Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2011 г. № А19-3689/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2011 г. № А19-3689/2011

Представленный организацией ликвидационный баланс, не отражающий сумму фактической задолженности, надо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган

30.11.2011Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.11.2011 г. № А19-3689/2011

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

- от общества с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций": директора Клименко Ю.Л. (предъявлен паспорт), Тихонова С.В. (доверенность от 01.11.2011),

- от Абрамян Мариам Петросовны - Шопик М.С. (доверенность от 23.09.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Абрамян Мариам Петросовны и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года по делу N А19-3689/2011 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций" (далее - ООО "Слюдянский ЦНИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке "статьи 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 07.02.2011 N 986А о государственной регистрации ликвидации юридического лица - открытого акционерного общества "Строитель" (далее - ОАО "Строитель").

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции признал оспариваемое решение регистрирующего органа законным, соответствующим положениям Федерального "закона" от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2011 года Абрамян Мариам Петросовна (далее - Абрамян М.П.) была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года решение суда отменено, принято новое решение о признании оспариваемого решения инспекции недействительным.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Абрамян М.П. обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, у инспекции не было правовых оснований для отказа ОАО "Строитель" в государственной регистрации ликвидации юридического лица, так как ОАО "Строитель" был соблюден порядок добровольной ликвидации юридического лица. Суд апелляционной инстанции при вынесении постановления необоснованно сослался на дополнительные доказательства, представленные истцом, с которыми не была ознакомлена Абрамян М.П. Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии сведений о задолженности перед бюджетом в ликвидационном бухгалтерском балансе сделан при отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии задолженности перед бюджетом. На момент утверждения окончательного ликвидационного баланса от 28.11.2010 определение суда от 22.12.2010 о взыскании с ОАО "Строитель" судебных расходов не было принято, следовательно оснований для включения задолженности по судебным расходам в ликвидационный баланс организация не имела. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент принятия спорного решения инспекция была осведомлена о наличии кредиторской задолженности ОАО "Строитель". Судом апелляционной инстанции не учтено, что инспекция не вправе проверять достоверность сведений, представленных для регистрации, в том числе достоверность ликвидационного баланса. Взысканная с ОАО "Строитель" сумма судебных расходов перечислена на расчетный счет ООО "Слюдянский ЦНИ" 27.09.2011 платежным поручением N 295, следовательно принятое инспекцией решение не нарушает права и законные интересы истца.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент принятия спорного решения инспекция не имела сведений о наличии задолженности ОАО "Строитель" перед кредиторами. В этой связи представленные в материалы дела почтовое отправление N 66590435518936 и справка Ангарского почтамта от 17.08.2011 не могли быть признаны надлежащими доказательствами. Факт поступления исполнительного листа в инспекцию 08.02.2011 после принятия спорного решения судом апелляционной инстанции отклонен необоснованно. Истцом не выполнены требования "статьи 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве обязательного условия отмены ненормативного акта нарушение законодательства при его принятии. Судом апелляционной инстанции не учтено, что инспекция не вправе проверять достоверность сведений, представленных для регистрации, в том числе достоверность ликвидационного баланса. Судом апелляционной инстанции необоснованно к участию в деле привлечена Абрамян М.П., так как с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО "Строитель" Абрамян М.П. утратила функции ликвидатора организации и не могла быть привлечена в качестве третьего лица.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном "главой 35" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Проверив в пределах, установленных "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Строитель" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Слюдянского района 29.07.1993.

28.10.2002 ОАО "Строитель" зарегистрировано в ЕГРЮЛ как юридическое лицо, зарегистрированное до 01.07.2002, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 16.03.2011 (т. 1, л.д. 87 - 92).

24.04.2010 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Строитель" принято решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с действующим законодательством; избрана ликвидационная комиссия; избрано лицо, уполномоченное на подписание уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15002 - Юрин В.И. (т. 1, л.д. 97 - 100).

Уведомлениями от 12.07.2010 ОАО "Строитель" сообщило в инспекцию о принятии решения о ликвидации юридического лица (т. 1, л.д. 93), о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора - Абрамян М.П. (т. 1, л.д. 94 - 96).

ОАО "Строитель" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 21.07.2010 N 28 (т. 1, л.д. 109).

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17.10.2010 N 2 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса организации и избрании Юрина В.И. уполномоченным на подписание уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003.

19.10.2010 в инспекцию Юриным В.И. представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением указанного баланса (т. 1, л.д. 102 - 105).

Инспекция 26.10.2010 внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за N 2103850550890.

Протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 28.11.2010 N 3 оформлено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса общества и избрании Абрамян М.П. уполномоченной на подписание заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 для подачи в инспекцию (т. 1, л.д. 78 - 79).

Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 31.01.2011 ликвидатором представлен следующий пакет документов:

- заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (т. 1, л.д. 73 - 74);

- ликвидационный баланс (т. 1, л.д. 76 - 77);

- документ, подтверждающий представление необходимых сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации (т. 1, л.д. 75);

- документ об уплате государственной пошлины;

- протокол внеочередного собрания акционеров ОАО "Строитель" N 3;

- доверенность.

Инспекцией выдана расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 31.01.2011 года вх. N 986А (т. 1, л.д. 72).

Инспекцией 07.02.2011 принято решение N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (т. 1, л.д. 70).

Не согласившись с данным решением, ООО "Слюдянский ЦНИ" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Строитель" соблюден порядок ликвидации юридического лица и инспекция при представлении ОАО "Строитель" полного пакета документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица, не имела оснований для отказа в заявленной регистрации.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что инспекция на момент принятия спорного решения была осведомлена о наличии задолженности ОАО "Строитель" перед ООО "Слюдянский ЦНИ", в связи с чем не имела оснований считать представленный ликвидатором ОАО "Строитель" Абрамян М.П. ликвидационный баланс соответствующим требованиям, установленным "пунктом 1 статьи 21" Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Исходя из "части 1 статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с "частью 1 статьи 63" Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Исходя из "части 5 статьи 63" Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 21" Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с "подпунктами 1" - "8 пункта 2 статьи 6" и "пунктом 2 статьи 11" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с "частью 4 статьи 9" Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ликвидация ОАО "Строитель" осуществлена после того, как определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2010 года с ОАО "Строитель" в пользу ООО "Слюдянский ЦНИ" были взысканы судебные расходы в сумме 20 000 рублей, понесенные в связи с рассмотрением дела N А19-9792/10-6 по заявлению ООО "Слюдянский ЦНИ" к ОАО "Строитель" о взыскании 129 872 рублей.

"Статьей 22" Закона N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

"Пунктами 2" и "3 статьи 22" Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица может быть проведена при наличии условий:

- ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица;

- документы, предусмотренные "статьей 21" Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Следовательно, при нарушении данных условий документы, поданные в регистрирующий орган для регистрации ликвидации юридического лица, считаются непредставленными.

Как установлено судом апелляционной инстанции, письмом от 31 января 2011 года N 5 (т. 1, л.д. 20) ООО "Слюдянский ЦНИ" уведомило инспекцию о наличии у ОАО "Строитель" задолженности, указав, что данное обстоятельство подтверждается выданным исполнительным листом, с приложением копии исполнительного листа.

Названное письмо было направлено в инспекцию почтовым отправлением N 66590434518791, что подтверждается справкой Ангарского почтамта от 17 августа 2011 года, и получено инспекцией 04.02.2011, что следует из информации, содержащейся на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru).

Инспекцией заявлен довод о том, что указанным почтовым отправлением заявленное письмо не отправлялось.

Вместе с тем судом апелляционной инстанции учтено, что 1 февраля 2011 года руководителю инспекции Фесенко О.С. была вручена телеграмма, в которой общество сообщало о направлении в адрес регистрирующего органа документов, подтверждающих, что Абрамян М.П. представила в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения (т. 1, л.д. 19).

При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно материалам дела ООО "Слюдянский ЦНИ" уведомляло Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области о факте представления ликвидатором ОАО "Строитель" недостоверных документов для регистрации ликвидации ОАО "Строитель", что подтверждается письмом от 30 ноября 2010 года N 78 (т. 1, л.д. 10 - 11) и телеграммой от 3 декабря 2010 года (т. 1, л.д. 16 - 17).

В материалах дела имеется также письмо УФНС по Иркутской области от 17.12.2010 о направлении в адрес начальника инспекции Фесенко О.С. обращения директора ООО "Слюдянский ЦНИ" Клименко Ю.Л. для использования при осуществлении государственной регистрации ликвидации ОАО "Строитель" (т. 1 л.д. 10, 18).

В этой связи суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции об осведомленности инспекции на счет недостоверности сведений в представленном ликвидационном балансе ОАО "Строитель" на момент принятия спорного решения (07.02.2011).

Довод инспекции о том, что инспекция не вправе проверять достоверность сведений, представленных для регистрации, в том числе достоверность ликвидационного баланса, рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен на том основании, что в настоящем деле осведомленность инспекции о недостоверности представленных заявителем сведений обеспечена без проведения инспекцией проверки достоверности представленных сведений.

Инспекцией также заявлен довод о том, что апелляционной инстанцией необоснованно привлечена в качестве третьего лица Абрамян М.П.

Вместе с тем при привлечении данного лица к участию в деле суд апелляционной инстанции исходил из того, что может принять акт, затрагивающий права Абрамян М.П., следовательно правомерно в соответствии с требованиями "статей 268" и "51" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения ВАС РФ, изложенные в "Постановлении" Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции", привлек к участию в деле Абрамян М.П.

Доводы кассационной жалобы Абрамян М.П. о том, что апелляционной инстанцией сделаны выводы о наличии задолженности ОАО "Строитель" перед бюджетом, материалами дела не подтверждаются.

Дополнительно Абрамян М.П. в кассационной жалобе указывает, что не была ознакомлена с апелляционной жалобой и дополнениями к ней.

Вместе с тем в материалах дела имеются квитанция об отправке, опись вложения в ценное письмо (т. 2 л.д. 47 - 48), ходатайство Абрамян М.П. и заявка о передаче по электронной почте апелляционной жалобы и дополнений к ней (т. 2 л.д. 61 - 62), которыми подтверждается направление в адрес Абрамян М.П. указанных документов.

С учетом изложенного данный довод кассационной жалобы судом кассационной инстанции признается несостоятельным.

Ссылка Абрамян Н.П. на то, что на момент утверждения окончательного ликвидационного баланса от 28.11.2010 определение суда от 22.12.2010 о взыскании с ОАО "Строитель" судебных расходов не было принято, следовательно оснований для включения задолженности по судебным расходам в ликвидационный баланс организация не имела, судом кассационной инстанции не принимается, так как на момент подачи документов для регистрации ликвидации юридического лица 31.01.2011 Абрамян было известно о наличии непогашенной задолженности перед ООО "Слюдянский ЦНИ" и недостоверности сведений, изложенных в ликвидационном балансе.

Таким образом, при подаче недостоверного ликвидационного баланса Абрамян М.П. были нарушены требования "части 5 статьи 63" Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы Абрамян М.П. о том, что взысканная с ОАО "Строитель" сумма судебных расходов перечислена на расчетный счет ООО "Слюдянский ЦНИ" 27.09.2011 платежным поручением N 295, судом кассационной инстанции не принимается, так как при оставлении в силе решения инспекции о ликвидации ОАО "Строитель" перечисленные денежные средства нельзя признать платежом, совершенным от имени ОАО "Строитель".

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года по делу N А19-3689/2011 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 октября 2011 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

М.А.ПЕРВУШИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок