Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Бухгалтерский учет виртуального магазина

Бухгалтерский учет виртуального магазина

Все большую популярность в нашей стране приобретает ведение интернет-торговли. И это вполне понятно: для потребителя осуществлять покупки в сети гораздо удобнее, а для продавца сбывать свой товар таким образом — выгоднее, ведь не надо платить арендную плату и раскошеливаться на обстановку магазина. Но как грамотно вести отчетность в этой сравнительно молодой отрасли торговли? Потому что здесь, как и в любом виде деятельности, существуют свои подводные камни

12.12.2008
«Московский бухгалтер»
Автор: Екатерина Тюрина

Правовые тонкости

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В сети можно общаться с людьми, читать газеты и книги, скачивать музыку и фильмы, а также - делать покупки. На первый взгляд, в интернет-магазинах все предельно просто. Производишь заказ, оплачиваешь его, тебе привозят товар, и сделка купли-продажи считается завершенной. Вся головная боль остается предпринимателям и их главным помощникам - бухгалтерам.

Пожалуй, наиболее значимыми вопросами являются правовые основы дистанционной торговли. В прошлом году Правительство приняло постановление от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», которое фактически заменило ранее существовавшее постановление от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам». Новые нормы не сильно отличаются от старых и лишь уточняют некоторое моменты удаленной торговли. Выполнять правила дистанционной продажи обязаны организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность таким способом.

Предпринимателям, ведущим торговлю в интернете, следует помнить, что они должны предоставлять потенциальным клиентам исчерпывающую информацию об основных потребительских свойствах товара, а также адресе продавца, цене и условиях приобретения товара, сведения о его доставке, сроке службы (годности) и гарантийном сроке.

При сбыте товаров в интернет-магазине продавец должен предложить покупателю услуги по доставке выбранного продукта. Это может быть почтовая пересылка, доставка курьером или иным способом, который оговаривается с клиентом. Есть некоторые ограничения по реализации товаров в интернет-магазинах, рассказывает профессиональный юрист Евгений Мечников:

- Дистанционным способом не может быть совершена продажа алкогольной продукции. А также с помощью интернет-магазинов нельзя продавать товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Кроме того, без согласия покупателя продавец не имеет права оказывать ему дополнительные платные услуги.

Платим, но не переплачиваем

Фирмы, которые занимаются продажей товаров через интернет, могут применять как общий, так и упрощенный режим налогообложения. Последний накладывает некоторые ограничения на организацию, решившую работать по этой схеме. Согласно статье 346.12 Налогового кодекса, доходы таких предприятий не должны превышать 15 миллионов рублей. А также доля участия других организаций должна быть менее 25 процентов. Кроме этого, бухгалтерии интернет-магазинов следует учитывать тот факт, что не все расходы можно принять для уменьшения налоговой базы.

Минфин неоднократно высказывал мнение, что функционирование подобных фирм не подпадает под действие единого налога на вмененный доход (письма от 23 ноября 2006 г. № 03-11-04/3/501 и от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/86). А с 1 января 2008 года вступили в силу поправки в статью 346.27 НК, которые узаконивают данное суждение. В этом акте уточнено понятие «розничная торговля»: на уплату ЕНВД не может претендовать реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений), а также через телемагазины и компьютерные сети.

Наличка лучше пластика?

Еще одна особенность дистанционного обслуживания - способы оплаты покупки. Их довольно много. Покупателю предоставляется самому выбрать наиболее удобный для него.

Рассчитаться с продавцом можно наличным и безналичным способом. В первом случае деньги за товар вручаются непосредственно в руки курьеру при получении заказа. При таком расчете с покупателем обязательно должна быть использована контрольно-кассовая техника (ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Но выполнить это требование, не нарушив закон, практически невозможно. У компаний два варианта действий: пробивать чек заранее или по возвращении курьера. И в том, и в другом случае время, указанное в чеке, и реальное время совершения сделки совпадать не будут. А это прямое нарушение закона о ККТ, в котором говорится, что продавец должен выдавать чек в момент оплаты. Выход один - оснастить курьеров переносными кассами, но это требует немалых денежных затрат. И не у всех есть на это средства, говорит бухгалтер интернет-магазина подарков Лариса Федорова:

- Мы предпочитаем выбивать чек до того, как курьер отправляется к покупателю. Конечно, это нарушение закона, но выхода у нас нет. Да и к тому же, лучше мы проведем возврат, если покупатель откажется от товара, нежели налоговый инспектор обвинит нас в том, что мы продаем товар без применения ККТ.

При безналичном расчете у покупателя есть выбор: либо напрямую перевести денежные средства со своего счета на счет интернет-магазина, либо использовать для оплаты пластиковую карту любого банка. В последнем случае продавец должен учитывать, что за перевод денег банки, как правило, взимают комиссию. Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», ее можно отразить в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. А для целей налогообложения воспользоваться подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса и вписать комиссию в состав внереализованных расходов.

Помимо этого, все большую популярность приобретают «электронные деньги». В силу того, что системы электронных платежей являются лишь посредниками, справедливо использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для ведения бухгалтерского учета взаиморасчетов. А вот по вопросу о том, как учитывать взимаемую при совершении операций комиссию, эксперты не приходят к единому мнению. Одни специалисты советуют действовать, как при списывании банковских удержаний. Другие - приравнивают ее к коммерческими расходами по обычным видам деятельности.

От возврата не уйти

Дистанционная торговля, как и обычная, оставляет за покупателем право вернуть купленный товар. Когда он надлежащего качества, возврат возможен в том случае, если внешний вид и потребительские свойства продукта остались прежними. Принять товар обратно нужно при наличии у покупателя документа, подтверждающего факт покупки, но это не обязательное условие. Продавец должен составить накладную или акт о возврате, куда вписываются все необходимые сведения для однозначного определения даты совершения сделки и стоимости продукта. Следовательно, возврату подлежит именно то количество денежных средств, которое указано в данном документе. Если за прошедшее время произошло изменение цены товара, то это никак не влияет на сумму возвращаемых средств.

Если в процессе перехода от покупателя обратно к продавцу предмет купли-продажи не претерпел изменений и срок годности для него не истек, то продавец имеет право вновь выставить товар на продажу. Но для продукта ненадлежащего качества такое положение недействительно.

Соответствующие материальные потери от бракованной продукции для целей налогообложения прибыли относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»). Но вернуть деньги, потраченные на товар ненадлежащего качества, торговые организации могут благодаря статьям 475 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества» и 518 «Последствия поставки товаров ненадлежащего качества» Гражданского кодекса. Согласно нормам, указанным в этих документах, продавец имеет право предъявить претензии поставщику бракованного товара. Все убытки, в том числе и НДС, уплаченный недобросовестному поставщику, а также расходы, связанные с транспортировкой товара, предоставляются для оплаты виновнику.

Интернет-магазин влетит в копеечку

Казалось бы, начать эффективную работу в интернете довольно легко. Но это только на первый взгляд все просто. Кроме оригинальной идеи, товара и поставщика понадобится собственно интернет-магазин. Пусть для него не нужны стройматериалы, но его создание и «раскрутка» потребуют значительных денежных вложений.

Многие фирмы, да и «вольные» web-программисты на собственных страничках размещают информацию о том, что сделают для вас великолепный сайт. Естественно, за определенную плату.

В зависимости от поставщика услуг и объема выполняемых работ, цены варьируются от скромных, в 20 000-30 000 рублей, до 120 000 и выше. Несколько дешевле выйдет увеличить популярность уже готового сайта. Средние цены по данной услуге - 8000-15 000 рублей. В комплекс мер, которые направлены на «раскрутку» ресурса, в основном входят элементы работы с поисковыми системами. Так, к примеру, специалисты одной из компаний предлагают повысить посещаемость вашего сайта, наполнив страницы ключевыми словами и фразами, которые отражают виды деятельности вашей фирмы. Это позволит улучшить «видимость» вашей страницы в поисковых системах. Такие методы очень эффективны, уверяют поставщики услуг, и абсолютно легальны. То есть они не нарушают требования поисковых систем, что обеспечивает долговременный эффект.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »