Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дисконт с характером

Дисконт с характером

Скидки на товары или услуги — один из самых распространенных способов отрегулировать объемы продаж. Правда, подобные поблажки чреваты для бухгалтера головной болью

04.03.2009
«Расчет»
Автор: Юлия Гудилина

Многогранные скидки

Сегодня компании во многих сегментах рынка переживают нелучшие времена. На рынке уже можно наблюдать тенденцию, когда партнеры по сделкам идут друг другу навстречу и пытаются в трудной ситуации сохранить отношения. Один из вариантов облегчить жизнь важным контрагентам и повысить собственную конкурентоспособность на рынке - предоставить скидки.

Следует отметить, что порядок и размер предоставления скидок необходимо закрепить в документах предприятия - например, в маркетинговой политике, учетной политике или приказе, распоряжении руководителя. Скидки могут быть различными. Их предоставляют, например, при закупке товара в определенном объеме (оговаривается необходимый объем закупок в течение фиксированного срока); при закупке ассортиментного перечня товара (указывается список товаров).

При этом очень важно обосновать факт получения скидки. Если она предоставляется за покупку определенного объема или ассортимента товара, своевременную оплату, то обосновать это довольно легко. Идеальным вариантом будет, если стороны предварительно подпишут акт о выполнении определенных требований. Можно дать скидку за то, что покупатель закупил новый товар - такая практика является разновидностью ассортиментной скидки. В договоре также следует указать, когда покупатель имеет право на скидку: по окончании месяца, квартала, года или в момент достижения определенного объема закупок.

Также можно договориться и о том, что приобретатель берет на себя обязательства по рекламе нового товара, производит выкладку его в самых привлекательных местах или рекомендует покупателям в магазине выбирать именно этот товар. Однако следует учитывать, что такие действия сами по себе считаются оказанием услуг. Покупатель при этом превращается в исполнителя, а продавец в заказчика. Скидка теряет свое право называться скидкой и превращается в вознаграждение исполнителя. В итоге у последнего появляется обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Сортируем дисконт

Условно разделим эти виды скидок на две группы.

Первая группа. Скидки предоставляются путем снижения цены за товар. В этом случае продавец реализует, а покупатель приобретает товар по цене ниже, чем была первоначально установлена. В свете данных условий скидка не может считаться внереализационным расходом, поэтому происходит корректировка выручки. Письмо Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411 гласит: «К скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не применяется».

В этом случае необходимо пересчитать сумму НДС и размер налога на прибыль.

Вторая группа. Скидка не изменяет стоимость товара, то есть цена договора остается прежней, а продавец предоставляет покупателю премию в виде денег или списания задолженности и т. д. Именно это и будет являться внереализационным расходом продавца. Этот вид скорее можно назвать предоставлением премии или бонуса.

Отражение скидок отличается в бухгалтерском и налоговом учете. Результат от скидки идентифицируется как доход (и расход) по обычным видам деятельности.

Момент реализации отражается в бухучете продавца следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1 - 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товара;

Дебет 90-3 Кредит 68 - 18 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованного товара;

Дебет 90-2 Кредит 41 (43) - 60 000 руб. - списана стоимость реализованного товара;

Момент предоставления скидки отражается в бухгалтерском учете продавца так:

Сторно
Дебет 62 Кредит 90-1 - 11 800 руб. - сторнирована выручка;

Сторно
Дебет 90-3 Кредит 68 - 1800 руб. - сторнирован НДС.

У покупателя в момент приобретения делаются следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60 - 118 000 руб. - отражена стоимость покупного товара;

Дебет 19 Кредит 60 - 18 000 руб. - отражен НДС от стоимости приобретаемого товара;

Дебет 68 Кредит 19 - 18 000 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51 - 118 000 руб. - погашена часть задолженности перед продавцом.

В момент предоставления скидки покупателю необходимо будет скорректировать стоимость приобретаемого товара. То есть:

Сторно
Дебет 41 Кредит 60 - 11 800 руб. - сторнирована стоимость товара;

Сторно
Дебет 19 Кредит 60 -1800 руб. - сторнирован НДС.

Если купленный товар уже реализован, то сумма скидки будет отражена следующей проводкой:

Сторно
Дебет 91-2 Кредит 60 - 11 800 руб.

Пройдемся по налогам

Теперь рассмотрим порядок учета налога на добавленную стоимость.

Мнение Минфина, высказанное в письме от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112 сводится к следующему.

Допустим, сумма НДС к уплате в бюджет у продавца составила 18 000 руб. Он должен после предоставления покупателю скидки открыть дополнительные листы к книге продаж всех месяцев, в которых происходила отгрузка, аннулировать все выданные этому покупателю счета-фактуры с прежними данными и вписать счета-фактуры с исправленными параметрами. В итоге он подает уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за эти периоды. Сумма налога к уплате по сравнению с предыдущей оказывается меньше, следовательно, никаких пеней данная операция не влечет. Так, по декларациям по НДС стоимость к уплате составит 16 200 руб.

У покупателя ситуация иная. В момент покупки он поставил к вычету 18 000 руб. Оказывается, что вычет был завышен, а истинный его размер составляет 16 200 руб. Необходимо открыть дополнительные листы к книге покупок тех месяцев, в которых происходили закупки, и аннулировать все прежние счета-фактуры. Покупателю следует подать уточненные декларации за эти периоды, доплатить налог и заплатить пени. Такая обязанность установлена пунктом 29 Правил ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж, утвержденных постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914.

Предоставление скидок ведет к изменению и сумм налога на прибыль. Статья 265 Налогового кодекса РФ гласит: «1. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и/или реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
19.1. расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок...»

Продавцу после изменения стоимости реализации следует пересчитать сумму налога на прибыль и подать уточненные декларации. Так как сумма налогооблагаемой прибыли окажется меньше (как и в случае с пересчетом НДС), уплачивать пени не нужно.

Также покупатель должен рассмотреть, появятся ли изменения в его налоговом учете. Ведь для него снизилась стоимость приобретенного товара. Если последний не был за все это время включен в затраты, то налогооблагаемая база не изменится, и налог на прибыль пересчитывать не придется. В противном случае окажется, что покупатель завысил расходы и занизил налогооблагаемую прибыль. Ему следует пересчитать сумму налога на прибыль, доплатить необходимую сумму налога и пени и подать уточненную декларацию.

Размер имеет значение

При предоставлении скидок следует помнить об их размере. При этом необходимо руководствоваться статьей 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен лишь при осуществлении следующих сделок:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При определении цены в целях налогообложения не учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При отклонении цены более чем на 20% от рыночной налоговые органы вправе пересмотреть условия сделки в разрезе правильности применения расценок. Их действия могут привести к доначислению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также пеней.

Пример приказа о предоставлении скидок покупателям

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Вектор»
______________/Сидоров И.И.

Положение о скидках, предоставляемых покупателям

Установить на предприятии следующую систему скидок:

1.Скидки постоянным покупателям.
Всем покупателям при совершении покупки на сумму выше 3 000 руб. выдается дисконтная карта, дающая право на получение скидки в размере 5% при совершении всех последующих покупок.

2. Скидки для покупателей, совершивших в течение года покупки на сумму свыше 70 000 руб.
Покупателям, совершившим в течение года покупки на сумму свыше 70 000 руб, выдается серебряная дисконтная карта, дающая право на получение скидки в размере 15% при совершении всех последующих покупок.

3. Праздничные скидки.
Праздничные скидки предоставляются в следующие периоды:
с 15 по 25 февраля;
с 1 по 10 марта;
с 15 по 31 декабря.
Размер праздничной скидки составляет интервал от 10 до 30%. Перечень товаров, подпадающих под праздничные скидки, и конкретные размеры скидок по видам товаров утверждаются отдельным приказом не позднее 15 дней до наступления периода действия скидки.

4. Скидки для оптовых покупателей.
Оптовым покупателям предоставляются скидки в зависимости от срока оплаты товара
при авансовой оплате - 10%;
при оплате в течение недели с момента отгрузки - 5%.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »