Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Экспортерам вернули вычет

Экспортерам вернули вычет

Высший арбитражный суд рассмотрел вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера

12.11.2007
"Российская Бизнес-газета"

Арбитражная практика, касающаяся НДС, год от года становится все более единообразной, а ситуация с этим НДС - все более запутанной.

Очередным поводом "единообразить" практику стало выставление перевозчиками счетов-фактур экспортерам. 6 ноября 2007 года президиум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрел в порядке надзора восемь дел, в пяти из которых фигурировал вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера. Вопрос был один на все пять дел, поскольку все дела касались отказа налоговой инспекции в возмещении НДС одной фирме-экспортеру товара по пяти различным периодам 2005-2006 годов.

Постановлениями N 1375/07, 10159/07, 10160/07, 10246/07 и 10249/07 президиум ВАС РФ подтвердил правоту экспортера. Тем самым президиум ВАС РФ поддержал судей, готовивших дела к передаче в президиум. И хотя постановления президиума появятся позднее, точка зрения коллегий судей ВАС РФ, изложенная в определениях о передаче дел в президиум ВАС РФ, вполне понятна, что позволяет говорить о позиции суда в целом.

Сама рассмотренная ситуация - обыденная во взаимоотношениях экспортеров с российскими перевозчиками. Экспортер заплатил перевозчику за транспортировку товара, который был отправлен на экспорт. Перевозчик выставил счет-фактуру с "нормальным" НДС - по ставке 18 процентов. Налоговая инспекция, указав на то, что перевозчик был осведомлен о направлении товара за границу, посчитала, что перевозчик должен был использовать "экспортную" ставку - 0 процентов.

Следовательно, сказали налоговики, экспортер, заплативший перевозчику НДС по ставке 18 процентов, не имеет права на вычет.

Проблема ставки НДС давно уже создала "зону риска" и для экспортеров, и для перевозчиков: первые опасаются уплачивать НДС по ставке 18 процентов, ожидая отказа налоговиков в вычете, вторые боятся использовать ставку 0 процентов, подозревая, что налоговики захотят доначислить налог. В рассматриваемом случае сбылись худшие ожидания экспортера: налоговая инспекция признала вычет необоснованным.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали налоговиков и объяснили экспортеру, что требовать предоставления вычета он не может, поскольку не следовало платить НДС перевозчику. Однако ВАС РФ усмотрел в ситуации основания поддержать экспортера. Судьи Высшего арбитражного суда обнаружили, что перевозка товара осуществлена до того, как экспортер поместил товар под таможенный режим экспорта. Следовательно, развил мысль ВАС РФ, перевозчик имел полное право выставить за услуги по перевозке счет-фактуру по ставке 18 процентов.

С точки зрения экспортеров, такая позиция может рассматриваться как полноценный хеппи-энд. Для перевозчиков же озвученное судьями ВАС РФ понимание проблемы больше вопросов ставит, чем решает.

Ранее (начиная с постановлений 2005 г. NN 9252/05 и 9263/05) ВАС РФ исходил из того, что ставки НДС, установленные в Налоговом кодексе РФ, не могут применяться произвольно. И если для перевозки товара, который отправлен на экспорт, НК РФ предусматривает ставку 0 процентов, то именно эта ставка и должна использоваться перевозчиками. Правомерность такого подхода подтверждена Конституционным судом РФ в определении от 15 мая 2007 г. N 372-О-П.

Нынешнее использование Высшим арбитражным судом РФ момента выпуска товара в таможенном режиме экспорта в целях установления ставки для перевозчика любопытно, но с Налоговым кодексом такая позиция не соотносится. Ставка 0 процентов для самого экспортера устанавливается только при вывозе товара в режиме экспорта. То есть нужно одновременное соблюдение двух условий: помещение товара под таможенный режим экспорта и вывоз товара из России. Если ВАС РФ хочет экстраполировать на перевозчиков такой же подход, то тогда следует признать, что право на ставку 0 процентов перевозчик получает только начиная с момента вывоза товара с территории страны. Здесь нет оснований ограничиваться лишь моментом помещения товара под таможенный режим экспорта. Однако такой подход будет в большей степени забавным, нежели основанным на законе.

Налоговое законодательство (как бы делая доброе дело) характеризует условия для применения ставки НДС 0 процентов как факт оказания услуг, связанных с реализацией товара, вывезенного из страны в режиме экспорта. При этом НК РФ не связывает момент оказания услуг с моментом помещения товара под таможенный режим экспорта и/или вывозом товара из России. Перевозчик товара имеет право получить копию ГТД, подтверждающую вывоз товара, и заявить для себя в своей налоговой декларации НДС по ставке 0 процентов.

Наличие такой возможности у перевозчика вкупе с четким перечнем случаев применения ставки 0 процентов и дало основания КС РФ и ВАС РФ сделать выводы о недопустимости произвольного изменения ставки.

Новая концепция ВАС РФ означает, что фактически перевозчики смогут пользоваться той самой отринутой высшими судами произвольностью в выборе ставки. Теперь ставка 0 процентов выглядит обязательной только в случае, когда перевозчик выставляет счет-фактуру после выпуска товара в режиме экспорта. Если же перевозчик выставляет счет-фактуру до момента выпуска товара, то может применять ставку НДС 18 процентов.

Единственная проблема для перевозчиков - видение ситуации налоговыми органами. Налоговики - исходя из той же новой концепции ВАС РФ - вполне могут прийти к выводу, что выставление счета-фактуры до выпуска товара в режиме экспорта влечет для перевозчика не право, а обязанность начислить НДС по ставке 18 процентов.

И тогда Высшему арбитражному суду, ныне вставшему на защиту экспортеров, придется задаться вопросом о правомерности применения перевозчиками той или иной ставки. Так что возможности для единообразия судебной практики по данному поводу еще далеко не исчерпаны.

Сергей Астахов, юрист

Разместить:
Марина Владимировна rubikonmv@bk.ru
13 ноября 2007 г. в 14:39

Вопрос приобрел совсем смешную окраску - перевозчик, прежде чем загрузить экспортный товар обязан передать экспортеру для заполнения чистые -КАРНЕТ ТИРы(Книжки МДП) и ЦМР-ки, документы, которые он получает в АСМАПе (Ассоциации международных перевозчиков), которые применимые только для международных перевозок, стоящие больших денег и несущие в себе гарантию перевозчика о доставке товаров на таможню получателя зарубежом под таможенным контролем. Получается, что "ничего не знающий перевозчик" передает МДП экспортеру и при этом уверен, что этот груз на экспорт не пойдет. Кстати, этим своим решением Высший арбитражный суд помогает перевозчику скрывать свои доходы, т.к. белому перевозчику никогда не было выгодно работать по ставке 18%, так как кругорейс в Европу сейчас оплачивается в среднем из расчета 5000 евро, и них 762 евро - НДС. А входящего НДС у перевозчика крайне мало, т.к. основной пробег идет по иностранной территории. Так скажите мне какому перевозчику выгодно выставлять счета за перевозку с 18%? Правильно - тому, кто будет указывать пробег только по территории РФ. А выручку за перевозку по иностранной территории перевозчик будет получать нелегально. Я с "0" ставкой отработала с 2000 года, когда требования были еще более жесткие чем сейчас. Налоговые органы проверили нас по этой теме за все годы применения этой ставки и претензий не было.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые ставки
  • 28.01.2024  

    В целях исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.

    Итог

  • 20.01.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с применением неверной ставки НДС при реализации продукции.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованная обществом продукция может использоваться лишь как добавка в составе кормов для сельскохозяйственных животных, в связи с чем применение обществом льготной ставки НДС в отношении данной п

  • 27.08.2023  

    Покупатель указал, что стоимость некачественного товара возвращена поставщиком без учета суммы НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку товар возвращен покупателем, использование поставщиком спорных денежных средств и возможность получения налогового вычета на сумму перечисленного НДС по возвращенному товару подтверждают наличие неосновательного обогащения.


Вся судебная практика по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
  • 14.02.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.

    Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь

  • 21.11.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводами о неправомерном принятии к вычету по НДС сумм, выставленных контрагентами по ставке 18 процентов вместо 0 процентов, а также неправомерном учете в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы безнадежных долгов при наличии неиспользованного резерва по сомнительным долгам.

    Итог: в

  • 27.11.2019  

    Налоговый орган отказал в возмещении НДС, указывая, что налогоплательщик достоверно не подтвердил реализацию спорного товара на экспорт и факт вывоза товара.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт экспорта каменного угля и обоснованность применения ставки 0 процентов по НДС общество подтвердило документально.

     


Вся судебная практика по этой теме »