Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расходы на специальную оценку условий труда при УСН

Расходы на специальную оценку условий труда при УСН

Минфин России указывает, что фирма не вправе уменьшить базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходами на специальную оценку условий труда. Однако есть достаточно веские доводы в пользу противоположной позиции

28.08.2015
Автор: Ольга Дученко

Компании на УСН, в силу закона обязаны осуществлять специальную оценку условий труда (далее - спецоценка) (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ), Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ). При этом они из собственного кармана оплачивают услуги по ее проведению специализированным организациям. Вопрос, может ли фирма на УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" уменьшить базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на расходы, связанные с оплатой специальной оценки условий труда, является достаточно спорным.

Почему расходы на специальную оценку нельзя включать в налоговую базу

Согласно высказанной в одном из писем позиции Минфина России расходы на оплату услуг по проведению спецоценки не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551). Данный вывод ведомство обосновывает тем, что в главе 26.2 Налогового кодекса установлен закрытый перечень налогооблагаемых расходов, в котором подобные затраты не поименованы (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Аналогичную точку зрения Минфин России высказал и в другом письме (письмо Минфина России от 30.06.2014 № 03-11-09/31528), доведенном позднее ФНС России до сведения своих нижестоящих подразделений (письмо ФНС России от 30.07.2014 № ГД-4-3/14877@).

Отметим, ранее финансовое ведомство неоднократно разъясняло, что указанный выше перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию (письма Минфина России от 11.03.2013 № 03-11-06/2/7123, от 28.02.2013 № 03-11-06/2/5838, от 18.02.2013 № 03-11-06/2/4248).

Однако формально письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют компаниям иначе трактовать нормы законодательства РФ. Позиция в пользу налогоплательщиков вполне имеет право на существование.

Основания для учета расходов на специальную оценку условий труда

"Упрощенец" вправе включить расходы на специальную оценку условий труда в расчет базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по следующим основаниям.

Во-первых, в перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) есть виды расходов, к которым можно отнести и затраты на проведение спецоценки, например:

  • материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Спецоценка определяет воздействие вредных факторов на работников, то есть, по сути, она связана с контролем за соблюдением процессов производства (технологических процессов) (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов, технических регламентов положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее - Закон о техническом регулировании));
  • расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В настоящее время требование о проведении спецоценки для получения лицензий на право ведения отдельных видов деятельности не распространено, однако раньше во многих регионах проведение схожей по назначению процедуры аттестации рабочих мест являлось обязательным условием для получения лицензий.

Если выбирать из указанных выше видов, то лучше остановиться на материальных расходах (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку это наиболее "широкое" основание для включения затрат в налоговую базу. Кроме того, при использовании основания, указанного в подпункте 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, инспекторы при проверке могут счесть, что предполагается учет затрат, произведенных в соответствии с Законом о техническом регулировании, действие которого не распространяется на отношения в области охраны труда (п. 4 ст. 1 Закона о техническом регулировании).

Во-вторых, согласно Трудовому кодексу (ст. 212 ТК РФ) и Закону № 426-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ) организация и финансирование проведения спецоценки являются обязательными для работодателя, а следовательно, соответствующие расходы являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В-третьих, если провести параллели с общей системой налогообложения, мы увидим, что затраты на спецоценку при расчете базы по налогу на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Арбитражная практика

Еще не сложилась арбитражная практика в отношении возможности уменьшения базы по "упрощенному" налогу на расходы, связанные с проведением спецоценки. Однако были случаи, когда суды признавали обоснованным включение в базу иных документально подтвержденных понесенных налогоплательщиками расходов, напрямую не поименованных в перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Например, ФАС Центрального округа (пост. ФАС ЦО от 14.11.2007 № А36-1308/2007) не согласился с выводом инспекторов о неправомерном уменьшении фирмой налоговой базы затратами на оплату услуг за медицинский осмотр сотрудников. Обязательность проведения таких мероприятий обусловлена видом деятельности, в связи с чем является производственной необходимостью и, соответственно, расходы должны учитываться в целях налогообложения. Схожая позиция судов прослеживается и во многих других решениях (пост. ФАС УО от 06.10.2008 № Ф09-7032/08-С3, от 27.10.2004 № Ф09-4454/04АК, ФАС ПО от 22.09.2008 № А12-17573/07-с29, ФАС ВВО от 26.06.2007 № А29-6765/2006а, ФАС ВСО от 20.12.2006 № А33-16021/2005-Ф02-6867/06-С1).

Таким образом, у компании, применяющей УСН, есть основания для уменьшения базы по "упрощенному" налогу расходами на проведение спецоценки. Однако, принимая во внимание позицию Минфина России и ФНС России, учет подобных расходов повлечет существенный риск возникновения претензий со стороны инспекторов. При этом высока вероятность того, что суды поддержат компанию.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 12.10.2016  

    Судами было указано, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - прочая деятельность в области спорта; доля доходов от реализации прочей деятельности в области спорта не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • 10.10.2016  

    Основанием для доначисления предпринимателю ЕНВД, соответствующих сумм пени, штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, поскольку количество транспортных средств, находящихся на праве собственности и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, составило менее 20 единиц; предприниматель преднамеренно увеличивал количество автот

  • 03.10.2016  

    Отменяя решение суда и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд апелляционной инстанции исходил из того, что патентную систему налогообложения можно применять в отношении ремонта любых строений, в том числе и по заказам юридических лиц. Данный вывод суда апелляционной инстанции основан на правильном толковании под. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в силу которой патентная система налогообложения применяется в отношении такого вида деятельности как «


Вся судебная практика по этой теме »

Трудовые отношения
  • 28.09.2014  

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.


Вся судебная практика по этой теме »