Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Курортный сбор на Кубани: за и против «налога на отдых»

Курортный сбор на Кубани: за и против «налога на отдых»

С 16 июля на Кубани стартует эксперимент по внедрению курортного сбора, от которого регион планирует получить в 2018 г. дополнительные 70 млн рублей. Эксперты расходятся во мнениях насчет эффективности «налога на отдых»

17.07.2018
Автор: Ирина Силантьева, Белянин Алексей

Пилотный проект по взиманию курортного сбора стартовал в Краснодарском крае с 16 июля — сразу после окончания Чемпионата мира по футболу. С этого дня туристы должны платить по 10 руб. за каждый день своего пребывания на курортах Кубани. На первом этапе оплата внедрена в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, а также в четырех курортных поселениях Туапсинского района.

Как прокомментировал РБК Краснодар губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, регион планирует получить в текущем году от курортного сбора не менее 70 млн руб. поступлений. «Это, конечно, небольшая сумма, но и она поможет поддержать курортные объекты в хорошем состоянии. Мы начинаем эксперимент лишь с середины лета. В следующем году поступлений будет в два раза больше. Еще раз отмечу, деньги будут в полном объеме переданы в те муниципалитеты, где они были собраны», — отметил он.

Ранее власти региона сообщали, что в Краснодарском крае на подготовку к сезону ежегодно тратиться около 10 млрд руб. при возврате в 6 млрд рублей. Курортный сбор призван хотя бы частично компенсировать затраты региональных бюджетов и будет способствовать благоустройству туристических территорий.

Новый сбор призван решать проблемы курортной отрасли, поэтому средства будут направлены только на развитие туристической инфраструктуры: благоустройство парков и скверов, пляжей, озеленение территорий.

«За этим будет следить созданный в крае Фонд развития курортной инфраструктуры, а также Общественный совет при этом Фонде. Курортные города и районы уже также готовят свои предложения по освоению средств. Подчеркну, отдыхающие должны увидеть улучшения, приехав уже в следующем году на наше побережье. Благоустройство курортной инфраструктуры на собранные средства должно стать для людей видимым», — рассказал Вениамин Кондратьев.

Согласно последним поправкам в закон, пансионаты, санатории и отели должны собирать оплату в первый день пребывания туристов.

От уплаты курортного сбора освобождены местные жители, а также 19 льготных категорий граждан, среди которых инвалиды, малоимущие, студенты, те, кто проходят лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования и другие.

Как внедрялся курортный сбор

Президент России Владимир Путин утвердил введение курортного сбора в четырех регионах в июле 2017 года. Эксперимент по его внедрению должен был проводиться с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года и затронул Крым, Кубань, Ставрополье и Алтайский край.

В итоге в срок эксперимент стартовал только в двух субъектах РФ: на Алтае и в Ставропольском крае. В Крыму запуск пилотного проекта отложили на год по просьбам местных владельцев отелей. В Краснодарском крае перенос на 16 июля состоялся из-за ЧМ-2018 — с таким предложением выступили власти региона, их поддержали депутаты заксобрания.

Каждый регион самостоятельно установил размер суточных платежей. На федеральном уровне предельный размер курортного сбора установили на уровне 50 руб. — на Кубани власти в первый год эксперимента остановились на 10 рублях. Далее максимальная сумма, которую смогут взимать в регионах, составит 100 рублей.

В первый год эксперимента 70% собранных средств будет направляться в бюджеты муниципальных образований, 30% — в региональную казну. Затем все 100% средств будут оставаться в муниципалитетах.

В других регионах уже подвели первые итоги эксперимента — за два месяца Ставропольский край получил от курортного сбора 37,6 млн рублей. В июле начальник отдела контроля собираемости курортного сбора министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Владислав Предыбайло рассказал РБК, что в мае и июне курорты региона посетили 85 тыс. человек. Из них сбор в размере 50 руб. в сутки заплатили 72,8 тыс. туристов. Отказались оплачивать 2,5 тыс. человек, или около 3% гостей региона. Алтай за этот период получил 4 млн рублей.

«За и против» курортных поборов

По словам главы сети «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, туроператоры, турагенты и отельеры против внедрения курортно сбора, так как клиенты не хотят выплачивать дополнительные деньги и делают это только под угрозой штрафов.

«На Ставрополье, например, люди крайне негативно реагируют на сбор, так как не понимают, за что они платят. Например, семья из трех человек, приезжающая в Пятигорск, заплатит за 10 дней 1,5 тыс. руб., которые берутся непонятно за что. Возникают проблемы с администрированием, так как можно расплатиться только наличными. Недовольны работники отеля, так как на них ложиться дополнительная нагрузка», — пояснил он.

Некоторые отельеры взяли на себя оплату курортного сбора, чтобы не раздражать клиентов, отмечает Мкртчян.

«Властям не удалось убедить население в полезности сбора — люди платят, но только потому, что они вынуждены», — добавил эксперт.

Курортный сбор в той или иной форме встречается на большинстве популярных курортных территорий, напоминает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Когда только велись обсуждения о запуске эксперимента, мы подсчитывали, что никакого влияния на экономику регионов она не окажет, так как речь идет о небольших суммах. А для россиян, которые пятый год балансируют на грани выживания и чьи доходы все это время снижались, любая дополнительная финансовая нагрузка, даже такая копеечная, окажет влияние на решение, ехать отдыхать или нет, и где провести отпуск», — считает эксперт.

Согласно последним данным Росстата, у россиян образовался высокий уровень номинальных свободных денег, рассказывает Бодрова. Он сформировался в том числе и за счет тех средств, которые жители ранее тратили на отпуск, но в этом году их не хватило. Таким образом, в их распоряжении оказались суммы, слишком большие для того, чтобы потратить их на повседневные нужды.

«Курортный сбор, даже символический, будет вынуждать большинство российского населения задуматься — ехать туда, где курортный сбор минимальный, или туда, где его нет вовсе, или копить на отдых и экономить на повседневных тратах», — отмечает Бодрова.

По мнению же гендиректора туркомпании «Компас» Марины Череватых, никакого существенного влияния ни на турпоток, ни на работу отельеров или туроператоров курортный сбор не окажет. «Сумма сбора небольшая, не думаю, что его внедрение приведет к отказу от туров. Такая практика существует и в других странах. Отельерам важно будет отладить учет оплаты таких сборов и статистики. Самое главное, чтобы эти средства были использованы на благоустройство инфраструктуры курортов», — считает она.

Пока отельерам трудно оценить реакцию отдыхающих на его введение, признается генеральный директор санатория «Знание» Дмитрий Богданов.

«У нас какого-то ЧП пока нет. Но люди плохо информировано о введении курортного сбора. Мы своих клиентов старались своевременно оповестить. В целом, большое количество людей, которые приезжают или должны приехать в этом году в Сочи на отдых, не знают про курортный сбор. Люди обеспеченные выражают недоумение. Особенно на фоне новостей, что правительство хочет доплачивать иностранным гражданам за приезд в России. И, конечно, народ не понимает, когда планируют доплачивать иностранцам, а для своих жителей вводят дополнительный налог», — отмечает он.

По мнению Богданова, эксцессов при сборе средств не будет — до 95% отдыхающих заплатят причитающуюся сумму. Способствовать этому будет и то, что на Кубани установили самую низкую ставку — на Алтае эксперимент начали с 30 руб., в Ставропольском крае установили планку в 50 рублей.

«С одной стороны понятно, что города-курорты федерального значения пытаются как-то привлечь дополнительные деньги. Но проблема здесь гораздо более глобальная. Города, которые выполняют функции по оздоровлению населения страны, конечно, должны получать прямую федеральную дотацию или субсидию из федерального центра. Обслужить весь этот огромный поток бюджетами одного муниципалитета в принципе невозможно. Поэтому курортный сбор мне кажется некой половинчатой мерой, которую проще реализовать, чем решить вопрос по статусу городов и субсидий. Но рано или поздно мы придем к тому, что города-курорты федерального значения должны получать именно федеральную субсидию», — считает Богданов.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »

События в экономике
  • 11.11.2019  

    Общество указывало на излишне уплаченные администрации арендные платежи.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку между сторонами отсутствовали договорные отношения, основанные на действительной сделке в отношении участка. Размер неосновательного обогащения определен исходя из разницы нормативно установленного размера платы за использование муниципального участка и фактически внесенной обществом платы.

  • 06.08.2015  

    Суды обоснованно исходили из того, что здание рынка, в котором находится арендуемое обществом помещение, по совокупности признаков соответствует понятию розничного рынка, установленному п. 2 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ, что препятствовало выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции, в связи с чем вывод судов о законности оспариваемого отказа министерства в выдаче лицензии является правильным. Довод жалобы об отсутствии разрешения на орган

  • 10.06.2015   Постановление КС РФ от 04.06.2015 № 13-П

Вся судебная практика по этой теме »