Аналитика / Налогообложение / Экспортерам вернули вычет
Экспортерам вернули вычет
Высший арбитражный суд рассмотрел вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера
12.11.2007"Российская Бизнес-газета"Арбитражная практика, касающаяся НДС, год от года становится все более единообразной, а ситуация с этим НДС - все более запутанной.
Очередным поводом "единообразить" практику стало выставление перевозчиками счетов-фактур экспортерам. 6 ноября 2007 года президиум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрел в порядке надзора восемь дел, в пяти из которых фигурировал вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера. Вопрос был один на все пять дел, поскольку все дела касались отказа налоговой инспекции в возмещении НДС одной фирме-экспортеру товара по пяти различным периодам 2005-2006 годов.
Постановлениями N 1375/07, 10159/07, 10160/07, 10246/07 и 10249/07 президиум ВАС РФ подтвердил правоту экспортера. Тем самым президиум ВАС РФ поддержал судей, готовивших дела к передаче в президиум. И хотя постановления президиума появятся позднее, точка зрения коллегий судей ВАС РФ, изложенная в определениях о передаче дел в президиум ВАС РФ, вполне понятна, что позволяет говорить о позиции суда в целом.
Сама рассмотренная ситуация - обыденная во взаимоотношениях экспортеров с российскими перевозчиками. Экспортер заплатил перевозчику за транспортировку товара, который был отправлен на экспорт. Перевозчик выставил счет-фактуру с "нормальным" НДС - по ставке 18 процентов. Налоговая инспекция, указав на то, что перевозчик был осведомлен о направлении товара за границу, посчитала, что перевозчик должен был использовать "экспортную" ставку - 0 процентов.
Следовательно, сказали налоговики, экспортер, заплативший перевозчику НДС по ставке 18 процентов, не имеет права на вычет.
Проблема ставки НДС давно уже создала "зону риска" и для экспортеров, и для перевозчиков: первые опасаются уплачивать НДС по ставке 18 процентов, ожидая отказа налоговиков в вычете, вторые боятся использовать ставку 0 процентов, подозревая, что налоговики захотят доначислить налог. В рассматриваемом случае сбылись худшие ожидания экспортера: налоговая инспекция признала вычет необоснованным.
Арбитражные суды трех инстанций поддержали налоговиков и объяснили экспортеру, что требовать предоставления вычета он не может, поскольку не следовало платить НДС перевозчику. Однако ВАС РФ усмотрел в ситуации основания поддержать экспортера. Судьи Высшего арбитражного суда обнаружили, что перевозка товара осуществлена до того, как экспортер поместил товар под таможенный режим экспорта. Следовательно, развил мысль ВАС РФ, перевозчик имел полное право выставить за услуги по перевозке счет-фактуру по ставке 18 процентов.
С точки зрения экспортеров, такая позиция может рассматриваться как полноценный хеппи-энд. Для перевозчиков же озвученное судьями ВАС РФ понимание проблемы больше вопросов ставит, чем решает.
Ранее (начиная с постановлений 2005 г. NN 9252/05 и 9263/05) ВАС РФ исходил из того, что ставки НДС, установленные в Налоговом кодексе РФ, не могут применяться произвольно. И если для перевозки товара, который отправлен на экспорт, НК РФ предусматривает ставку 0 процентов, то именно эта ставка и должна использоваться перевозчиками. Правомерность такого подхода подтверждена Конституционным судом РФ в определении от 15 мая 2007 г. N 372-О-П.
Нынешнее использование Высшим арбитражным судом РФ момента выпуска товара в таможенном режиме экспорта в целях установления ставки для перевозчика любопытно, но с Налоговым кодексом такая позиция не соотносится. Ставка 0 процентов для самого экспортера устанавливается только при вывозе товара в режиме экспорта. То есть нужно одновременное соблюдение двух условий: помещение товара под таможенный режим экспорта и вывоз товара из России. Если ВАС РФ хочет экстраполировать на перевозчиков такой же подход, то тогда следует признать, что право на ставку 0 процентов перевозчик получает только начиная с момента вывоза товара с территории страны. Здесь нет оснований ограничиваться лишь моментом помещения товара под таможенный режим экспорта. Однако такой подход будет в большей степени забавным, нежели основанным на законе.
Налоговое законодательство (как бы делая доброе дело) характеризует условия для применения ставки НДС 0 процентов как факт оказания услуг, связанных с реализацией товара, вывезенного из страны в режиме экспорта. При этом НК РФ не связывает момент оказания услуг с моментом помещения товара под таможенный режим экспорта и/или вывозом товара из России. Перевозчик товара имеет право получить копию ГТД, подтверждающую вывоз товара, и заявить для себя в своей налоговой декларации НДС по ставке 0 процентов.
Наличие такой возможности у перевозчика вкупе с четким перечнем случаев применения ставки 0 процентов и дало основания КС РФ и ВАС РФ сделать выводы о недопустимости произвольного изменения ставки.
Новая концепция ВАС РФ означает, что фактически перевозчики смогут пользоваться той самой отринутой высшими судами произвольностью в выборе ставки. Теперь ставка 0 процентов выглядит обязательной только в случае, когда перевозчик выставляет счет-фактуру после выпуска товара в режиме экспорта. Если же перевозчик выставляет счет-фактуру до момента выпуска товара, то может применять ставку НДС 18 процентов.
Единственная проблема для перевозчиков - видение ситуации налоговыми органами. Налоговики - исходя из той же новой концепции ВАС РФ - вполне могут прийти к выводу, что выставление счета-фактуры до выпуска товара в режиме экспорта влечет для перевозчика не право, а обязанность начислить НДС по ставке 18 процентов.
И тогда Высшему арбитражному суду, ныне вставшему на защиту экспортеров, придется задаться вопросом о правомерности применения перевозчиками той или иной ставки. Так что возможности для единообразия судебной практики по данному поводу еще далеко не исчерпаны.
Сергей Астахов, юрист
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 14.10.2020 Что делать, если экспорт товара не подтвержден документально?
- 15.09.2024
Налоговый орган
сделал вывод о необоснованном применении ставки НДС в размере 10 процентов при реализации сычужного продукта и налоговых вычетов и учете расходов по налогу на прибыль по операциям приобретения молока.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку представленные документы не подтверждают правомерность применения вычетов по НДС; поставщик молока установлен, в связи с чем расходы на его
- 28.01.2024
В целях
исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.Итог
- 20.01.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с применением неверной ставки НДС при реализации продукции.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованная обществом продукция может использоваться лишь как добавка в составе кормов для сельскохозяйственных животных, в связи с чем применение обществом льготной ставки НДС в отношении данной п
- 20.01.2024
- 06.08.2024
Обществу отказано
в возмещении НДС в связи с необоснованным предъявлением к вычету налога, исчисленного по ставке 20 процентов, при оказании услуг, связанных с международной перевозкой товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку услуги приобретены обществом с целью исполнения по договорам на организацию перевозок внешнеторговых грузов, связаны с международной перевозкой товаров и подлеж
- 12.06.2024
По результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обществу были доначислены НДС, пени, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отка
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 01.10.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507
- 30.09.2024 Письмо Минфина России от 16.07.2024 г. № 03-07-11/66265
- 12.08.2024 Письмо Минфина России от 24.06.2024 г. № 03-07-03/58545
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 11.01.2023 Письмо Минфина России от 28.11.2022 г. № 03-07-11/115976
Комментарии
Вопрос приобрел совсем смешную окраску - перевозчик, прежде чем загрузить экспортный товар обязан передать экспортеру для заполнения чистые -КАРНЕТ ТИРы(Книжки МДП) и ЦМР-ки, документы, которые он получает в АСМАПе (Ассоциации международных перевозчиков), которые применимые только для международных перевозок, стоящие больших денег и несущие в себе гарантию перевозчика о доставке товаров на таможню получателя зарубежом под таможенным контролем. Получается, что "ничего не знающий перевозчик" передает МДП экспортеру и при этом уверен, что этот груз на экспорт не пойдет. Кстати, этим своим решением Высший арбитражный суд помогает перевозчику скрывать свои доходы, т.к. белому перевозчику никогда не было выгодно работать по ставке 18%, так как кругорейс в Европу сейчас оплачивается в среднем из расчета 5000 евро, и них 762 евро - НДС. А входящего НДС у перевозчика крайне мало, т.к. основной пробег идет по иностранной территории. Так скажите мне какому перевозчику выгодно выставлять счета за перевозку с 18%? Правильно - тому, кто будет указывать пробег только по территории РФ. А выручку за перевозку по иностранной территории перевозчик будет получать нелегально. Я с "0" ставкой отработала с 2000 года, когда требования были еще более жесткие чем сейчас. Налоговые органы проверили нас по этой теме за все годы применения этой ставки и претензий не было.