Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Реализация после списания основных средств

Реализация после списания основных средств

Бухгалтеры часто интересуются, каким образом реализовать остающиеся запасные части, металлолом, макулатуру. Как правильно отразить списание основных средств, оприходование макулатуры, металлолома и последующую их реализацию? Облагается ли данная реализация НДС и налогом на прибыль? Найти ответ помогают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В.В. Пименов, Ю. А. Кошелева.

20.04.2010
«ГАРАНТ»
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В.В. Пименов, Ю. А. Кошелева.

Основание для реализации

Как правило, основанием для получения разрешения на реализацию годных запасных частей (металлолома и т.д.) может служить нецелесообразность их дальнейшего использования. Решение о реализации производится на основании заключения комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок ее работы может быть установлен учетной политикой или отдельным приказом. Результаты работы комиссии отражают в Акте, подтверждающем нецелесообразность дальнейшего использования запасных частей (металлолома, макулатуры).

При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств, документы, обосновывающие необходимость реализации представляются для согласования в орган по управлению имуществом – Росимущество России (конкретный перечень представляемых документов определяется соответствующим административным регламентом Росимущества). После того, как уполномоченным органом будет принято решение о возможности реализации нефинансовых активов, учреждение вправе осуществить данную операцию. Поясним, почему следует производить согласование с Росимуществом России. Дело в том, что оно выступает от лица собственника имущества и выполняет функции администратора соответствующего дохода. Кроме того, на Росимущество и его территориальные органы возложены функции по учету федерального имущества и ведению реестра федерального имущества (п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447). В то же время ведение реестра федерального имущества является только одной из функций Росимущества, а его полномочия по представлению интересов собственника, определяемые гражданским законодательством, не прекращаются в зависимости от каких-либо параметров имущества (в том числе стоимостных), его состояния и отражения в учете. Следовательно, независимо от факта списания основного средства с учета, а также исключения его из реестра федерального имущества Росимущество, продолжает представлять интересы собственника в отношении любых материальных ценностей, которые будут оставаться у учреждения после списания основного средства.

Заметим, действующие в настоящее время нормативные документы прямо не дают ответ на вопрос о том, следует согласовывать с Росимуществом только операции с теми объектами, которые зарегистрированы в Реестре федерального имущества, или же согласованию подлежат все операции по отчуждению материальных ценностей. В этой ситуации, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из положений гражданского законодательства, в соответствии с которым учреждение в любом случае не наделено правом собственности на данный объект.

Обратите внимание: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" с января 2009 года Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Налогообложение

Что касается налога на прибыль, можно сказать следующее. Доходы учреждения от реализации металлолома, сдачи макулатуры подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Относительно НДС, заметим: операции по реализации металлолома являются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Освобождается от обложения НДС только реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако организации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ). Никаких особых требований по обложению НДС операций по реализации металлолома и макулатуры организациями, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, законодательством не предусмотрено. Таким образом, если в соответствии с положениями Налогового кодекса учреждение применяет освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС, то по операциям по реализации металлолома и макулатуры НДС также может не исчисляться и не уплачиваться.

Бюджетный учет

После уплаты налогов учреждение обязано перечислить средства, полученные от реализации металлолома и макулатуры в доход федерального бюджета. Причем перечислению подлежит вся сумма (п. 1 ст. 51 БК РФ). Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации данных материальных ценностей в доход федерального бюджета в качестве главного администратора осуществляет Росимущество России (приложение к Порядку применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).

Обратите внимание: детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Она определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н).

С забалансового учета произведено списание основных средств (стоимостью до 1000 рублей). Списаны литература, периодические издания, вышедшая из строя мебель. Металлолом и макулатура оприходованы после списания и реализованы сторонней организации.

В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки: 

Дебет КРБ 0 105 06 340 
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов" 
Кредит КДБ 0 401 01 172 
"Доходы от реализации активов"
– принят к учету металлолом, макулатура полученные от ликвидации объекта основных средств, по рыночной стоимости; 

Дебет КДБ 0 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
Кредит КРБ 0 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"  
– списана стоимость реализуемых металлолома, макулатуры; 

Дебет КДБ 2 205 09 560 
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" 
Кредит КДБ 2 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
– начислен доход от реализации лома, макулатуры; 

Дебет КДБ 2 401 01 172 
"Доходы от реализации активов" 
Кредит КДБ 2 303 03 730 
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций" 
– начислена задолженность по налогу на прибыль, подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;

Дебет КДБ 2 401 01 172
 "Доходы от реализации активов"
 Кредит КДБ 2 303 05 730
 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" 
– начислена задолженность перед бюджетом за реализуемые нефинансовые активы после начисления соответствующих налогов; 

Дебет КИФ 2 201 01 510 
"Поступления денежных средств учреждения на счета" 
Кредит КДБ 2 205 09 660 
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" 
– зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств денежные средствами за реализованный металлолом, макулатуру,
одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов"; 

Дебет КДБ 2 303 03 830 
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций" 
Кредит КИФ 2 201 01 610 
"Выбытия денежных средств учреждения со счетов" 
– перечислен налог на прибыль в доход соответствующих бюджетов, 
одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов". 

Дебет КДБ 2 303 05 830 
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" 
Кредит КИФ 2 201 01 610 
"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"
– перечислены в доход бюджета денежные средства от реализации нефинансовых активов, 
одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп


Вся судебная практика по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
  • 19.06.2017  

    При определении срока полезного использования общество применило специальные коэффициенты в бухгалтерском учете, уменьшив количество лет полезного использования путем деления сроков полезного использования на ускоренные коэффициенты к Классификации основных средств. Довод общества о том, что срок полезного использования имущества определен в соответствии с пунктом 20 ПБУ 6/01 равным сроку договора лизинга, обоснованно не при

  • 14.06.2017  

    Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что поскольку срок фактического использования приобретенных заявителем основных средств у предыдущего собственника превышает этот срок его полезного использования и указанное не оспаривается налоговым органом, то заявитель вправе самостоятельно определять срок полезного использования этих основных средств с учетом требований техники безопасности и других факторов.

  • 12.06.2017  

    В соответствии с принятой в обществе учетной политикой при начислении амортизации основных фондов применяются единые с налоговым учетом сроки полезного использования. Состав амортизационных групп определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Нормы амортизации рассчитываются исходя из нижней границы срока полезного использования, определенного для амортизационной группы. С учетом вышеизло


Вся судебная практика по этой теме »