Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Основные направления реформирования налогообложения банков

Основные направления реформирования налогообложения банков

Что день грядущий нам готовит... По материалам Всероссийской конференции "Привлечение банковского капитала в интересах развития отечественного производства".

09.10.2001

 

Основные направления реформирования налогообложения банков

К.И. ОГАНЯН, директор Департамента методологии
налогообложения прибыли и бухучета
для целей налогообложения Министерства РФ
по налогам и сборам, заместитель
министра финансов РФ

В адрес Министерства РФ по налогам и сборам в 2000 г. также как и в прошлом году поступают предложения о введении налоговых льгот для коммерческих банков, направляющих банковский капитал в отечественное производство. Как правило, речь идет о снижении уровня налогообложения доходов в виде процентов, получаемых от кредитования предприятий и организаций реального сектора экономики. Одновременно предлагается в полном объеме принимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли банков суммы резервов под возможные потери по ссудам. Бесспорно, что реализация названных предложений снизит налоговую нагрузку на банки, но нет такой же ясности с вопросом - будут ли эти стимулы достаточными, чтобы активизировать деятельность банков по долгосрочному кредитованию экономики при существующих рисках "невозвратов" выданных кредитов.

Известно, что несколько лет назад подобные льготы уже вводились, однако известны и финансовые потрясения, выпавшие на долю таких специализированных банков, пользовавшихся этими льготами, таких как Промстройбанк и Агропромбанк, кредитовавших промышленные и сельскохозяйственные предприятия. По нашему мнению, введение налоговых льгот для коммерческих банков при кредитовании экономики - это еще не гарантия финансовой стабильности банков.

В преддверии настоящей конференции министерством была проведена экспертная оценка налоговой нагрузки, которую несли коммерческие банки в 1999 г., в т.ч. входящие в Ассоциацию "Россия". В целом за 1999 г. в бюджетную систему РФ поступило налоговых платежей 29,3 млрд. руб., что составляет 3,3% от общей суммы поступивших налогов (в 1998 г. этот показатель составлял 4,2%). В 1999 г. налоговая нагрузка в сравнении с 1998 г. снизилась в связи со снижением ставки налога на прибыль с 43 до 38% от налогооблагаемой прибыли. Расчет налоговой нагрузки производился по методике, предложенной Минфином России при подготовке Налогового кодекса РФ. Она оценивалась путем отнесения всех начисленных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к общей сумме доходов, полученных банком. Результаты свидетельствуют о том, что доля налоговых платежей в общей сумме доходов банков имеет достаточно широкий диапазон, составляющий от 1,5 до 7%, хотя имеются банки, у которых налоговая нагрузка достигает 12%, а в отдельных случаях и выше. В среднем, по произведенной выборке, налоговая нагрузка у банков примерно в 2 раза ниже, чем у промышленных предприятий. В 2000 г. налоговая нагрузка у многих кредитных организаций, как и у других юридических лиц, будет снижена в сравнении с 1999 г., что связано с переходом на уплату налога на прибыль по сводному балансу юридического лица.

В адрес министерства поступили предложения об установлении для банков и предприятий одинаковой налоговой ставки по налогу на прибыль, составляющей 30 процентов. Если вести речь о единой ставке, тогда правомерно ставить вопрос и об установлении единого режима при исчислении налогооблагаемой прибыли. А это приведет к тому, например, что убытки банков от операций по купле-продаже иностранной валюты не будут учитываться в составе расходов, относимых на себестоимость оказываемых банками услуг, как не учитываются они у предприятий. В аналогичном режиме не должны учитываться в расчете налогооблагаемой прибыли отчисления в резерв на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. В итоге вместо предполагаемого снижения для банков налогового бремени правомерно прогнозировать его рост.

Если говорить о реальном существенном снижении для банков сумм уплачиваемых в бюджет налогов, то оно связано с перспективой принятия второй части Налогового кодекса, т.к. в перечень налогов, устанавливаемых Кодексом, не входят налоги, взимаемые с выручки - налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, доля которых в общей сумме уплачиваемых налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды составляет порядка 20 процентов.

Что касается сегодняшнего дня, то наряду с работой над Налоговым кодексом актуальным является повышение уровня методологической работы по действующему налоговому законодательству, которая должна в большей мере гарантировать от ошибок в расчете налоговых платежей.

Доля налоговых платежей, уплаченных коммерческими банками в бюджет
и внебюджетные фонды за 9 месяцев 1999 г. в общей сумме доходов банка

Код банкаДоля налоговых платежей в общей сумме доходов (%)

  1. 1,48

10,5

2

4,1

1,47

4,36

11,8

5,25

21,2

7,72

5,32

2,77

Завершается работа над новой редакцией Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"; подготовлена к представлению в Минюст России новая редакция Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", где учтены предложения коммерческих банков по формированию налогооблагаемой базы для кредитных организаций. Совершенствуются методические разработки и по другим налогам.

Положительный эффект дала совместная работа, проведенная в 1999 г. со специалистами коммерческих банков над новой редакцией Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями. Хотя в виде постановления Правительства РФ этот документ принять не удалось, но его нормы внесены во вторую часть Налогового кодекса в виде особенностей определения доходов и расходов коммерческих банков. Полагаем, что аналогичный подход в рамках Российской ассоциации промышленно-строительных банков к вопросу разработки льгот, стимулирующих деятельность банков по долгосрочному кредитованию отечественной экономики, позволит разработать оптимальный вариант его решения.

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Особенности налогообложения отраслей экономики
  • 16.05.2014  

    Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правильно отметил, что указанные технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  на основании решения органа кадастрового

  • 23.04.2014  

    Право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл

  • 14.04.2014  

    В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з


Вся судебная практика по этой теме »

Банки и финансовые институты
  • 01.05.2013   Договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка. Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки. Следовательно, указанные расходы, как связанные с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, являются эконо
  • 19.01.2013   Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, обратив внимание на то, что помимо сведений о наличии расчетных документов текущих требований четвертой очереди банк обладал информацией о том, что к должнику имеются текущие требования первой и второй очередей. При таких обстоятельствах, производя контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника, банк был
  • 13.01.2013   Президиум ВАС РФ обозначил правовую позицию, согласно которой банк обязан осуществлять выплату по банковской гарантии при любом нарушении обеспеченного гарантией обязательства. Исключение составляют случаи, когда из текста гарантии прямо следует, что банк ограничил свою ответственность и принял на себя обязательство отвечать только за определенные нарушения принципалом обеспеченного обязательства.

Вся судебная практика по этой теме »