Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Льготы по НДС для управляющей компании

Льготы по НДС для управляющей компании

При создании организации в учредительных документах было указано несколько видов экономической деятельности. Десять лет организация работает по одному и тому же виду экономической деятельности из этого списка. В 2015 году документы в территориальный орган ФСС, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были поданы чуть позже положенного срока. В результате проверки, проведенной территориальным органом ФСС в июне, выяснилось, что организации установили вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности.

Уведомления от ФСС об установлении страхового тарифа на 2015 год организация не получила, хотя представители фонда утверждают, что такое уведомление было ей направлено в установленные сроки.

Мог ли территориальный орган ФСС взять вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, если фактически данный вид деятельности организация не осуществляет и не осуществляла? Что в данном случае делать?

26.10.2015
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл, Мягкова

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Применение освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в Вашем случае может привести к налоговым спорам.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 части 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме является одним из способов управления многоквартирным домом.

При таком способе управления договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются собственниками помещений (часть 1 ст. 164 ЖК РФ).

В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Однако понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в НК РФ не определено.

В такой ситуации финансовое ведомство (смотрите, например, письма Минфина России от 26.08.2014 № 03-07-11/42608, от 17.03.2011 № 03-07-11/52) на основании п. 1 ст. 11 НК РФ рекомендует руководствоваться п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества.

Следовательно, выполнение работ (оказание услуг), не предусмотренных п. 11 Правил, подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-07-11/52).

Кроме того, из прямого прочтения данной нормы следует, что организация вправе воспользоваться льготой по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, если работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются (оказываются) ею в адрес собственников помещений в жилом доме с привлечением третьих лиц - непосредственных исполнителей (организаций и (или) ИП).

При этом как по мнению уполномоченных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 06.05.2011 № 03-07-14/45, от 23.12.2009 № 03-07-15/169), так и по мнению судей (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2014 № Ф01-1764/14 по делу № А17-2773/2013, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 № 17АП-14846/13), освобождению от обложения НДС подлежат операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями, только если стоимость реализации указанных работ (услуг) равна стоимости их приобретения.

В настоящее время дополнительным условием для применения управляющими организациями положений пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ является наличие у управляющей организации соответствующей лицензии, поскольку с 01.09.2014 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 51 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Как видим, иных условий для применения льготы, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, законодательство фактически не содержит.

Так как в рассматриваемом случае у Вашей организации имеется необходимая лицензия, а работы (услуги), поименованные в п. 11 Правил, реализуются по цене приобретения, полагаем, можно прийти к выводу, что Ваша организация вправе воспользоваться освобождением от налогообложения на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Мы придерживаемся позиции, что, исходя из положений НК РФ, факт заключения Вашей организацией не договора управления многоквартирным домом, а договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества с представителями собственников помещений значения для целей применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не имеет, поскольку в данной норме упоминание о договоре управления многоквартирным домом отсутствует.

Однако в письмах Минфина России от 16.11.2010 № 03-07-11/437, от 06.08.2010 № 03-07-11/345 высказывается мнение, что применять освобождение от налогообложения НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) в рамках договора, отличного от договора управления многоквартирным домом, неправомерно.

В этой связи мы не исключаем, что правомерность применения льготы по НДС Вашей организации придется доказывать в суде.

Арбитражной практикой применительно к анализируемой ситуации мы не располагаем.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 01.02.2023  

    Так как арендодатель не направил арендатору подписанные акты об оказании услуг по аренде, а также счета-фактуры, арендатор не смог получить вычет по НДС из бюджета.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку тот факт, что арендатор был лишен возможности получить налоговый вычет исключительно в результате действий арендодателя, не доказан и поскольку установлено, что арендатор злоупотребил право

  • 01.02.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, пени и штраф, установив факт создания им противоправной схемы, направленной на минимизацию налоговых обязательств посредством включения в процесс по производству мебели взаимозависимой организации, применяющей специальный налоговый режим в виде УСН с объектом налогообложения "доходы" и не являющейся плательщиком НДС и налога н

  • 30.01.2023  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие реальных финансово-хозяйственных операций между обществом и его контрагентом в рамках договора поставки сельхозпродукции, неправомерное включение в расходы оплаченных коммунальных услуг по объекту недвижимости, сокрытие произведенной продукции и дохода от ее реализации.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку контрагент подтвердил п


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы по НДС
  • 07.11.2022  

    Заявитель подал заявление о внесении изменений (дополнений) в декларации относительно предоставления льготы по НДС, однако получил отказ.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку у заявителя имеется льгота в виде освобождения от уплаты НДС при таможенном оформлении товаров, им представлены все необходимые документы.

  • 02.11.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф, указав на представление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено отсутствие у контрагентов объективной возможности для реального исполнения предусмотренных договорами обязательств, факт приобретения контрагента

  • 02.11.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф, сославшись на создание обществом схемы снижения налоговых обязательств путем вовлечения в процесс работ взаимозависимых лиц с целью создания формальных условий для необоснованного применения налоговой льготы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку привлеченные обществом лица находятся на УСН, не создают источника формирования НДС, льготу по кото


Вся судебная практика по этой теме »