
Аналитика / Налогообложение / Расходы на специальную оценку условий труда при УСН
Расходы на специальную оценку условий труда при УСН
Минфин России указывает, что фирма не вправе уменьшить базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходами на специальную оценку условий труда. Однако есть достаточно веские доводы в пользу противоположной позиции
28.08.2015Компании на УСН, в силу закона обязаны осуществлять специальную оценку условий труда (далее - спецоценка) (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ), Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ). При этом они из собственного кармана оплачивают услуги по ее проведению специализированным организациям. Вопрос, может ли фирма на УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" уменьшить базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на расходы, связанные с оплатой специальной оценки условий труда, является достаточно спорным.
Почему расходы на специальную оценку нельзя включать в налоговую базу
Согласно высказанной в одном из писем позиции Минфина России расходы на оплату услуг по проведению спецоценки не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551). Данный вывод ведомство обосновывает тем, что в главе 26.2 Налогового кодекса установлен закрытый перечень налогооблагаемых расходов, в котором подобные затраты не поименованы (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Аналогичную точку зрения Минфин России высказал и в другом письме (письмо Минфина России от 30.06.2014 № 03-11-09/31528), доведенном позднее ФНС России до сведения своих нижестоящих подразделений (письмо ФНС России от 30.07.2014 № ГД-4-3/14877@).
Отметим, ранее финансовое ведомство неоднократно разъясняло, что указанный выше перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию (письма Минфина России от 11.03.2013 № 03-11-06/2/7123, от 28.02.2013 № 03-11-06/2/5838, от 18.02.2013 № 03-11-06/2/4248).
Однако формально письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют компаниям иначе трактовать нормы законодательства РФ. Позиция в пользу налогоплательщиков вполне имеет право на существование.
Основания для учета расходов на специальную оценку условий труда
"Упрощенец" вправе включить расходы на специальную оценку условий труда в расчет базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по следующим основаниям.
Во-первых, в перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) есть виды расходов, к которым можно отнести и затраты на проведение спецоценки, например:
- материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Спецоценка определяет воздействие вредных факторов на работников, то есть, по сути, она связана с контролем за соблюдением процессов производства (технологических процессов) (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов, технических регламентов положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее - Закон о техническом регулировании));
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В настоящее время требование о проведении спецоценки для получения лицензий на право ведения отдельных видов деятельности не распространено, однако раньше во многих регионах проведение схожей по назначению процедуры аттестации рабочих мест являлось обязательным условием для получения лицензий.
Если выбирать из указанных выше видов, то лучше остановиться на материальных расходах (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку это наиболее "широкое" основание для включения затрат в налоговую базу. Кроме того, при использовании основания, указанного в подпункте 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, инспекторы при проверке могут счесть, что предполагается учет затрат, произведенных в соответствии с Законом о техническом регулировании, действие которого не распространяется на отношения в области охраны труда (п. 4 ст. 1 Закона о техническом регулировании).
Во-вторых, согласно Трудовому кодексу (ст. 212 ТК РФ) и Закону № 426-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ) организация и финансирование проведения спецоценки являются обязательными для работодателя, а следовательно, соответствующие расходы являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В-третьих, если провести параллели с общей системой налогообложения, мы увидим, что затраты на спецоценку при расчете базы по налогу на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Арбитражная практика
Еще не сложилась арбитражная практика в отношении возможности уменьшения базы по "упрощенному" налогу на расходы, связанные с проведением спецоценки. Однако были случаи, когда суды признавали обоснованным включение в базу иных документально подтвержденных понесенных налогоплательщиками расходов, напрямую не поименованных в перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Например, ФАС Центрального округа (пост. ФАС ЦО от 14.11.2007 № А36-1308/2007) не согласился с выводом инспекторов о неправомерном уменьшении фирмой налоговой базы затратами на оплату услуг за медицинский осмотр сотрудников. Обязательность проведения таких мероприятий обусловлена видом деятельности, в связи с чем является производственной необходимостью и, соответственно, расходы должны учитываться в целях налогообложения. Схожая позиция судов прослеживается и во многих других решениях (пост. ФАС УО от 06.10.2008 № Ф09-7032/08-С3, от 27.10.2004 № Ф09-4454/04АК, ФАС ПО от 22.09.2008 № А12-17573/07-с29, ФАС ВВО от 26.06.2007 № А29-6765/2006а, ФАС ВСО от 20.12.2006 № А33-16021/2005-Ф02-6867/06-С1).
Таким образом, у компании, применяющей УСН, есть основания для уменьшения базы по "упрощенному" налогу расходами на проведение спецоценки. Однако, принимая во внимание позицию Минфина России и ФНС России, учет подобных расходов повлечет существенный риск возникновения претензий со стороны инспекторов. При этом высока вероятность того, что суды поддержат компанию.
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  Трудовые отношения  
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 17.06.2025 Разъяснено, кто оплачивает больничный после увольнения
- 16.06.2025 СФР разъяснил порядок заполнения формы ЕФС-1 при реорганизации организации
- 16.06.2025 Минтруд разъяснил, что «удаленщик» вправе взять выходной для диспансеризации
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 12.03.2025 Компенсация расходов на использование имущества дистанционным работникам в 2025 году
- 05.03.2025 Безработица в РФ выросла впервые более чем за год
- 05.11.2024 Иностранцам выдали на 40% больше разрешений на работу в России
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 06.02.2023
ФНС РФ
ссылается на то, что сумма выплаченной заработной платы значительно превышает среднемесячную заработную плату в Калининградской области.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку содержание трудовой функции, должности, сам факт наличия трудовых отношений не установлены.
- 26.10.2022
Определением по
заявлению конкурсного управляющего установлена (изменена) календарная очередность погашения должником текущих обязательств внутри второй очереди (задолженность по заработной плате и компенсационным выплатам перед работниками должника, затем задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ и страховых взносов, затем задолженность перед третьими лицами, погасившими за должн - 25.01.2022
Работник указывает,
что после расторжения ранее заключенного сторонами трудового договора работодатель заключил с ним срочный трудовой договор, что привело к значительному ухудшению условий труда и снижению размера заработной платы.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не принято во внимание, что работник является экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, что мо
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 06.03.2025 Письмо Минфина России от 02.12.2024 г. № 03-04-05/120765
- 10.04.2023 Письмо Минфина России от 09.02.2023 г. № 03-04-06/10700
- 28.11.2022 Письмо Минфина России от 25.10.2022 г. № 03-04-05/103057
Комментарии