Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Теперь все проверки будут проходить по плану

Теперь все проверки будут проходить по плану

28 октября премьер-министр Владимир Путин подписал Постановление № 847, тем самым официально подтвердив полномочия Генпрокуратуры контролировать проведение проверок юридических лиц. Теперь сводный план проверок должен будет подаваться в органы прокуратуры за год до того, как контролеры решат «совершить набег» на ту или иную компанию. Такое решение правительства не только лишит контролеров права на внеплановые визиты, но и позволит бизнесменам заранее подготовиться к ревизиям или оспорить законность их проведения. Об этом, а также о том, как сейчас обстоят дела с проверками малого бизнеса - в нашей статье

19.11.2009
«Бухгалтерия.ru»
Автор: Ирина Пискун

Список прокурора

Правительство официально подтвердило полномочия Генпрокуратуры по формированию сводного плана проведения проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также указало требования к составлению этого документа. Нормативный акт вступает в силу с 1 января 2010 года, текст постановления № 847 от 28 октября 2009 года уже опубликован на официальном сайте кабинета министров (government.ru). Теперь, согласно решению правительства, надзорные органы обязаны на год вперед объявлять график проверки бизнеса. Налоговики, МВД и другие ведомства, контролирующие работу бизнесменов, до 1 ноября каждого года  должны сдавать в прокуратуру план ревизий на будущий год. Для внепланового посещения и «сверхурочной работы» потребуется санкция прокурора.
Информацию о возможных проверках сами предприниматели также смогут узнавать заранее. На сайте Генпрокуратуры будут размещены названия фирм и фамилии тех бизнесменов, к которым в следующем году собираются наведаться сотрудники надзорных ведомств. Если компания в списках не значится, то предприниматели на вполне законных основаниях смогут отказать контролирующему органу в проведении проверки. А бизнесмены, обнаружившие себя в списках, но уверенные, что в следующем году контролеры не имеют права ступать на их порог (например, потому, что проверка уже прошла в этом году), будут иметь возможность оспорить включение предприятия в реестр.
Постановление № 847 дополняет федеральный закон о проверках, вступивший в силу 1 мая 2009 года. Согласно ему, надзорные органы должны «навещать» предпринимателей не чаще, чем один раз в три года (это положение не касается налогового контроля), а проведение внеплановых мероприятий возможно только по согласованию с прокурором.
По мнению замруководителя российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Алексея Морозова, в последний год давление со стороны контролирующих органов действительно снизилось, и новое постановление правительства очень поможет бизнесменам:
- Закон об упреждающих формах проверки необходим. К приходу чиновников можно будет основательно подготовиться, при этом не потерять ритм работы предприятия. Раньше такие проверки выбивали работу фирм из привычного русла на несколько дней или недель, а из-за вынужденного простоя бизнесмены терпели большие убытки. 

Каждому 7-му – отказать!
С мая по сентябрь 2009 года органами прокуратуры г. Москвы было рассмотрено 1020 заявлений различных ведомств о согласовании выездных внеплановых проверок малого и среднего предпринимательства. При этом, более, чем в 75% случаев в согласовании проверок отказано. Причины отказа - нарушения органами контроля законодательства, в частности, несоответствие предмета проверки полномочиям ведомств, отсутствие оснований для проведения таких проверок и несоблюдение контролирующим органом требований к оформлению решения.


Правда, эксперт считает, что количество внеплановых проверок предпринимателей может возрасти. «Их численность будет зависеть от лояльности к той или иной стороне прокуратуры на местах. По их соотношению можно будет увидеть, в каком регионе административный прессинг сильнее», – делает выводы Алексей Морозов.
Напомним, поводом для внеплановой проверки бизнесменов могут стать мероприятия, связанные с предотвращением причинения вреда жизни и здоровью граждан, по обеспечению безопасности государства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Еще одной причиной прихода «незваных гостей» могут стать жалобы, или другая негативная информация о проверяемом объекте.
По словам аналитика группы компаний «Регион» Сергея Бурова, список внеплановых поводов для проверки достаточно объемный. «При особом желании контролирующие органы могут «прикрыться» одной из причин, указанных в статьях закона для того, чтобы по тем или иным причинам остановить работу предприятия. Иногда именно такой механизм применяется при рейдерском захвате предприятия, если мы говорим о крупном или среднем бизнесе», – подчеркивает эксперт.

Проверку назначит президент?

Список причин для организации внепланового визита контролеров действительно достаточно длинный. Однако депутаты-единороссы рассудили иначе, и внесли в Госдуму законопроект, еще увеличивающий количество поводов для внеплановой проверки. В частности, депутаты предложили отнести к таким поводам поручения Президента и Правительства РФ. По  словам одной из авторов проекта Натальи Ермаковой, санкции прокурора не потребуется, если инициатором проверки выступит Президент РФ или Правительство РФ:
 - Понятно, что в этом случае речь идет об исключительном способе воздействия на безответственное руководство предприятий, которое не торопится выполнять предписания надзорных инстанций и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью людей, а также экологии.
Вместе с тем законопроектом предлагается распространить действующий порядок согласования выездных проверок с прокуратурой «на все хозяйствующие субъекты без исключения, а не только малый бизнес, как это предусмотрено нынешним законом о госконтроле деятельности юрлиц», добавила Ермакова:
   -Эта норма умерит бюрократические аппетиты ретивых чиновников, которые с принятием нового закона лишились возможности докучать бесконечными внеплановыми проверками небольшим предприятиям и индивидуальным предпринимателям, но с удвоенной силой принялись «кошмарить» средний и крупный бизнес.
   Ермакова считает, что с принятием изменений количество внеплановых проверок резко пойдет на спад, ведь, как показывает практика, надзорным инстанциям приходится предъявлять прокурорам действительно весомые аргументы, чтобы убедить их выдать санкцию на проверку, отметила Ермакова. «И для внезапного визита контролирующих органов уже будет недостаточно одного анонимного звонка о якобы творящейся антисанитарии на пищевом комбинате, чиновникам придется найти более убедительный повод для обращения в прокуратуру», — подчеркнула парламентарий.
   Перечень оснований для внеплановых проверок, согласно законопроекту единороссов,  также дополняется новыми основаниями, связанными с осуществлением земельного, лесного и водного государственного контроля, отмечается в пояснительной записке к проекту.
   Кроме того, из сферы применения закона предлагается исключить контроль за уплатой страховых взносов, а также предусмотреть особенности проведения проверок при осуществлении надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

 «Придуманные справочки»

О том, что несмотря на вступление в силу федерального закона, на существование других нормативных актов, продолжаются незаконные проверки и поборы со стороны чиновников, говорили на заседании кабинета министров 15 октября.  Председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил, что, например,  для получения лицензий бизнесмены по-прежнему «вынуждены собирать придуманные чиновниками буквально на пустом месте экспертные заключения, всякие сопроводительные документы, справочки». Особое внимание премьер уделил тому, что «контрольные и надзорные мероприятия превратились в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвуют приближенные, так называемые «свои» фирмы и организации»:
- Сложилась порочная система делегирования государственных функций по оказанию платных услуг разного рода подведомственным организациям. Хорошо бы еще просто подведомственным государственным организациям - а так еще и, как правило, аффилированным с чиновниками коммерческим структурам. Причем, естественно, эти «навязанные» услуги оказываются по завышенным, монопольным ценам.
Недопустимым, по мнению чиновника, также является то, что при государственных органах «кормится» множество всякого рода псевдоэкспертных и лжеаналитических структур. Упомянул глава правительства и о случаях скрытого подкупа чиновников: «Считается не зазорным принимать спонсорскую помощь от тех структур, работу которых чиновники и должны контролировать».

Москва: круглый стол по актуальным проблемам бизнеса
Комиссия по вопросам экономического развития, предпринимательства, развития негосударственного сектора социальных услуг Общественного совета города Москвы 11 ноября 2009 г. в рамках IV Московского гражданского форума проводит круглый стол на тему: «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса». Предприниматели приглашаются принять участие в мероприятии и обсудить следующие вопросы:

   1. Как работает Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»?

   2. Саморегулируемые организации – это зло или благо?

   3. Очередная перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью.

   4. Зачем нужен закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»?

Обещано участие членов Общественного совета города Москвы, руководителей объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ.
Начало мероприятия в 15.00 в Пресс-центре Центрального дома предпринимателя (ул. Покровка, дом 47/24).

МВД самоустраняется

По данным МВД России, только в первом полугодии текущего года органами внутренних дел в целом по стране выявлено 5 тысяч 355 преступлений, связанных с получением взяток в сфере госконтроля, что почти на 12,5% больше, чем в прошлом году. Средняя взятка сейчас - 27 тысяч рублей, по сравнению с прошлым годом цифра увеличилась в три раза. К уголовной ответственности были привлечены 134 судебных пристава, 91 сотрудник таможенных органов и 13 инспекторов госпожнадзора. Так, одним из последних громких дел стало задержание по подозрению в получении взятки в 2 млн. рублей заместителя начальника отдела выездных проверок МИФНС № 14 по Московской области Ростислава Яковлева и специалиста первого разряда Ансара Гасанова. Вымогателей задержали, после того, как в Департамент экономической безопасности МВД обратился руководитель коммерческой организации с заявлением о требовании взятки сотрудниками МИФНС, которые проводили плановую налоговую проверку его фирмы. В случае отказа подозреваемые грозили бизнесмену  внести ложные сведения в акт проверки, что повлекло бы за собой проблемы предпринимателя с налоговыми органами.
Глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что министерство принимает, и будет принимать необходимые меры по устранению препятствий для развития малого и среднего бизнеса «в условиях гласности и прозрачности».
При этом основные усилия органов внутренних дел в этой сфере должны быть сконцентрированы на пресечении коррупционных преступлений, совершаемых в отношении предпринимателей должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, отметил Нургалиев
По сути, МВД решило на этом и огранить свои полномочия в том, что касается контроля малых и средних предпринимателей. Других вопросов, связанных с проверками, воздействием или давлением на бизнес, не должно быть, отметил министр внутренних дел, подчеркнув: «Нам нечего делать в составе контрольно-надзорных органов на потребительском рынке».
30 сентября на совещании с  представителями малого и среднего бизнеса Рашид Нургалиев обратился к сотрудникам подконтрольного ведомства:
-Еще раз подчеркиваю, необоснованные проверки деятельности предпринимателей, в ходе которых предусматривается лишь возможное выявление правонарушений, недопустимы,
Министр предупредил, что в отношении нарушителей указания будут приниматься самые серьезные меры, напомнив о том, что есть только три основания, по которым МВД может проводить проверку: когда есть заявление от конкретных граждан, когда есть четкая информация, указывающая на нарушение, и когда есть достоверные  сведения, что это преступный бизнес.
Одновременно с этим милиция «уходит от дублирования функций соответствующих уполномоченных органов контроля и надзора». Для предотвращения случаев проведения незаконных или несогласованных проверок, подразделениями собственной безопасности МВД совместно с прокуратурой организовали мониторинг ситуации, связанной с нарушением прав предпринимателей, обратил внимание Рашид Нургалиев.
Вместе с тем, отметил глава МВД, анализ поступающих в министерство жалоб показывает, что большая их часть «вызвана скорее недостатком правовых знаний предпринимателей о правах и полномочиях сотрудников органов внутренних дел при выявлении правонарушений».
Напомним, впервые публичный запрет работникам органов внутренних дел на необоснованные проверки малых предпринимателей на потребительском рынке был выражен главой МВД 30 июня 2009 года на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ, где обсуждалась правоприменительная практика  закона о проверках.
В августе этого года Рашид Нургалиев вновь подчеркнул: «На рынке не должно быть болтающегося милиционера, который хочет что-то поиметь с предпринимателей».
Достойная позиция, заслуживающая подражания со стороны и других контролирующих органов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »