
Аналитика / Налогообложение / НДС-последствия при утрате права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту
НДС-последствия при утрате права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту
Заключенный «упрощенцем» с государственным (муниципальным) заказчиком контракт на выполнение работ по строительству (реконструкции) не предусматривал уплату НДС. В сметной документации налог также не был выделен. Обязательства по контракту подрядчик исполнял на протяжении длительного времени, и во всех оформляемых для заказчика документах НДС не указывался.
В периоде завершения выполнения работ организация утратила право на применение УСНО (в связи с превышением установленного гл. 26.2 НК РФ лимита доходов) и стала налогоплательщиком в соответствии с общей системой налогообложения.
Обязан ли заказчик увеличить цену контракта на сумму НДС? Если нет, то как рассчитать НДС – выделить сумму налога из твердой цены контракта по расчетной ставке или начислить сверх стоимости работ? Как определить сумму доходов в целях налогообложения прибыли?
27.06.2019
Руководство к действию.
На данный момент правоприменительная практика выработала однозначные ответы на все поставленные вопросы.
Утрата подрядчиком (исполнителем) права на применение УСНО и наличие у него обязанности уплатить НДС в бюджет не являются основанием для изменения цены контракта, которая была установлена без учета данного налога. Поэтому даже если подрядчик обратиться в суд с таким требованием, то арбитры откажут во взыскании суммы НДС с государственного (муниципального) заказчика.
Размер подлежащего начислению НДС определяется путем выделения суммы налога из твердой цены контракта по расчетной ставке:
- 18/118 (если работы приняты заказчиком до 01.01.2019);
- 20/120 (если работы реализуются позднее).
В целях налогообложения прибыли выручка от реализации работ по контракту уменьшается на сумму НДС, начисленного указанным способом.
Пример
ООО «Подрядчик» выполняло работы на основании муниципального контракта, цена которого определялась без учета НДС.
Согласно подписанному в августе 2019 года акту сдачи-приемки стоимость принятых заказчиком работ равна 7 200 000 руб. (НДС не выделен).
В III квартале 2019 года ООО «Подрядчик» утратило право на применение УСНО.
Размер начисленного НДС составит 1 200 000 руб. (7 200 000 руб. х 20/120).
Величина доходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, равна 6 000 000 руб. (7 200 000 ‑ 1 200 000).
Основа для выводов.
В Определении ВС РФ от 16.04.2019 № 302‑КГ18-22744 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала на незаконность доначисления подрядной организации НДС и налога на прибыль в связи с утратой права на применение УСНО в IV квартале 2014 года.
Позиция коллегии основана на следующем:
- установленная контрактом цена работ является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Такой подход к регулированию вопроса об установлении цены по государственным (муниципальным) контрактам закреплен в п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
- отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в IV квартале 2014 года работ и справках о стоимости этих работ, являются следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога;
- утрата организацией права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному контракту могла служить основанием не для увеличения договорной цены в результате налогообложения, а для того, чтобы определить права и обязанности подрядчика как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика – в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118;
- этот подход к определению суммы налога не противоречит п. 1 ст. 154 НК РФ, а, напротив, позволяет гарантировать соблюдение требований данной нормы путем установления стоимости работ (без включения в нее суммы налога) и добавляемой к этой стоимости суммы налога, которые в совокупности будут соответствовать реально сформированной договорной цене;
- действия налогового органа ведут к начислению НДС без возможности его предъявления к оплате покупателю, что не согласуется с природой этого налога и противоречит п. 1 ст. 168 НК РФ.
Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 16.05.2025 Минфин пояснил, обязаны ли фитнес-клубы на УСН платить НДС в 2025 году
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду нереальности приобретения налогоплательщиком лома у спорного контрагента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность спорных хозяйственных операций не подтверждена, налоговые вычеты применены необоснованно.
Решение налогового органа не затрагивает права и обязанности контрагента налогоплательщика. В случае несогласия с выво
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, указав на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по договорам поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками анонимных структур, на момент рассмотрения настоящего спора исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием недостоверных сведений, первичные докуме
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 07.04.2025 Письмо Минфина России от 06.02.2025 г. № 03-11-06/2/10522
Комментарии