Выбросить дешевле, чем раздать
В мире ежегодно выбрасывается треть продуктов питания. Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), это примерно 1,3 млрд т. Число людей, страдающих от голода в мире, в 2021 г. достигло 828 млн чел., что примерно на 46 млн больше, чем в 2020 г., и на 150 млн больше, чем до начала пандемии COVID-19.
Как сообщили в Минэкономразвития, в России ежегодно в пищевые отходы уходит свыше 17 млн т. Углеродный след свалок — это прежде всего «заслуга» разлагающейся пищи. Один из ключевых национальных приоритетов России — вдвое сократить объем отходов, отправляемых на полигоны, к 2030 г. На достижение этой задачи до 2024 г. планировалось направить более 435 млрд руб.
Российский продуктовый ритейлер X5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») совместно с АНО «Фудшеринг» и Банком еды «Русь» запустил в июле пилотный проект по передаче нуждающимся пригодных к употреблению продуктов, срок годности которых истечет в течение 1-2 дней. На данный момент к проекту подключены несколько магазинов сети «Пятерочка» в Москве и Челябинске, которые с помощью волонтеров распределяют хлебобулочные изделия подопечным фондов-партнеров.
В планах X5 Group — масштабирование проекта на большее количество магазинов в других городах России, расширение категорий товаров, которые будут раздаваться бесплатно, и подключение к проекту торговой сети «Перекресток». Но для масштабирования этой инициативы существуют препятствия.
Товар закупается магазином с запасом времени до окончания срока годности, но бывает так, что он залеживается на полках и до конца этого срока остается всего несколько суток. В этой ситуации у магазина есть выбор — дождаться окончания срока годности и отправить просроченные продукты в отходы, которые заберет региональный оператор по обращению с ними. Либо заранее, до истечения срока годности, отдать часть продуктов в благотворительные организации, чтобы волонтеры оперативно распределили их среди своих подопечных.
«В Подмосковье, например, хорошо развиты многопрофильные заводы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), где происходит и распаковка, и утилизация упаковки, и компостирование оставшихся пищевых отходов. К сожалению, не во всех субъектах Федерации такая инфраструктура есть, ее создание требует больших инвестиций, поэтому ряд региональных операторов отправляют отходы на захоронение. При этом у магазинов есть теоретическая возможность разумно распорядиться продуктами. За сутки или двое до окончания срока годности их можно отдать многодетным, малоимущим семьям, в питомники для животных и т. д.», — рассказал директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Group Станислав Богданов.
Ритейлеры при закупке товара у поставщиков уплачивают им НДС в размере 20% или 10% его стоимости. «Если несколько упростить схему, ситуация выглядит так: когда у товара истек срок годности, ритейлер может вернуть НДС, потому что товар не был продан. Но если мы направляем часть товаров на благотворительность, НДС надо отправить в бюджет», — прокомментировали ситуацию в Х5 Group.
За утилизацию тоже приходится платить, но эти расходы несопоставимы с потерями, возникающими при уплате НДС. Кроме того, на организацию фудшеринга тоже тратятся ресурсы, пояснил Богданов: «Тарифы за услуги регионального оператора фиксированные — 500-800 руб. за куб. м, — отметил он. — Утилизация, конечно, стоит денег, но надо понимать, что на фудшеринг тоже есть определенные расходы. Например, для запуска пилотного проекта пришлось организовать отдельный бизнес-процесс. В магазине должен быть человек, который отсортирует хлебобулочные изделия по сроку годности, выложит их в специальную корзину, чтобы ее забрала НКО. Далее, необходимо ввести в бизнес-процесс задачу по оформлению акта приемки-передачи, проверки документов курьера — это все человеко-часы, которые компания оплачивает сотрудникам. Помимо этого, необходима доработка IT-систем для правильного учета оборота передаваемой продукции. Мы запустили пилот, чтобы протестировать все гипотезы и понять масштаб издержек. Сейчас мы понимаем, что его масштабирование приведет к вовлечению в него большего количества наших торговых объектов, а это приведет к серьезным издержкам для бизнеса. Если бы НДС на эти товары не нужно было бы восстанавливать в бюджет, то это нам сильно бы помогло».
В Минпромторге подтвердили «Ведомостям. Экологии», что списание товаров на утилизацию является более выгодным по сравнению с их передачей на благотворительность. «Необходимо отметить, что речь идет только о тех товарах, которые пригодны к употреблению в соответствии с действующим законодательством, имеют действующие сроки годности и необходимые сертификаты качества», — ответил представитель министерства, добавив, что вопрос освобождения товаров от НДС, передаваемых на благотворительность, требует проработки и обсуждения с Федеральной налоговой службой (ФНС).
Трудности фудшеринга
Впервые законопроект, упрощающий для торговых сетей передачу товаров с истекающим сроком годности на нужды благотворительности, был разработан в начале 2020 г. В первоначальной его версии предлагалось освободить от налогообложения все продовольственные товары, передаваемые безвозмездно в благотворительных целях, за исключением алкоголя. В следующей версии объем благотворительных товаров уменьшился до 15-30% от их общего количества. Однако тогда законопроект так и не был внесен на рассмотрение Госдумы.
«Было непонятно, кто несет ответственность за продукты питания, каким образом лицензируются НКО, что это за НКО — это все было не прописано. Было очень много рисков, связанных с потенциальным ущербом для здоровья людей, поэтому мы сейчас в новой версии законопроекта стараемся это исправить», — рассказал председатель комитета Государственной думы по молодежной политике, руководитель платформы «Добро.ру» Артем Метелев.
По его словам, на сегодняшний день законопроект о фудшеринге находится на стадии доработки с учетом замечаний, которые поступили от Роспотребнадзора и других федеральных служб. Основные тезисы документа — отмена НДС для товаров, которые безвозмездно передаются производителями или ритейлерами в адрес НКО. Виды отваров будут определены в отдельном перечне постановления правительства. «На первом этапе мы будем предлагать, чтобы это были продукты длительного хранения, те, которые не смогут принести какой-то вред здоровью людей. А потом, постепенно, когда появится инфраструктура в регионах, появятся НКО, готовые этим заниматься, и их работа будет стандартизирована, можно будет расширять перечень. Надеюсь, что завершим работу над законопроектом в осеннюю сессию», — добавил Метелев.
«Фудшеринг — это относительно новый путь, его раньше не существовало, поэтому в законодательстве подобный опыт не предусмотрен, — рассказала исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан. — Наш проект работает с 2015 г. Мы начинали с сотрудничества с небольшими несетевыми магазинами, пекарнями, которые пользуются упрощенной схемой налогообложения. Для этих организаций такого барьера, как НДС, не существует. При работе с крупными федеральными торговыми сетями мы видим, что от принятия поправок зависит масштабирование фудшеринга. Необходимы поправки в Налоговый кодекс —это подпункт 2 п. 3 ст. 170».
Минэкономразвития за благотворительность
Минэкономразвития выступает за развитие фудшеринга и отмечает необходимость внесения изменений в законодательство. «Важно минимизировать риски — определить перечень организаций, через которые будут передаваться продовольственные товары, перечень самих товаров и круг лиц, имеющих право на их получение. Разумеется, срок годности товаров к моменту передачи продукции не должен истечь — интересы потребителя не должны быть ущемлены», — сообщили в министерстве.
Со стороны Минфина с точки зрения финансового налогового регулирования сейчас возражений нет, сообщил Метелев. «В разговоре с ФНС и Минфином мы смогли снять опасения по поводу серых схем сбыта товаров: их быть не может, так как речь, во-первых, идет об ограничении в 1% от оборота, т. е. это небольшие объемы, во-вторых, с ними работают только верифицированные государством НКО», — рассказал он. Однако пока остались вопросы, связанные с безопасностью и контролем над НКО. Минэкономразвития ведет реестр социально-ориентированных НКО, но новым законопроектом предлагается распространить меры поддержки в области фудшеринга не на весь реестр, а создать в нем соответствующий подреестр. То есть сузить круг организаций, которые могли бы потенциально получать эту поддержку.
В более чем 40 странах мира, включая страны Европы, США, Канаду, Великобританию приняты законы о фудшеринге, и там не существует налога при передаче продуктов питания на благотворительность, рассказал Метелев: «Более того, магазины площадью более 400 кв. м штрафуют, если они выбрасывают продукты питания. Весь мир уже давно эту проблему решает, и нам тоже нужно это сделать».
Комментарии