Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ № ВАС-11564/11 от 21.10.2011 года

Определение ВАС РФ № ВАС-11564/11 от 21.10.2011 года

В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховые взносы на обязательное медицинское страхование указанный персонифицированный характер не имеют.

19.12.2011Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-11564/11

Москва 21 октября 2011 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Бациева В.В., Зарубиной Е.Н. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Шахта Зиминка» (ул. Морозовой, 70, г. Прокопьевск, Кемеровская область, 653026) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2010 по делу № А27-13189/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.07.2011 по тому же делу, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шахта Зиминка» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области (ул. Институтская, д. 9А, г. Прокопьевск, Кемеровская область, 653033) о признании недействительным решения.

Суд установил:

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.07.2007 по делу № А27-4609/2007 общество с ограниченной ответственностью «Шахта Зиминка» (далее – общество) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 12.07.2010 срок конкурсного производства продлен до 30.12.2010.

В связи с тем, что обществом в марте 2010 года производились выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, 29.04.2010 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области (далее – фонд) представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

С учетом данного расчета обществу направлено требование от 24.06.2010 № 05202140011896 об уплате в срок до 13.07.2010 неуплаченных страховых взносов и пеней по ним. Поскольку в добровольном порядке названное требование исполнено не было, фондом принято решение от 12.08.2010 № 052 021 10 ВД 0000348 о взыскании неуплаченных страховых взносов и пеней за счет денежных средств общества, находящихся на счетах в банке. Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2010 в удовлетворении требования общества отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 решение суда оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 07.07.2011 судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, изучив материалы дела, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора в части отказа в признании недействительным решения фонда о взыскании с общества в бесспорном порядке 2 553 743 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование и 67 588 рублей 56 копеек пеней.

Отказывая в удовлетворении требований общества в указанной части, суды исходили из того, что взносы в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования имеют единую правовую природу. Нельзя признавать право на удовлетворение требований по взысканию страховых взносов в Пенсионный фонд и отказывать во взыскании страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении арбитражными судами споров о правомерности взыскания пенсионным фондом в бесспорном порядке задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и соответствующих пеней с организации, признанной банкротом.

Суды, принимая рассматриваемые судебные акты, руководствовались следующим. Согласно пунктам 3-5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному

социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Абзацем пятым статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон № 127-ФЗ) обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, являются обязательными платежами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона № 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.12.2008) требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате

обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Согласно пункту 5 статьи 134 Закона № 127-ФЗ при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, действие пункта 5 статьи 134 Закона № 127-ФЗ распространяется в том числе и на порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Пункт 4 статьи 142 Закона № 127-ФЗ не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате

труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства. В то же время существует и другая позиция, которая основывается на следующем. В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 15 постановления от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснил, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона № 127-ФЗ судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона № 127-ФЗ).

Названная правовая позиция была сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из особой правовой природы и назначения данных взносов как индивидуально возмездных обязательных платежей, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховые взносы на обязательное медицинское страхование указанный персонифицированный характер не имеют.

Такая позиция содержится, в частности, в постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2011 по делу № А64-5984/2010 Арбитражного суда Тамбовской области, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2011 по делу № А72-7085/2010 Арбитражного суда Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А27-13189/2010 Арбитражного суда Кемеровской области для проверки в порядке надзора решения от 29.11.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.07.2011.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 21.11.2011.

Председательствующий

судья

А.Г. Першутов

Судья В.В. Бациев

Судья Е.Н. Зарубина

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок