
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2011 г. № Ф03-3951/2011
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2011 г. № Ф03-3951/2011
Ссылка налогоплательщика на то, что в данном случае нарушение его прав и законных интересов, заключается в нарушении налоговым органом права собственности налогоплательщика, вызванное отказом ИФНС вернуть обществу изъятые подлинники документов подлежит отклонению, поскольку не содержит доводов относительно того, в чем конкретно заключается нарушение прав при наличии у последнего надлежащим образом заверенных копий таких документов. Поскольку оригиналы истребуемых документов у налогового органа отсутствовали в связи с их передачей в Управление по налоговым преступлениям УВД, инспекция не располагала реальной возможностью для их возврата обществу на момент такого обращения.
05.12.2011Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11.11.2011 г. № Ф03-3951/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Е.В. Зимина, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб": Костик С.В., представитель по доверенности от 07.06.2011 N 7;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока: Соляник А.М., представитель по доверенности от 17.01.2011 N 11-11/01/000356;
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб"
на решение от 09.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011
по делу N А51-18231/2010 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов, в суде апелляционной инстанции судьи: Т. А. Солохина, З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока
о признании незаконными действий и обязании вернуть изъятые документы
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб" (юридический адрес - город Владивосток, улица Стрельникова, 9; ОГРН - 1062540040507) (далее - ООО "Нефтехимснаб, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока (адрес - город Владивосток, улица Адмирала Фокина, 23А; ОГРН - 1042504383228) (далее - ИФНС по Фрунзенскому району города Владивостока, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе вернуть налогоплательщику изъятые подлинники документов и обязании налогового органа возвратить указанные документы.
Решением суда первой инстанции от 09.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым действием налогового органа. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то обстоятельство, что на момент обращения ООО "Нефтехимснаб" с заявлением о возврате оригиналов документов, у ИФНС по Фрунзенскому району города Владивостока отсутствовала реальная возможность для возврата данных документов, ввиду их нахождения в Управлении по налоговым преступлениям УВД Приморского края.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных "статьями 284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, считающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, при неприменении закона, подлежащего применению, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению ООО "Нефтехимснаб" обязанность инспекции вернуть после завершения выездной налоговой проверки, изъятые подлинники документов налогоплательщика не связана с фактом наличия или отсутствия данных документов у налогового органа. Кроме того, заявитель в кассационной жалобе указывает на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в нарушении налоговым органом права собственности налогоплательщика, вызванное отказом ИФНС по Фрунзенскому району города Владивостока вернуть обществу изъятые подлинники документов. В этой связи заявитель считает, что судебные инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов необоснованно не приняли во внимание закон подлежащий применению - "Конституцию" Российской Федерации, "статьей 35" которой гарантировано право частной собственности.
Участие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц обеспечено в соответствии с положениями "статьи 153.1" АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Налоговый орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель инспекции с указанными доводами не согласился, озвучив позицию налогового органа.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
На основании решения от 07.09.2009 N 12/284 инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Нефтехимснаб" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 25.12.2006 по 31.12.2008.
В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении организации - поставщика общества с ограниченной ответственностью "Дальсервисторг" (далее - ООО "Дальсервисторг") налоговым органом выявлены обстоятельства, указывающие на недобросовестность ООО "Нефтехимснаб" и его контрагента.
Требованием от 08.09.2009 N 12-09/024423 обществу предложено в добровольном порядке представить документы.
Расценив, что для проведения мероприятий налогового контроля необходимо наличие у инспекции подлинных экземпляров документов, налоговый орган вынес постановление от 22.10.2009 N 12-09/028100 "о производстве выемки документов и предметов", в котором перечислил документы подлежащие выемке.
О производстве выемки документов составлен протокол выемки документов от 27.10.2009, в котором содержится отметка о том, что надлежащим образом заверенные копии изъятых документов подлежат передаче обществу в течение пяти дней со дня выемки подлинников.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 28.12.2010 N 12/409 и вынесено решение от 31.03.2010 N 12/113 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное налоговым органом с учетом результатов почерковедческой экспертизы и обжалованное обществом в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - вышестоящий налоговый орган) в порядке ведомственного контроля.
Рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Нефтехимснаб" на решение инспекции от 31.03.2010 N 12/113, вышестоящий налоговый орган вынес решение от 27.05.2010 N 13-11/300, которым оставил жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Поскольку по окончании выездной налоговой проверки изъятые во время проведения выемки оригиналы документов налогоплательщику возвращены не были, последний 19.08.2010 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате указанных документов.
Письмом от 25.08.2010 инспекция уведомила общество о том, что истребуемые документы переданы в Управление по налоговым преступлениям УВД Приморского края (далее - Управление) на основании полученного запроса.
Отказ Управления в возврате обществу истребуемых документов послужил поводом для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как обоснованно указали суды, сославшись на положения "части 1 статьи 198" и "части 4 статьи 200" АПК РФ, для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
"Пунктами 1", "2 статьи 93" НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном "статьей 94" настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что подлинники документов были изъяты налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки общества после предъявления последнему требования N 12-09/024423, при этом инспекцией налогоплательщику в порядке "абзаца 2 пунктом 8 статьи 94" НК РФ выданы надлежаще заверенные копии изъятых документов.
Суд кассационной инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, соглашается с выводами судов о том, что общество не представило доказательств нарушения прав и законных интересов ООО "Нефтехимснаб" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создания препятствий в осуществлении этой деятельности оспариваемым действием налогового органа, оформленным письмом от 25.08.2010.
Ссылка налогоплательщика на то, что в данном случае нарушение его прав и законных интересов, заключается в нарушении налоговым органом права собственности налогоплательщика, вызванное отказом ИФНС по Фрунзенскому району города Владивостока вернуть обществу изъятые подлинники документов подлежит отклонению, поскольку не содержит доводов относительно того, в чем конкретно заключается нарушение прав и законных интересов общества при наличии у последнего надлежащим образом заверенных копий таких документов.
Поскольку оригиналы истребуемых документов у налогового органа отсутствовали в связи с их передачей в Управление по налоговым преступлениям УВД Приморского края, инспекция не располагала реальной возможностью для их возврата обществу на момент такого обращения.
При этом письмом от 25.08.2010 N 12-09/019975 налоговый орган буквально уведомил налогоплательщика о данном факте, а не отказывал ООО "Нефтехимснаб" в их выдаче. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель инспекции, ИФНС по Фрунзенскому району города Владивостока не оспаривает обязанности по их возврату после получения таковых из Управления.
Изложенные в кассационной жалобе доводы относительно незаконности произведенной инспекцией выемки документов и их последующей передачи Управлению по налоговым преступлениям УВД Приморского края отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением, не оспаривало законность таковых, данные действия не являются предметом спора по настоящему делу.
Иных доводов, опровергающих правильность выводов арбитражных судов, кассационная жалоба не содержит, как и не содержит каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле и не исследованные судами первой и апелляционной инстанций доказательства. В силу "статьи 286" АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела.
Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "части 4 статьи 288" АПК РФ основаниями к отмене судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь "статьями 274", "284" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 09.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А51-18231/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.К.Кургузова
Судьи
Е.В.Зимин
Н.В.Меркулова
Темы: Проведение выемки  Дополнительные мероприятия налогового контроля  
- 24.02.2014 Проведение выемки без участия понятых является незаконным
- 24.06.2013 О порядке проведения выемки документов рассказала налоговая служба
- 16.05.2013 Налоговые проверки. Как правильно подготовиться к мероприятию налогового контроля?
- 08.11.2018 Нюансы проведения дополнительных мероприятий налогового контроля
- 21.02.2014 О процедурных нарушениях налоговой проверки лучше сообщить сначала в жалобе в инспекцию
- 13.01.2014 Проводить техническую экспертизу в ходе контрольных допмероприятий налоговикам не запрещено
- 21.11.2019 Работа комиссий по легализации налоговой базы
- 15.11.2018 Новые подходы к мероприятиям налогового контроля
- 21.10.2016 Сроки вынесения решения после допмероприятий
- 13.08.2024
Целью изъятия
документов общества в ходе налоговой проверки явилась необходимость проведения почерковедческой экспертизы для установления достоверности содержащихся в данных документах сведений.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку нарушения норм действующего налогового законодательства, регулирующего проведение выемки документов, и фактов злоупотреблений правами со стороны должностных ли
- 13.08.2024
В связи
с превышением суммы доначисленной обществу недоимки по налогам, пеней и штрафов над совокупной стоимостью имущества общества налоговым органом принято оспариваемое решение о приостановлении операций по его счетам.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не доказано, что непринятие мер в виде приостановления операций по счетам может привести к затруднительности или невозможности
- 11.10.2023
Заявитель указал
на действия налогового органа по проведению проверки в офисе заявителя и выемке документов и предметов, а также бездействие по невозвращению изъятых документов и предметов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действия налогового органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, все изъятые документы были воз
- 19.10.2022
Общество-1 полагало,
что неисполнение участником и директором общества-2 обязанностей по предоставлению в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, а также внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ повлекли невозможность удовлетворения его требований по договору.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом-1 не доказана причинно-следственная связь между действиями участника и
- 03.10.2022
Оспариваемым решением
предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговому органу документов со сведениями о налогоплательщиках по запросу налогового органа.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку каждый отказ от представления документов (информации) на выставленное налоговым органом требование является самостоятельным составом налогового правонарушения.
- 06.04.2022
Налогоплательщик ссылался
на то, что у налогового органа отсутствовали основания для истребования всей документации.Итог: требование удовлетворено, поскольку требования налогового органа были фактически направлены на истребование всех документов у налогоплательщика и проведение не мероприятий дополнительного налогового контроля в целях подтверждения или опровержения фактов зафиксированных в акте проверки
- 05.11.2024 Письмо ФНС России от 29.10.2024 г. № АБ-17-20/3228@
- 12.09.2024 Письмо Минфина России от 02.07.2024 г. № 03-02-08/61664
- 28.06.2023 Письмо Минфина России от 14.06.2023 г. № 03-02-06/54373
Комментарии