Аналитика / Налогообложение / Основные направления реформирования налогообложения банков
Основные направления реформирования налогообложения банков
Что день грядущий нам готовит... По материалам Всероссийской конференции "Привлечение банковского капитала в интересах развития отечественного производства".
09.10.2001
Основные направления реформирования налогообложения банков
К.И. ОГАНЯН, директор Департамента методологии
налогообложения прибыли и бухучета
для целей налогообложения Министерства РФ
по налогам и сборам, заместитель
министра финансов РФ
В адрес Министерства РФ по налогам и сборам в 2000 г. также как и в прошлом году поступают предложения о введении налоговых льгот для коммерческих банков, направляющих банковский капитал в отечественное производство. Как правило, речь идет о снижении уровня налогообложения доходов в виде процентов, получаемых от кредитования предприятий и организаций реального сектора экономики. Одновременно предлагается в полном объеме принимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли банков суммы резервов под возможные потери по ссудам. Бесспорно, что реализация названных предложений снизит налоговую нагрузку на банки, но нет такой же ясности с вопросом - будут ли эти стимулы достаточными, чтобы активизировать деятельность банков по долгосрочному кредитованию экономики при существующих рисках "невозвратов" выданных кредитов.
Известно, что несколько лет назад подобные льготы уже вводились, однако известны и финансовые потрясения, выпавшие на долю таких специализированных банков, пользовавшихся этими льготами, таких как Промстройбанк и Агропромбанк, кредитовавших промышленные и сельскохозяйственные предприятия. По нашему мнению, введение налоговых льгот для коммерческих банков при кредитовании экономики - это еще не гарантия финансовой стабильности банков.
В преддверии настоящей конференции министерством была проведена экспертная оценка налоговой нагрузки, которую несли коммерческие банки в 1999 г., в т.ч. входящие в Ассоциацию "Россия". В целом за 1999 г. в бюджетную систему РФ поступило налоговых платежей 29,3 млрд. руб., что составляет 3,3% от общей суммы поступивших налогов (в 1998 г. этот показатель составлял 4,2%). В 1999 г. налоговая нагрузка в сравнении с 1998 г. снизилась в связи со снижением ставки налога на прибыль с 43 до 38% от налогооблагаемой прибыли. Расчет налоговой нагрузки производился по методике, предложенной Минфином России при подготовке Налогового кодекса РФ. Она оценивалась путем отнесения всех начисленных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к общей сумме доходов, полученных банком. Результаты свидетельствуют о том, что доля налоговых платежей в общей сумме доходов банков имеет достаточно широкий диапазон, составляющий от 1,5 до 7%, хотя имеются банки, у которых налоговая нагрузка достигает 12%, а в отдельных случаях и выше. В среднем, по произведенной выборке, налоговая нагрузка у банков примерно в 2 раза ниже, чем у промышленных предприятий. В 2000 г. налоговая нагрузка у многих кредитных организаций, как и у других юридических лиц, будет снижена в сравнении с 1999 г., что связано с переходом на уплату налога на прибыль по сводному балансу юридического лица.
В адрес министерства поступили предложения об установлении для банков и предприятий одинаковой налоговой ставки по налогу на прибыль, составляющей 30 процентов. Если вести речь о единой ставке, тогда правомерно ставить вопрос и об установлении единого режима при исчислении налогооблагаемой прибыли. А это приведет к тому, например, что убытки банков от операций по купле-продаже иностранной валюты не будут учитываться в составе расходов, относимых на себестоимость оказываемых банками услуг, как не учитываются они у предприятий. В аналогичном режиме не должны учитываться в расчете налогооблагаемой прибыли отчисления в резерв на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. В итоге вместо предполагаемого снижения для банков налогового бремени правомерно прогнозировать его рост.
Если говорить о реальном существенном снижении для банков сумм уплачиваемых в бюджет налогов, то оно связано с перспективой принятия второй части Налогового кодекса, т.к. в перечень налогов, устанавливаемых Кодексом, не входят налоги, взимаемые с выручки - налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, доля которых в общей сумме уплачиваемых налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды составляет порядка 20 процентов.
Что касается сегодняшнего дня, то наряду с работой над Налоговым кодексом актуальным является повышение уровня методологической работы по действующему налоговому законодательству, которая должна в большей мере гарантировать от ошибок в расчете налоговых платежей.
Доля налоговых платежей, уплаченных коммерческими банками в бюджет
и внебюджетные фонды за 9 месяцев 1999 г. в общей сумме доходов банка
Код банкаДоля налоговых платежей в общей сумме доходов (%)
1,48
10,5
2
4,1
1,47
4,36
11,8
5,25
21,2
7,72
5,32
2,77
Завершается работа над новой редакцией Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"; подготовлена к представлению в Минюст России новая редакция Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", где учтены предложения коммерческих банков по формированию налогооблагаемой базы для кредитных организаций. Совершенствуются методические разработки и по другим налогам.
Положительный эффект дала совместная работа, проведенная в 1999 г. со специалистами коммерческих банков над новой редакцией Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями. Хотя в виде постановления Правительства РФ этот документ принять не удалось, но его нормы внесены во вторую часть Налогового кодекса в виде особенностей определения доходов и расходов коммерческих банков. Полагаем, что аналогичный подход в рамках Российской ассоциации промышленно-строительных банков к вопросу разработки льгот, стимулирующих деятельность банков по долгосрочному кредитованию отечественной экономики, позволит разработать оптимальный вариант его решения.



