Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Ушел» в малый бизнес: какие условия?

«Ушел» в малый бизнес: какие условия?

По данным ФНС России, на сегодняшний день зарегистрировано более 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, что на почти 300 тыс. больше, чем шестью месяцами ранее. Позитивный тренд, наметившийся в последнее время, говорит о том, что предпринимаемые меры по поддержке предпринимательства улучшили деловой климат. На какие льготы, субсидии и преференции могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства?

03.07.2017
Автор: Ануш Согомонян

Льготы и субсидии

Напомним, что впервые зарегистрированные до 31 декабря 2020 года ИП могут применять нулевые налоговые ставки в течение двух налоговых периодов (абз. 2 п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса). При этом такой возможностью вправе воспользоваться предприниматели, которые применяют УСН или ПСН, и их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере и доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода (абз. 1, абз. 4 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Отметим, что виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, субъекты федерации определяют самостоятельно (абз. 3 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Так, например, в Москве нулевая ставка налога устанавливается для налогоплательщиков, осуществляющих ремонт электрического оборудованияпроизводство мебели, деятельность в области здравоохранения, образования, спорта и т. д. (ст. 1 Закона г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10 "Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения").

На региональном и местном уровнях также могут быть установлены дополнительные налоговые льготы. Например, льготы для московских организаций предусмотрены в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления медицинской деятельности и введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года – в размере 10% исчисленной суммы налога, в отношении земельных участков, на которых осуществляются строительство, реконструкция спортивных сооружений – в размере 20 % от суммы исчисленного налога в 2014-2017 годах. Помимо этого, налоговая база по налогу на имущество организаций может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта в случае если у налогоплательщика средняя численность работников составила не менее 10 человек и сумма выручки – не менее двух млн руб. на одного работника за налоговый период (ч. 1.5 ст. 4, ч. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 "О налоге на имущество организаций"; (далее – Закон г. Москвы № 64), подп. 1 ч. 1.8 ст. 3.1Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 "О земельном налоге").

Что касается субсидий, то сейчас они предоставляются малому и среднему предпринимательству в субъектах Федерации в объемах, определенных распоряжением Правительства РФ от 28 января 2017 г. № 129-р (далее – распоряжение № 129-р).

Например, государство распределяет субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга, затрат, связанных с проведением выставочно-ярмарочных мероприятий, на уплату процентов по кредитам и займам и т. д. Добавим, что в 2017 году объем господдержки малого и среднего предпринимательства составил 7,5 млрд руб. (распоряжение 129-р).

Однако в каких именно объемах будут реализовываться программы господдержки в конкретном регионе, зависит от местных властей. Так, существует специальный федеральный портал (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf) для поддержки малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России. Здесь можно в подробностях узнать о том, какие программы помощи разработаны и работают в том или ином регионе.

Преференции малому и среднему бизнесу

Помимо льгот и субсидий малому бизнесу предоставляется ряд преференций. К ним относятся, в частности, возможность не вести бухгалтерский учет, кадровый учет, оформлять срочные трудовые договоры и т. д.

Бухгалтерский учет

Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Например, руководитель организации, ведущей упрощенную бухотчетность, вправе вести бухгалтерский учет лично (п. 1.1, п. 24 информации Минфина России от 29 июня 2016 г. № ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").

Ведение кадровой документации

Действующим законодательством предусмотрено, что с 1 января 2017 года микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью или частично от принятия правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и иных локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения (ст. 309.2 Трудового кодекса). Эти правила должны быть включены в трудовые договоры с работниками. При этом трудовые договоры микропредприятия заключают на основе типовой формы (постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям"). Напомним, что под микропредприятиями понимаются хозяйствующие субъекты, среднесписочная численность работников которого до 15 человек, а доход не превышает 120 млн руб. за год.

Формы документов

Типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям

Другие формы документов

Добавим, что правом ведения упрощенной кадровой документации обладают только микропредприятия, на иные субъекты малого и среднего предпринимательства эти преимущества не распространяются.

В то же время и для них законодатель предусмотрел некоторые послабления. Предприниматели вправе, например, оформлять срочные трудовые договоры с работниками на срок до 5 лет (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При этом работодатели должны соответствовать двум критериям: численность персонала не должна превышать 35 человек (а в сфере розничной торговли – 20 человек), и от работника необходимо согласие на заключение срочного договора. Напомним, что по общему правилу, для заключения срочного трудового договора установлены определенные случаи, когда он может быть заключен (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

Закупки

В сфере госзакупок субъекты малого предпринимательства пользуются рядом преимуществ. Так, заказчики обязаны делать закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, а начальная цена контракта с предпринимателем не должна превышать 20 млн руб. Кроме того, в случае проведения закупки путем конкурсов и аукционов размер обеспечения заявки, поступившей от представителя малого бизнеса, не может превышать 2% начальной цены контракта. Отметим, что по общим правилам размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 30, ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Кроме того, преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства имеются при их участии в закупках, осуществляемых отдельными видами юрлиц, в частности госкомпаниями. Cейчас они должны отдавать предпринимателям 10% заказов и 18% – от совокупного годового объема закупок (п. 5-5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Более того, c 1 января 2018 года годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса вырастет до 15% (постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. № 1355).

Применение ККТ

До 1 июля 2018 года организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств), бланков строгой отчетности.

До указанной даты предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа – товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств (ч. 1, ч. 7-8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и т. д.
  • Производить расчеты без применения ККТ могут также организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности, к которым, в частности, относятся:
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте и т. д. (п. 2 ст. 2 Федерального закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").

Аренда недвижимости

До 1 июля 2018 года предпринимателям предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого недвижимого имущества при его отчуждении органами государственной власти и местного самоуправления, если оно находится у них в пользовании непрерывно в течение двух и более лет (ст. 3, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Имущественная поддержка предпринимателям оказывается и на региональном уровне каждым субъектом Федерации самостоятельно в соответствии с государственными программами. Так, например, оказание такой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, на безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).

Отметим, что в Москве с 1 января 2017 г. ставка арендной платы для отдельных субъектов малого предпринимательства установлена в размере 4 500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"). Таким образом, московские предприниматели могут воспользоваться правом заключать с региональными властями договоры аренды на льготных условиях. Получателями льготы могут стать организации в сфере здравоохранения, образования, социального питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта.

Банковское кредитование под государственные гарантии

В России уже на протяжении нескольких лет работает механизм помощи предпринимателям в получении кредитов – государственные гарантийные фонды (ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ). Такие фонды создаются органами исполнительной власти субъектов Федерации и финансируются из федерального и региональных бюджетов. На общероссийском уровне деятельность фондов контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ). Основная деятельность фондов направлена на обеспечение доступности для предпринимателей кредитных и финансовых ресурсов. Найти контакты государственного гарантийного фонда в регионе можно, воспользовавшись перечнем аккредитованных гарантийных организаций.

К примеру, одной из таких организаций является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП "О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы"). Приоритетными направлениями кредитования при участии фонда являются развитие производства и ремесленничества, социальные и бытовых услуг, гостиничных услуг, внутреннего туризма и т д. Заемщики, могут рассчитывать на максимальную гарантию Фонда, покрывающую до 70% от требуемого банками обеспечения (в абсолютном выражении до 100 млн руб.), со ставкой 0,75% годовых. Подробная информация представлена на официальном сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru/entrepreneurship/subsidies/fund-of-assistance-to-crediting-of-small-business-of-moscow/).

"Надзорные каникулы"

В заключение напомним, что до 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся плановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ). Однако "надзорные каникулы" освобождают предпринимателей только от плановых проверок и не распространяются на налоговые проверки, ревизии со стороны ПФР и ФСС России и отдельные виды госконтроля (ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Таким образом, в случае, если предприниматель обнаружит себя в плане проверки и посчитает эту проверку незаконной, он вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). План проверок предпринимателей опубликован в сводном ежегодном плане проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (plan.genproc.gov.ru/plan2017/).

Кроме того, только для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок, который не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (п. 2-3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

МНЕНИЕ

Евгений Дьяченко, генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz:

"Законы, необходимые для развития малого и среднего бизнеса, в России функционируют. Например, упрощенная система налогообложения, "надзорные каникулы", субсидии. Сегодня, в основном, если возникают вопросы, налоговая служба взаимодействует с налогоплательщиками: звонит и просит пояснить ту или иную ситуацию. Бизнес поддерживается также и региональными структурами. С моей точки зрения, этих видов поддержки достаточно. Бизнес развивается не с той скоростью, как хотелось бы, не потому, что отсутствует поддержка государства, а потому, что люди не готовы массово заниматься бизнесом".


МНЕНИЕ

Лада Горелик, управляющий партнер коллегии адвокатов "Горелик и партнеры":

"Безусловно, налоговая система в России стала работать более качественно. Большое количество нововведений (в частности, введение различных интеллектуальных систем анализа деятельности предприятий) позволило эффективнее выявлять фирмы "однодневки". Но тут есть, как всегда, ряд нюансов: интеллектуальная система работает по своим внутренним алгоритмам и нередко под удар попадают абсолютно добросовестные компании, в деятельности которых нет никакого криминала. Проводить качественный и конкретный анализ каждой компании налоговики не имеют возможности из-за ограниченного штата и большой загрузки инспекторов. В результате в зону пристального внимания налоговиков попадает немало добросовестных компаний".

ГАРАНТ.РУ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Применение кассовых аппаратов
  • 25.09.2017  

    Проверкой было установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов по оплате услуг сотовой связи в сумме 50 руб. (в том числе комиссия 10 руб.) через платежный терминал не выдан фискальный кассовый чек и не применена контрольно-кассовая техника, а в выданной квитанции отсутствуют реквизиты, обязательные для кассового чека. Не согласившись с указанными постановлением ИФНС, предприниматель обратилась в арбитражный су

  • 08.08.2014  

    О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

  • 10.10.2013  

    Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.


Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 12.06.2017  

    В соответствии с принятой в обществе учетной политикой при начислении амортизации основных фондов применяются единые с налоговым учетом сроки полезного использования. Состав амортизационных групп определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Нормы амортизации рассчитываются исходя из нижней границы срока полезного использования, определенного для амортизационной группы. С учетом вышеизло

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все законодательство по этой теме »

Малый бизнес
Все законодательство по этой теме »

Учетная политика предприятия
Все законодательство по этой теме »