Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / О каких проверках «сигнал» поступит заранее?

О каких проверках «сигнал» поступит заранее?

С середины текущего года порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов различными госведомствами и муниципальными инспекторами будет регулироваться новым Законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Согласно документу ежегодные «контрольные» планы ревизоров перестанут быть тайной для компаний, а срок проверки представителей малого бизнеса ограничится не днями, а часами

18.03.2009
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: В. Мясницкий, эксперт »Федерального агентства финансовой информации»

В процессе ведения бизнеса фирмы и предприниматели обязаны соблюдать требования действующего законодательства в целом, а не отдельных его отраслей. А посему в «один прекрасный» на пороге компании может собраться внушительная очередь, состоящая из контролеров различных ведомств: Ростехрегулирование, пожарная инспекция, СЭС и др.

Ни для кого не секрет, что любая проверка отнимает множество сил и практически парализует деятельность организации. Всю серьезность данной проблемы осознали и представители органов власти. Переломить ситуацию должен Закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Данный нормативный акт вступит в силу 1 июля 2009  года. Одновременно с этим «частью истории» станет его предшественник - Закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ. Отметим, что действие документа не распространяется на мероприятия налогового и валютного контроля, а также на расследование несчастных случаев на производстве.

Меняем фундамент

Наиболее «революционным» изменением стал «новый» принцип защиты прав хозяйствующих субъектов. Речь идет об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов бизнеса.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 294-ФЗ юрлица и предприниматели будут обязаны письменно сообщать о старте коммерческой деятельности в «профильный» орган исполнительной власти. Данное уведомление станет неотъемлемой частью следующих видов предпринимательства:

  • гостиничные услуги, а также временное размещение и обеспечение временного проживания;
  • бытовые услуги;
  • услуги общепита, предоставляемые специализированными организациями (кафе, столовыми и др.);
  • розничная и оптовая торговля (за исключением продажи товаров, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
  • перевозка пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (кроме поездок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд фирм и предпринимателей);
  • предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения «фирменных» потребностей);
  • производство текстильных материалов, швейных изделий;
  • производство одежды;
  • производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

Соответственно, будут «объявлены вне закона» любые дополнительные требования, продиктованные чиновниками, о получении бизнесменом каких-либо разрешительных документов, выдаваемых органами власти и местного самоуправления, которые якобы «жизненно необходимы» для начала осуществления работ и услуг в составе указанных видов деятельности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 8 Закона № 294-ФЗ.

По сути в уведомлении декларируется соблюдение фирмой и ее штатными работниками положений действующего законодательства. Документ будет представляться после госрегистрации и постановки на учет в ИФНС, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Таково требование пункта 5 статьи 8 Закона № 294-ФЗ.

При этом фирмам придется письменно сообщать в уполномоченный орган об изменении своего местонахождения (осуществления деятельности) и реорганизации юрлица, а предпринимателям - о смене места жительства. Максимальный срок для информирования властей составит 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Новый взгляд на проверки

Следующий блок изменений касается проведения контрольных мероприятий. Во-первых, изменена периодичность проверок. Теперь они станут проводиться не чаще чем один раз в три, а не в два года. Правда, социальной сфере, здравоохранению и образованию может «не поздоровиться»: фактически проверять работающие в данных отраслях заведения разрешено неограниченное количество раз.

Как и раньше, ревизии будут проводиться на основании ежегодных планов. Однако данная процедура станет более открытой. Дело в том, что надзорным органам придется доводить утвержденный план до сведения заинтересованных лиц любым доступным способом. Например, разместив его на интернет-сайте ведомства.

Более того, с 2010 года «контрольные» планы станут направляться в Генеральную прокуратуру. В свою очередь, надзорный орган представит для всеобщего обозрения ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В пункте 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ говорится об основаниях для включения проверки в ежегодный план. Таковыми являются истечение трехлетнего срока от начала одной из следующих дат: госрегистрации хозяйствующего субъекта в ИФНС; окончания последней плановой ревизии; начала осуществления деятельности в соответствии с уведомлением.

Пункт 12 статьи 9 Закона № 294 содержит еще один приятный «сюрприз». В нем говорится о том, что контролерам придется письменно уведомлять фирму о своем запланированном визите минимум за три рабочих дня до его осуществления.

В то же время гораздо более эффективной (с точки зрения контролеров) является внеплановая проверка. Напомним, что раньше основной причиной для «нежданного визита» становилось получение информации об имеющихся нарушениях. Впрочем, теперь данное основание уступило пальму первенства другому. Речь идет об истечении срока исполнения фирмой ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

Отметим, что ПБОЮЛ и юрлица, относящиеся к малому и среднему бизнесу, окажутся в выигрышном положении по сравнению с остальными участниками хозяйственной деятельности. Дело в том, что любую внеплановую ревизию таких субъектов придется заранее согласовывать с прокуратурой (п. 5 ст. 10 Закона  № 294-ФЗ).

К слову сказать, начиная с 1 июля 2009 года плановые и «внезапные» проверки будут проводиться в двух формах: документарной и выездной. Первая из них практически идентична «камералке» налоговиков. В свою очередь »выездная форма контроля» регулярно применяется ревизорами. А посему не будем заострять внимание на их описании.

Что касается сроков проведения контрольных мероприятий, то каждое из них не должно будет превышать двадцать рабочих дней. Напомним, что ранее максимальная продолжительность любой проверки составляла один месяц. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Правда, в исключительных случаях (необходимость проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований) срок проверки может быть продлен на двадцать рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов. Данные временные рамки предусмотрены статьей 13 Закона № 294-ФЗ.

Напоследок отметим, что акт проверки организации должен составляться непосредственно после ее завершения. Исключение составляют случаи, когда необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз. В такой ситуации бумаги станут оформлять в течение трех дней после завершения контрольных мероприятий.

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »