Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новое в системе закупок с 2017 года

Новое в системе закупок с 2017 года

Подходит к концу переходный период в системе закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ. Несколько раз законодатели переносили вступление в силу тех или иных положений закона, более 20 раз он корректировался, и вот с 01.01.2017 мы начинаем работать по названному закону, так сказать, в полную силу. Кроме этого, некоторые изменения коснулись и Закона № 223-ФЗ. В статье напомним основные моменты, которые будут действовать с указанной даты

30.11.2016
Автор: Т. Шадрина

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК.

Планы-графики. Как известно, заказчики осуществляют планирование закупок, составляя планы закупок, на основании которых разрабатываются планы-графики. Напомним, что этот документ содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок.

В силу ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном Законом № 44‑ФЗ порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 данной статьи.

С 01.01.2017 вступает в силу ч. 11 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ, согласно которой заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Напомним, правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных спортивных организаций, а также требования к его форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553. Для муниципальных организаций и организаций субъекта РФ требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Правила размещения плана-графика в единой информационной системе (ЕИС) определены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

Осуществление закупки, не предусмотренной планом-графиком, влечет административную ответственность. В частности, ст. 7.30 ­КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 318‑ФЗ[1] была дополнена ч. 1.5 и 1.6, которыми предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 30 000 руб. за размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
  • если информация о такой закупке не включена в план-график.

Поэтому своевременно корректируйте план-график и не закупайте товары, работы и услуги, не предусмотренные планом-графиком.

Наименование объекта закупки. Согласно ч. 4 ст. 23 Закона № 44‑ФЗ с 2017 года у заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 6 данной статьи порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ. Но пока соответствующего нормативного акта нет. Следовательно, нередки жалобы со стороны участников закупки, что заказчик использует не те коды ОКПД, которые нужно, тем самым ограничивая конкуренцию. Суды чаще всего встают на сторону заказчиков, обосновывая свою позицию тем, что в настоящее время Законом № 44‑ФЗ не установлено, какой именно каталог товаров, работ, услуг должен использоваться заказчиком. Поэтому при наличии подробной информации о предмете закупки такие жалобы признаются необоснованными (см., например, Постановление АС ВСО от 03.12.2015 № Ф02-6673/2015 по делу № А33-2936/2015).

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКУПОК.

С 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44‑ФЗ, устанавливающая обязанность по общественному обсуждению закупок.

В настоящее время обсуждение закупок также осуществляется, но при условии, что начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб. Порядок общественного обсуждения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 № 795 и действует до 31.12.2016.

С 01.01.2017 нужно будет применять Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835[2], которым определены случаи и порядок проведения общественного обсуждения.

По новым правилам обсуждение должно проводиться при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исключением являются случаи осуществления закупок:

  • с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в рамках государственного оборонного заказа;
  • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона № 44‑ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений;
  • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона № 44‑ФЗ.

Обязательное общественное обсуждение проводится на сайте ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок», а также в виде очных публичных слушаний. Оно начинается с даты размещения в системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены (ч. 3 ст. 20 Закона № 44‑ФЗ).

Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а также порядок такого обсуждения.

Помните, что закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

ФУНКЦИИ ЕИС.

Совсем недавно была запущена ЕИС и определены правила ее функционирования. В настоящее время названная система выполняет не все функции, предусмотренные Законом № 44‑ФЗ. Она обес­печивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок.

Но с 01.01.2017 функции ЕИС будут расширены. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44‑ФЗ она позволит осуществлять контроль за соответствием:

  • информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • информации, включенной в планы-графики закупок (далее также – планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;
  • информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
  • информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
  • условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

Отметим важный нюанс: спортивные организации, зарегистрированные на официальном сайте для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, должны зарегистрироваться в ЕИС в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н, то есть пройти своего рода перерегистрацию.

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ.

С 2017 года вводится обязанность указания в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44‑ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 23 Закона № 44‑ФЗ идентификационный код закупки указывается:

  • в плане закупок и плане-графике;
  • в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • в документации о закупке;
  • в контракте;
  • в иных документах, предусмотренных Законом № 44‑ФЗ.

Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию.

МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК.

На основании ч. 2 ст. 97 Закона № 44‑ФЗ мониторинг закупок осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, обоснованности закупок.

С нового года вступит в силу определение мониторинга. Это система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Правила мониторинга закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193, которое также вступает в силу с 01.01.2017.

Результатом мониторинга является размещение органом, обеспечивающим мониторинг, в ЕИС аналитических отчетов за каждый квартал, содержащих систематизированную информацию и предоставление в Правительство РФ отчета, в котором дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

В настоящее время Законом № 44‑ФЗ установлено, что Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в пределах своих полномочий. С 01.01.2017 названные органы смогут контролировать:

1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

  • в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
  • в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
  • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
  • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Порядок осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, установлены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Оно также вступает в силу с 01.01.2017.

Предполагается, что данные полномочия будут осуществляться указанными органами посредством эксплуатации ЕИС (соответствующие функции ЕИС закреплены п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44‑ФЗ). В таком случае введение названной формы контроля не потребует от заказчиков представления контролирующим органам дополнительных документов.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ № 223‑ФЗ.

Самое существенное изменение, касающееся Закона № 223‑ФЗ, – это вывод государственных и муниципальных унитарных предприятий из-под действия данного закона. С 01.01.2017 МУП и ГУП при осуществлении закупок должны руководствоваться положениями Закона № 44‑ФЗ, за исключением двух случаев закупок, названных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, вступающей в силу с поименованной даты.

Отметим, что в настоящее время Минэкономразвития подготовлен законопроект, согласно которому на автономные учреждения в случае осуществления закупок за счет бюджетных средств с 01.01.2017 планируется распространить положения Закона № 44‑ФЗ.

В Письме от 21.09.2016 № Д28и-2440 ведомство сообщило, что законопроектом предусматриваются исключения следующих закупок автономных учреждений, которые они смогут осуществлять в соответствии с Законом № 223‑ФЗ:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно указанным юридическим лицам, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в целях исполнения обязательств по контракту в случае привлечения на основании договора иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

В остальных случаях автономных организациям придется руководствоваться Законом № 44‑ФЗ. Но напомним: пока еще это проект закона.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК У СМП.

Организации, руководствующиеся Законом № 223‑ФЗ, в определенных случаях обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП). Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.

С 2017 года вступает в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ. Согласно данной норме заказчики должны будут руководствоваться 

Законом № 44‑ФЗ при осуществлении закупок, если:

  • не выполнили обязанность по осуществлению закупок у СМП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением Правительства РФ № 1352;
  • разместили недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП, включенную в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ;
  • не разместили отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС.

В названных случаях будет считаться, что заказчик с 1 февраля очередного года и до завершения такого года не разместил положение о закупках, следовательно, не может руководствоваться Законом № 223‑ФЗ.

* * *

Подводя итог, скажем, что изменения в Законе № 44‑ФЗ не такие уж и существенные, но о них необходимо знать. Кроме того, они не раз обсуждались в профессиональных сообществах и на страницах нашего журнала. А вот изменения Закона № 223‑ФЗ более серьезные, однако касаются они лишь организаций, которые обязаны осуществлять закупки у СМП.


[1] «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Аюдар-пресс

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Административное производство (особенности)
  • 17.01.2016  

    Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару

  • 14.07.2015  

    Свидетельские показания в отсутствие иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.

  • 14.09.2014  

    Арбитражные суды, принимая во внимание положения п. 3 ст. 23 ГК РФ и, учитывая требования Федерального закона № 68-ФЗ, обоснованно признали, что ИП является лицом, обязанным соблюдать требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Довод предпринимателя о нарушении административным органом предмета проверки подлежит отклонению, поскольку предметом проверки являлось соблюдение предпринимателем как владельцем склада ГСМ обязат


Вся судебная практика по этой теме »

События в экономике
  • 06.08.2015  

    Суды обоснованно исходили из того, что здание рынка, в котором находится арендуемое обществом помещение, по совокупности признаков соответствует понятию розничного рынка, установленному п. 2 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ, что препятствовало выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции, в связи с чем вывод судов о законности оспариваемого отказа министерства в выдаче лицензии является правильным. Довод жалобы об отсутствии разрешения на орган

  • 10.06.2015   Постановление КС РФ от 04.06.2015 № 13-П
  • 27.12.2013  

    Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что такая мера, как аннулирование лицензии, является явно несоразмерной совершенному обществом правонарушению и ее применение не обеспечит соблюдение конституционных принципов соразмерности и справедливости назначаемого наказания и, как следствие, пришли к правильному выводу об


Вся судебная практика по этой теме »