
Новости / Налогообложение / Продажа товара по низкой цене – не уклонение
Продажа товара по низкой цене – не уклонение
Минимизацию налоговых обязательств в этом случае еще надо доказать
21.10.2009Общество продавало фрукты по ценам ниже, чем у иных предпринимателей. При проверке налоговый орган решил доначислить налог на прибыль на том основании, что, раз цены сильно отличаются от цен конкурентов, значит, они занижены в целях минимизации налогов. Однако, суды поддержали доводы налогоплательщика, отметив при этом, что у налогового органа отсутствовали основания для проверки правильности применения цен, так как сам по себе факт применения налогоплательщиком более низких цен по сравнению с ценами других налогоплательщиков и рыночными ценами не свидетельствует о неправомерной минимизации налоговых обязательств.
Более того, лица, участвующие в совершенных сделках, не являются взаимозависимыми, операции не были товарообменными и сделки осуществлялись на территории России.
Постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2009 г. N Ф09-7200/09-С2
Темы: Налог на прибыль  Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)  
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 31.07.2025 Минфин готовит налог на прибыль «дочек» холдингов по ставке 15% внутри России
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 07.08.2013
Суды сделали обоснованные выводы,
что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок. - 04.07.2013
Согласно п. 11 ст.
40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). - 19.05.2013
Инспекция не доказала, что
цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии
Среди ряда налогоплательщиков бытовало мнение об относительной безопасности схемы, связанной с продажей товаров по низким ценам фирмам-однодневкам. Производитель продавал товары фирмам-однодневкам. Далее фирмы однодневки продавали приобретенные у производителя товары по рыночной цене конечным потребителям. В подобной ситуации рисковали только конечные потребители, потому как подвергались риску неподтверждения произведенных расходов в целях исчисления прибыли и невозможности воспользоваться правом на налоговый вычет. Производитель в подобной ситуации рискует только если будет доказана взаимозависимость последнего с фирмами-однодневками. В большинстве случаев таких доказательств налоговый орган не представлял. Как видно из ряда судебных актов, принятых судами Уральского и Московского округов, суды считали, что цена по сделке может быть проконтролирована только при соблюдении статьи 40 Налогового кодекса. Что является логичной и предсказуемой оценкой ситуации в соответствии с нормами Налогового кодекса.Однако, в Постановлении ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 № КА-А40/2691-09, содержаться правовые подходы, которые могут означать новую тенденцию при рассмотрении подобной категории споров.Примечательным моментом является то, что суд кассационной инстанции в рассматриваемом случае сослался на пункты 3 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", в соответствии с которыми налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).Следовательно, данное указание суда можно трактовать таким образом, что действительный экономический смысл сделки у продавца (видимо в части условия о цене сделки) может зависеть от добросовестности покупателя товара. При этом положения статьи 40 НК РФ, регламентирующие действия налогового органа при реализации права на контроль цен по сделкам могут не применяться.В настоящее время данный спор не завершен. И вопрос о законности фактического контроля налоговым органом цен по сделкам без использования механизмов статьи 40 Налогового кодекса РФ не получил окончательную судебную оценку.
Среди ряда налогоплательщиков бытовало мнение об относительной безопасности схемы, связанной с продажей товаров по низким ценам фирмам-однодневкам. Производитель продавал товары фирмам-однодневкам. Далее фирмы однодневки продавали приобретенные у производителя товары по рыночной цене конечным потребителям. В подобной ситуации рисковали только конечные потребители, потому как подвергались риску неподтверждения произведенных расходов в целях исчисления прибыли и невозможности воспользоваться правом на налоговый вычет. Производитель в подобной ситуации рискует только если будет доказана взаимозависимость последнего с фирмами-однодневками. В большинстве случаев таких доказательств налоговый орган не представлял. Как видно из ряда судебных актов, принятых судами Уральского и Московского округов, суды считали, что цена по сделке может быть проконтролирована только при соблюдении статьи 40 Налогового кодекса. Что является логичной и предсказуемой оценкой ситуации в соответствии с нормами Налогового кодекса.Однако, в Постановлении ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 № КА-А40/2691-09, содержаться правовые подходы, которые могут означать новую тенденцию при рассмотрении подобной категории споров.Примечательным моментом является то, что суд кассационной инстанции в рассматриваемом случае сослался на пункты 3 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", в соответствии с которыми налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).Следовательно, данное указание суда можно трактовать таким образом, что действительный экономический смысл сделки у продавца (видимо в части условия о цене сделки) может зависеть от добросовестности покупателя товара. При этом положения статьи 40 НК РФ, регламентирующие действия налогового органа при реализации права на контроль цен по сделкам могут не применяться.В настоящее время данный спор не завершен. И вопрос о законности фактического контроля налоговым органом цен по сделкам без использования механизмов статьи 40 Налогового кодекса РФ не получил окончательную судебную оценку.