Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Реализация после списания основных средств

Реализация после списания основных средств

Бухгалтеры часто интересуются, каким образом реализовать остающиеся запасные части, металлолом, макулатуру. Как правильно отразить списание основных средств, оприходование макулатуры, металлолома и последующую их реализацию? Облагается ли данная реализация НДС и налогом на прибыль? Найти ответ помогают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В.В. Пименов, Ю. А. Кошелева.

20.04.2010
«ГАРАНТ»
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В.В. Пименов, Ю. А. Кошелева.

Основание для реализации

Как правило, основанием для получения разрешения на реализацию годных запасных частей (металлолома и т.д.) может служить нецелесообразность их дальнейшего использования. Решение о реализации производится на основании заключения комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок ее работы может быть установлен учетной политикой или отдельным приказом. Результаты работы комиссии отражают в Акте, подтверждающем нецелесообразность дальнейшего использования запасных частей (металлолома, макулатуры).

При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств, документы, обосновывающие необходимость реализации представляются для согласования в орган по управлению имуществом – Росимущество России (конкретный перечень представляемых документов определяется соответствующим административным регламентом Росимущества). После того, как уполномоченным органом будет принято решение о возможности реализации нефинансовых активов, учреждение вправе осуществить данную операцию. Поясним, почему следует производить согласование с Росимуществом России. Дело в том, что оно выступает от лица собственника имущества и выполняет функции администратора соответствующего дохода. Кроме того, на Росимущество и его территориальные органы возложены функции по учету федерального имущества и ведению реестра федерального имущества (п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447). В то же время ведение реестра федерального имущества является только одной из функций Росимущества, а его полномочия по представлению интересов собственника, определяемые гражданским законодательством, не прекращаются в зависимости от каких-либо параметров имущества (в том числе стоимостных), его состояния и отражения в учете. Следовательно, независимо от факта списания основного средства с учета, а также исключения его из реестра федерального имущества Росимущество, продолжает представлять интересы собственника в отношении любых материальных ценностей, которые будут оставаться у учреждения после списания основного средства.

Заметим, действующие в настоящее время нормативные документы прямо не дают ответ на вопрос о том, следует согласовывать с Росимуществом только операции с теми объектами, которые зарегистрированы в Реестре федерального имущества, или же согласованию подлежат все операции по отчуждению материальных ценностей. В этой ситуации, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из положений гражданского законодательства, в соответствии с которым учреждение в любом случае не наделено правом собственности на данный объект.

Обратите внимание: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" с января 2009 года Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Налогообложение

Что касается налога на прибыль, можно сказать следующее. Доходы учреждения от реализации металлолома, сдачи макулатуры подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Относительно НДС, заметим: операции по реализации металлолома являются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Освобождается от обложения НДС только реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако организации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ). Никаких особых требований по обложению НДС операций по реализации металлолома и макулатуры организациями, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, законодательством не предусмотрено. Таким образом, если в соответствии с положениями Налогового кодекса учреждение применяет освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС, то по операциям по реализации металлолома и макулатуры НДС также может не исчисляться и не уплачиваться.

Бюджетный учет

После уплаты налогов учреждение обязано перечислить средства, полученные от реализации металлолома и макулатуры в доход федерального бюджета. Причем перечислению подлежит вся сумма (п. 1 ст. 51 БК РФ). Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации данных материальных ценностей в доход федерального бюджета в качестве главного администратора осуществляет Росимущество России (приложение к Порядку применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).

Обратите внимание: детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Она определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н).

С забалансового учета произведено списание основных средств (стоимостью до 1000 рублей). Списаны литература, периодические издания, вышедшая из строя мебель. Металлолом и макулатура оприходованы после списания и реализованы сторонней организации.

В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки: 

Дебет КРБ 0 105 06 340 
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов" 
Кредит КДБ 0 401 01 172 
"Доходы от реализации активов"
– принят к учету металлолом, макулатура полученные от ликвидации объекта основных средств, по рыночной стоимости; 

Дебет КДБ 0 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
Кредит КРБ 0 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"  
– списана стоимость реализуемых металлолома, макулатуры; 

Дебет КДБ 2 205 09 560 
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" 
Кредит КДБ 2 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
– начислен доход от реализации лома, макулатуры; 

Дебет КДБ 2 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
Кредит КДБ 2 303 03 730 
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций" 
– начислена задолженность по налогу на прибыль, подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;

Дебет КДБ 2 401 01 172
 "Доходы от реализации активов"
 Кредит КДБ 2 303 05 730
 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" 
– начислена задолженность перед бюджетом за реализуемые нефинансовые активы после начисления соответствующих налогов; 

Дебет КИФ 2 201 01 510 
"Поступления денежных средств учреждения на счета" 
Кредит КДБ 2 205 09 660 
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" 
– зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств денежные средствами за реализованный металлолом, макулатуру,
одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов"; 

Дебет КДБ 2 303 03 830 
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций" 
Кредит КИФ 2 201 01 610 
"Выбытия денежных средств учреждения со счетов" 
– перечислен налог на прибыль в доход соответствующих бюджетов, 
одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов". 

Дебет КДБ 2 303 05 830 
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" 
Кредит КИФ 2 201 01 610 
"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"
– перечислены в доход бюджета денежные средства от реализации нефинансовых активов, 
одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 14.04.2024  

    Поставщик поставил покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до

  • 14.04.2024  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз

  • 14.04.2024  

    Выявив, что налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС


Вся судебная практика по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
  • 28.11.2023  

    Обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени со ссылкой на неправомерность предъявления НДС к вычету и учета расходов по налогу на прибыль по хозяйственным операциям с контрагентами, а также включения в состав расходов сумм амортизации буровой установки.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказан факт формальности документооборота и отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентами

  • 05.04.2023  

    Начислены налог на прибыль организаций, пени, штраф ввиду завышения расходов в виде амортизации по основным средствам (шахтным печам) в результате неверного определения амортизационной группы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку с учетом определенного технической документацией срока полезного использования спорные объекты, не указанные в нормативной классификации основных средств, подлеж

  • 27.02.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на имущество, пени в связи с занижением налоговой базы по налогу на имущество организаций вследствие невключения в нее остаточной стоимости принадлежащих обществу объектов недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные объекты недвижимости были изначально приняты обществом к бухгалтерскому учету по счету "Основные средства", осн


Вся судебная практика по этой теме »