удовлетворении требований предпринимателя послужил вывод суда о пропуске им трехлетнего срока для обращения с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных платежей по итогам 2006 года. Моментом, когда страхователь должен был знать о наличии у него излишне уплаченных взносов, суд указал 31.05.2007 (уплата платежей).

В части удовлетворения заявленных страхователем требований судебные акты не обжалуются, в силу "частей 1" и "2 статьи 286", "частей 1", "3", "4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяются с целью установления наличия нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с "частью 4 статьи 288" Кодекса основанием для отмены обжалуемых судебных актов, или повлекшего принятие неправильного судебного акта, а также могущего привести к его принятию.

В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты в части признания недействительными решений инспекции от 15.08.2010 N 470 об отказе в возврате 2 400 рублей (изменить на 6 690 рублей) переплаты по страховым взносам (страховая часть) и от 15.08.2010 N 471 об отказе в возврате 1 800 рублей (изменить на 2 292 рубля) переплаты по страховым взносам (накопительная часть).

Заявитель жалобы указывает, что налоговый орган не доказал пропуск срока подачи заявления на возврат страховых взносов, налоговый орган не проводил камеральную проверку по платежным и отчетным документам предпринимателя, в связи с чем допущена переплата по страховым взносам, ошибки при ведении лицевого счета.

В отзывах на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Крымскому району Краснодарского края - отменить как принятые на неверно установленных фактических обстоятельствах о моменте, когда предпринимателю стало и могло быть известно о факте переплаты (апрель 2010 года).

В судебном заседании предприниматель поддержал доводы жалобы, представитель инспекции - возражал против них.

В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 12 час. 00 мин. 08.12.2011 до 09 час. 15 мин. 12.12.2011.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель и управление согласовали суммы по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование, заявленным к возврату, что подтверждается листами от 29.07.2010 N 295 N 296 о наличии переплаты, отсутствии задолженности и наличии у предпринимателя права на возврат излишне уплаченных страховых взносов 6 690 (страховая часть) и 2 293 рублей (накопительная часть) соответственно.

На основании указанных листов страхователь обратился в налоговый орган с заявлениями от 05.08.2010 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд на накопительную часть пенсии за 2009 год в сумме 2 293 рублей, на страховую часть пенсии за 2009 год - в сумме 6 690 рублей.

Решениями от 15.08.2010 N 470 и 571 инспекция отказала предпринимателю в возврате переплаты в сумме 6 690 и 2 293 рублей по мотиву неподтверждения переплаты по страховой и накопительной части данными карточки расчетов с бюджетом и в меньшем, от заявленном страхователем, размере.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из пропуска страхователем трехлетнего срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченных предпринимателем страховых взносов за 2006 год (4 290 рублей на страховую часть и 492 рубля на накопительную часть). Моментом, с которого страхователю должно было быть известно о факте излишней уплаты платежей, суд посчитал 31.05.2007, заявление в инспекцию подано 05.08.2010. При этом суд проанализировал сведения, отраженные предпринимателем в отчетных документах, представляемых третьему лицу, налоговому органу, сопоставил их с имеющимися в материалах дела платежными документами, свидетельствующими об уплате страховых платежей с 2006 года по 2010 год включительно.

Суд также сослался на положения "статей 160.1" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), "часть 15 статьи 26", "часть 4 статьи 27" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон страховых взносах), Федеральный "закон" от 30.11.2009 N 307-ФЗ (в редакции от 22.07.2010) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", "приказ" Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", в силу которых главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2009 годы являлась ФНС России.

Однако при этом суд не учел следующее.

В "статье 6" Бюджетного кодекса установлено, что главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным "кодексом". Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным "кодексом".

Согласно указанной "статье" бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Правительством Российской Федерации на основании "статьи 160.1" Бюджетного кодекса постановлением от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации" утверждены "Правила" осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).

В силу "пункта 1" Правил федеральные органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации (далее - главные администраторы доходов бюджетов) в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.

В соответствии со "статьей 3" Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В силу "статьи 27" Закона о страховых взносах сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной "статьей". Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным "законом", производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со "статьей 26" Закона. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу "части 15 статьи 26", "части 4 статьи 27" Закона о страховых взносах поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно "ст. 160.1" Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

"Частью 1 статьи 2" Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации согласно "Приложению 1" к Закону.

Однако Федеральным "законом" от 22.07.2010 N 161-ФЗ в Федеральный закон 30.11.2009 N 307 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов" в "Приложение N 1" к Закону внесены изменения, вступившие в силу с 26.07.2010 и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, в силу которых в Перечень Главных администраторов доходов Пенсионного фонда Российской Федерации внесен Пенсионный фонд Российской Федерации "(код 392)".

При этом Пенсионный фонд России указан главным администратором как по страховым платежам, зачисляемым по кодам 392 1 02 02010 06 0000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; 392 1 02 02020 06 0000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии; так и по коду 392 1 09 10010 06 0000 160 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (введено Федеральным "законом" от 22.07.2010 N 161-ФЗ); 392 1 09 10020 06 0000 160 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (введено Федеральным "законом" от 22.07.2010 N 161-ФЗ).

Следовательно, вывод суда о наличии у налогового органа полномочий администратора излишне уплаченных страхователем спорных платежей, образовавшимся по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010, на момент обращения предпринимателя с заявлением об их возврате (на 05.08.2010) сделан без учета указанных норм права.

В соответствии с "Порядком" учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.

"Приказом" Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации "182 1 02 02010 06 0000 160" и коду бюджетной классификации "182 1 02 02020 06 0000 160" возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же коды бюджетной классификации закреплены за налоговыми органами "приказом" Минфина России от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Однако при этом Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд Российской Федерации совместно разработали и утвердили ("письмо" от 11.08.2010 ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@)) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет Пенсионный фонд России в 2002 - 2009 годы (далее - Порядок).

"Порядком" предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку выводы суда основаны без учета указанных норм права, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица управления, также проверить доводы фонда об образовании у предпринимателя переплаты по спорным страховым взносам в апреле 2010 года. Обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требований заявителя также приняты в отношении управления, привлеченного к участию в деле третьим лицом, в то время как оно с учетом внесенных законом изменений могло являться заинтересованным лицом (ответчиком) по заявленным требованиям, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции также подлежат отмене как принятые с нарушением норм процессуального права, которое могло повлечь принятие неправильных судебных актов ("статьи 40", "46", "часть 3 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При новом рассмотрении суду следует также проверить доводы страхователя об отсутствии сведений о переплате у инспекции до настоящего времени и непроведении налоговым органом камеральной проверки по результатам 2006 года до настоящего времени, что, по его мнению, и могло повлечь возникновение переплаты вследствие неотражения сведений об уменьшении базы по страховым платежам по итогам 2006 года. После проверки этих доводов проверить довод предпринимателя о том, он не должен был и не мог знать о неисполнении инспекцией возложенных на нее в 2006 году обязанностей в части проведения камеральных проверок отчетов страхователя по в Пенсионный фонд России за 2006 год, при условии его неоднократных обращений в налоговый орган в 2009 - 2010 годах с целью проведения сверок по состоянию расчетов по страховым платежам и получения из инспекции информации о наличии у него недоимки по текущим периодам в размере, меньшем от образовавшейся переплаты, которую он своевременно оплачивал.

Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу N А32-1725/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи

Е.В.АНДРЕЕВА

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Порядок уплаты страховых взносов
  • 23.11.2016  

    Как правильно указали суды, уплата страховых взносов во внебюджетные фонды поставлена действующим законодательством в зависимость от факта государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (включения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП), а не от фактического осуществления деятельности, наличия либо отсутствия у индивидуального предпринимателя источника дохода, подтверж

  • 26.10.2016  

    Суды правомерно указали, что, несмотря на результаты аттестации рабочих мест, общество не было освобождено от обязанности предоставить работникам компенсацию стоимости молока в дни их фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что спорные компенсации не подлежат обложению страховыми взносами, и обосн

  • 12.10.2016  

    Судами было указано, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - прочая деятельность в области спорта; доля доходов от реализации прочей деятельности в области спорта не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
  • 26.09.2013  

    В соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ налоговый орган на следующий день после дня принятия им решения о возврате налога направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате налога. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законо

  • 09.09.2013  

    Ссылаясь на последствия признания недействительной сделки в виде применения двухсторонней реституции, суды не учли, что перерасчет налоговых обязательств по недействительности сделки должен проводиться только после осуществления двухсторонней реституции; доказательства проведения двухсторонней реституции в материалах дела отсутствуют; Предпринимателем об этом также не заявлялось (в возражениях на отзыв инспекции предприниматель указал только на во

  • 02.09.2013  

    В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.


Вся судебная практика по этой теме »