Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Экспортерам вернули вычет

Экспортерам вернули вычет

Высший арбитражный суд рассмотрел вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера

12.11.2007
"Российская Бизнес-газета"

Арбитражная практика, касающаяся НДС, год от года становится все более единообразной, а ситуация с этим НДС - все более запутанной.

Очередным поводом "единообразить" практику стало выставление перевозчиками счетов-фактур экспортерам. 6 ноября 2007 года президиум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрел в порядке надзора восемь дел, в пяти из которых фигурировал вопрос о взаимоотношениях перевозчика и экспортера. Вопрос был один на все пять дел, поскольку все дела касались отказа налоговой инспекции в возмещении НДС одной фирме-экспортеру товара по пяти различным периодам 2005-2006 годов.

Постановлениями N 1375/07, 10159/07, 10160/07, 10246/07 и 10249/07 президиум ВАС РФ подтвердил правоту экспортера. Тем самым президиум ВАС РФ поддержал судей, готовивших дела к передаче в президиум. И хотя постановления президиума появятся позднее, точка зрения коллегий судей ВАС РФ, изложенная в определениях о передаче дел в президиум ВАС РФ, вполне понятна, что позволяет говорить о позиции суда в целом.

Сама рассмотренная ситуация - обыденная во взаимоотношениях экспортеров с российскими перевозчиками. Экспортер заплатил перевозчику за транспортировку товара, который был отправлен на экспорт. Перевозчик выставил счет-фактуру с "нормальным" НДС - по ставке 18 процентов. Налоговая инспекция, указав на то, что перевозчик был осведомлен о направлении товара за границу, посчитала, что перевозчик должен был использовать "экспортную" ставку - 0 процентов.

Следовательно, сказали налоговики, экспортер, заплативший перевозчику НДС по ставке 18 процентов, не имеет права на вычет.

Проблема ставки НДС давно уже создала "зону риска" и для экспортеров, и для перевозчиков: первые опасаются уплачивать НДС по ставке 18 процентов, ожидая отказа налоговиков в вычете, вторые боятся использовать ставку 0 процентов, подозревая, что налоговики захотят доначислить налог. В рассматриваемом случае сбылись худшие ожидания экспортера: налоговая инспекция признала вычет необоснованным.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали налоговиков и объяснили экспортеру, что требовать предоставления вычета он не может, поскольку не следовало платить НДС перевозчику. Однако ВАС РФ усмотрел в ситуации основания поддержать экспортера. Судьи Высшего арбитражного суда обнаружили, что перевозка товара осуществлена до того, как экспортер поместил товар под таможенный режим экспорта. Следовательно, развил мысль ВАС РФ, перевозчик имел полное право выставить за услуги по перевозке счет-фактуру по ставке 18 процентов.

С точки зрения экспортеров, такая позиция может рассматриваться как полноценный хеппи-энд. Для перевозчиков же озвученное судьями ВАС РФ понимание проблемы больше вопросов ставит, чем решает.

Ранее (начиная с постановлений 2005 г. NN 9252/05 и 9263/05) ВАС РФ исходил из того, что ставки НДС, установленные в Налоговом кодексе РФ, не могут применяться произвольно. И если для перевозки товара, который отправлен на экспорт, НК РФ предусматривает ставку 0 процентов, то именно эта ставка и должна использоваться перевозчиками. Правомерность такого подхода подтверждена Конституционным судом РФ в определении от 15 мая 2007 г. N 372-О-П.

Нынешнее использование Высшим арбитражным судом РФ момента выпуска товара в таможенном режиме экспорта в целях установления ставки для перевозчика любопытно, но с Налоговым кодексом такая позиция не соотносится. Ставка 0 процентов для самого экспортера устанавливается только при вывозе товара в режиме экспорта. То есть нужно одновременное соблюдение двух условий: помещение товара под таможенный режим экспорта и вывоз товара из России. Если ВАС РФ хочет экстраполировать на перевозчиков такой же подход, то тогда следует признать, что право на ставку 0 процентов перевозчик получает только начиная с момента вывоза товара с территории страны. Здесь нет оснований ограничиваться лишь моментом помещения товара под таможенный режим экспорта. Однако такой подход будет в большей степени забавным, нежели основанным на законе.

Налоговое законодательство (как бы делая доброе дело) характеризует условия для применения ставки НДС 0 процентов как факт оказания услуг, связанных с реализацией товара, вывезенного из страны в режиме экспорта. При этом НК РФ не связывает момент оказания услуг с моментом помещения товара под таможенный режим экспорта и/или вывозом товара из России. Перевозчик товара имеет право получить копию ГТД, подтверждающую вывоз товара, и заявить для себя в своей налоговой декларации НДС по ставке 0 процентов.

Наличие такой возможности у перевозчика вкупе с четким перечнем случаев применения ставки 0 процентов и дало основания КС РФ и ВАС РФ сделать выводы о недопустимости произвольного изменения ставки.

Новая концепция ВАС РФ означает, что фактически перевозчики смогут пользоваться той самой отринутой высшими судами произвольностью в выборе ставки. Теперь ставка 0 процентов выглядит обязательной только в случае, когда перевозчик выставляет счет-фактуру после выпуска товара в режиме экспорта. Если же перевозчик выставляет счет-фактуру до момента выпуска товара, то может применять ставку НДС 18 процентов.

Единственная проблема для перевозчиков - видение ситуации налоговыми органами. Налоговики - исходя из той же новой концепции ВАС РФ - вполне могут прийти к выводу, что выставление счета-фактуры до выпуска товара в режиме экспорта влечет для перевозчика не право, а обязанность начислить НДС по ставке 18 процентов.

И тогда Высшему арбитражному суду, ныне вставшему на защиту экспортеров, придется задаться вопросом о правомерности применения перевозчиками той или иной ставки. Так что возможности для единообразия судебной практики по данному поводу еще далеко не исчерпаны.

Сергей Астахов, юрист

Разместить:
Марина Владимировна rubikonmv@bk.ru
13 ноября 2007 г. в 14:39

Вопрос приобрел совсем смешную окраску - перевозчик, прежде чем загрузить экспортный товар обязан передать экспортеру для заполнения чистые -КАРНЕТ ТИРы(Книжки МДП) и ЦМР-ки, документы, которые он получает в АСМАПе (Ассоциации международных перевозчиков), которые применимые только для международных перевозок, стоящие больших денег и несущие в себе гарантию перевозчика о доставке товаров на таможню получателя зарубежом под таможенным контролем. Получается, что "ничего не знающий перевозчик" передает МДП экспортеру и при этом уверен, что этот груз на экспорт не пойдет. Кстати, этим своим решением Высший арбитражный суд помогает перевозчику скрывать свои доходы, т.к. белому перевозчику никогда не было выгодно работать по ставке 18%, так как кругорейс в Европу сейчас оплачивается в среднем из расчета 5000 евро, и них 762 евро - НДС. А входящего НДС у перевозчика крайне мало, т.к. основной пробег идет по иностранной территории. Так скажите мне какому перевозчику выгодно выставлять счета за перевозку с 18%? Правильно - тому, кто будет указывать пробег только по территории РФ. А выручку за перевозку по иностранной территории перевозчик будет получать нелегально. Я с "0" ставкой отработала с 2000 года, когда требования были еще более жесткие чем сейчас. Налоговые органы проверили нас по этой теме за все годы применения этой ставки и претензий не было.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые ставки
  • 28.09.2014  

    Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Таким образом, выводы судов о том, что компанией был предоставлен полный комплект документов, подтвержда

  • 17.09.2014  

    Налогоплательщик вправе применить ставку 10 процентов по НДС при условии принятия им всех необходимых мер по своевременному получению разрешения. Суды оценили отсутствие вины налогоплательщика применительно к факту получения разрешения.

  • 14.09.2014  

    Налоговая ставка НДС 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом арбитражным судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) сам


Вся судебная практика по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
  • 14.12.2014  

    Согласно ранее действовавшего порядка в соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар. С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ

  • 06.08.2014  

    Поскольку налогоплательщик не представил полный пакет документов, обосновывающий применение налоговой ставки 0%, оспариваемые решения налогового органа правомерно признаны судами законными и обоснованными. Доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая

  • 22.05.2014  

    Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). В силу п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, перечисленных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекс


Вся судебная практика по этой теме »