Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Антикризисные изменения Налогового кодекса

Антикризисные изменения Налогового кодекса

26.03.2022 подписан Федеральный закон № 67‑ФЗ о внесении в ч. I и II НК РФ изменений, направленных на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки налогоплательщиков в условиях введения иностранными государствами санкций в отношении российских лиц. Рассмотрим поправки, касающиеся непосредственно НДС

19.04.2022
Автор: Зайцева С.Н., главный редактор "НДС: проблемы и решения"

Туриндустрия и гостиничный бизнес: льготы по НДС

Перечень операций, облагаемых нулевой налоговой ставкой, дополнен – в п. 1 ст. 164 НК РФ введены пп. 18 и 19.

В первом (пп. 18) говорится об услугах по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 01.01.2022 и включенных в реестр объектов туристской индустрии.

К сведению

Порядок ведения реестра объектов туристской индустрии утверждается Правительством РФ (абз. 1 пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Налогоплательщики, оказывающие услуги в названной отрасли, вправе применять ставку НДС 0 % до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

В подпункте 19 п. 1 ст. 164 НК РФ названы услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Эта норма введена на пять лет: она будет применяться по 30.06.2027 включительно.

Но если в оказании таких услуг задействованы объекты туриндустрии из правительственного перечня (см. абз. 1 пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ), то нулевая ставка применяется до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции). Это следует из абз. 2 (здесь есть оговорка: если иное не установлено абзацем третьим настоящего подпункта) и, соответственно, абз. 3 пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, некоторые применяющие традиционную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели из туристического и гостиничного бизнеса смогут применять нулевую ставку НДС. При нулевом «исходящем» НДС они смогут заявлять вычет «входящего» налога и возмещать его. Для этого нужно подтвердить льготную ставку и вычеты.

С указанной целью законодатель скорректировал ст. 165 НК РФ, дополнив ее п. 5.4 и 5.5.

Так, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % и налоговых вычетов по услугам аренды или пользования на ином праве объектов туристской индустрии (пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ) в налоговые органы представляются (п. 5.4 ст. 165 НК РФ):

документ (его копия), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции);

договор (копия договора) на оказание услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объекта туристской индустрии.

Налогоплательщики гостиничного бизнеса, реализующие услуги, предусмотренные пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, подтверждают нулевую ставку и налоговые вычеты путем представления в инспекцию отчета о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания (абз. 1 п. 5.5 ст. 165 НК РФ).

Налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии (абз. 3 пп. 16 п. 1 ст. 164 НК РФ), для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % и вычетов в налоговые органы также представляют документ (его копию), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции). Об этом сказано в абз. 1 п. 5.5 ст. 165 НК РФ.

В целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы при реализации услуг, предусмотренных пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, является последнее число каждого налогового периода. Это следует из нового п. 9.3, которым дополнена ст. 167 НК РФ.

Обратите внимание

Оба рассмотренных новшества начнут действовать с 01.07.2022, что следует из ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 67‑ФЗ.

Дополнительная возможность применения заявительного порядка возмещения НДС

В силу ст. 176.1 НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в декларации по НДС, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Условия, при наличии которых плательщику НДС может быть предоставлено такое право, перечислены в п. 2 ст. 176.1 НК РФ. В этот список введен новый пп. 8.

Дополнительная возможность применения заявительного порядка возмещения НДС предусмотрена на 2022 и 2023 годы. Воспользоваться им смогут налогоплательщики, в отношении которых на дату представления заявления о применении такого порядка одновременно соблюдаются следующие требования:

  • налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

Положения пп. 8 п. 2 ст. 176.1 НК РФ применяются с учетом особенностей, установленных п. 2.2 ст. 176.1 НК РФ. В частности, указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок к сумме НДС, не превышающей совокупную сумму налогов и страховых взносов, уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения, без представления банковской гарантии или поручительства, предусмотренных пп. 2 и 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ.

Обратите внимание

Налоги в связи с перемещением товаров через границу и налоги, уплаченные налоговым агентом, в расчете не учитываются.

Если НДС к возмещению больше лимитированной суммы, указанные налогоплательщики вправе рассчитывать на применение заявительного порядка возмещения в части такого превышения при представлении действующей банковской гарантии или поручительства, предусмотренных пп. 2 и 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ.

К сведению

В случае если у налогового органа имеются сведения, указывающие на возможное нарушение заявителем порядка возмещения налога в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, связанное с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (в том числе за предыдущие налоговые периоды), руководитель (заместитель руководителя налогового органа) вправе отказать в возмещении НДС в заявительном порядке.

Для такого решения инспекторам отведен срок – в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (абз. 1 п. 8 ст. 176.1 НК РФ). Указание на это дано в новом абз. 2 п. 8 ст. 176.1 НК РФ.

Статья 176.1 НК РФ с рассмотренными изменениями вступила в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 67‑ФЗ (см. ч. 1 ст. 5 закона), – 26.03.2022. 

НДС: проблемы и решения, №4, 2022 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 03.12.2023  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание обществом и его контрагентами искусственных условий для получения необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов и увеличения расходной части налоговой базы.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследованы обстоятельства, приводимые налоговым органом в обоснование номинального характера сделки, заключенной

  • 03.12.2023  

    Налоговый орган начислил НДС, указывая умышленные действия общества, выразившиеся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни по операциям с контрагентом с целью получения налоговой экономии в виде сумм налога в составе налоговых вычетов по данным операциям.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота исключительно с

  • 03.12.2023  

    Налоговый орган начислил НДС, указывая на создание обществом формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде неправомерно предъявленного к вычету НДС.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснено, что конкретно обжалует общество, отказывается ли оно от части своего первоначально заявленного требования либо полностью обжалует решение налогового о


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »