
Новости / Налогообложение / Следственный комитет разработал закон о противодействии схемам ухода от налогов
Следственный комитет разработал закон о противодействии схемам ухода от налогов
В целях создания эффективных правовых механизмов противодействия подобного рода недобросовестным схемам ухода от налогообложения в Следственном комитете России подготовлен законопроект, который вносит поправки в ряд законодательных актов. Документ основан на передовом мировом опыте противодействия подобного рода схемам ухода от уплаты налогов, пишет Российская газета.
В проекте предусматривается введение прямого запрета на злоупотребление гражданским правом в сфере налогообложения, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога. Данные действия повлекут за собой публично-правовую ответственность, в частности при установленной в Уголовном кодексе РФ сумме недоимки, и уголовную.
Благодаря этому можно будет пресечь ставшие уже давно нормой откровенно фиктивные сделки, которые направлены исключительно на избежание уплаты налогов. Если же сделка или иное действие, направленное на реализацию гражданских прав налогоплательщика, преследовали цель не только уменьшения налогового бремени, но и реальную экономическую цель, то вне зависимости от того, была достигнута эта цель или нет, налоговики смогут изменить юридическую квалификацию результатов данной сделки или действия для целей налогообложения только в том случае, если экономическая выгода преобладала над снижением суммы подлежащих уплате налогов.
В таком случае публично-правовая ответственность наступать не будет. Но если цель снижения налоговой нагрузки была доминирующей, налоговики смогут провести налоговую реконструкцию и изменить юридическую квалификацию ряда хозяйственных операций.
В документе также предусматривается введение в налоговое законодательство понятия «налоговая оптимизация» и установление границы между налоговой оптимизацией как правомерным видом деятельности по снижению размера налоговой обязанности и уклонением от уплаты налогов. Налоговая оптимизация определяется как снижение суммы подлежащих уплате налогов любым не запрещенным действующим кодексом способом.
Кроме того, законопроект предусматривается установление прямого запрета на совершение фиктивных хозяйственных операций, а также на использование в деятельности налогоплательщика фиктивных компаний.
- 12.08.2025 ФНС выявила массовые схемы ухода от налогов кадровыми агентствами
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
- 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость, также начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт умышленного создания обществом формального документооборота с целью получения налоговой экономии подтвержден.
- 04.10.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у контрагентов отсутствовали ресурсы для выполнения работ, реальную финансово-хозяйственную деятельность они не осуществляли, работы были выполнены силами самого налогоплательщика, а также неустановленными физическими лицами, подтверждено создание формально
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 26.06.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № СД-17-2/1581@
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
Комментарии
Закон разработать - это 10% успеха.
А вот контроль за исполнением закона - это остальные 90% успеха, только их никто не достигает у нас в стране, даже суд.
Суд выдаёт бумажку с решением, которая никакой ценности не имеет, потому что никто это решение исполнять не торопится годами.