Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговые агенты по НДФЛ получат новые обязанности

Налоговые агенты по НДФЛ получат новые обязанности

С 1 января 2016 года налоговые агенты по НДФЛ будут обязаны ежеквартально представлять в инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного ими налога (форма 6-НДФЛ). За непредставление такого документа, а также недостоверные сведения в нем введена ответственность вплоть до приостановления операций по счетам в банке и денежных переводов

05.08.2015
Автор: Ольга Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В части первую и вторую Налогового кодекса внесены изменения, которые ставят своей целью усиление контроля за налоговыми агентами по НДФЛ (Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ (далее - Закон № 113-ФЗ)). По мнению законодателей, выраженному в Пояснительной записке к законопроекту № 673772-6, в настоящее время значительно обострилась проблема несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами налогов в бюджетную систему РФ, вследствие чего бюджеты субъектов РФ несут существенные потери, что не позволяет государству эффективно решать социально-экономические проблемы.

Напомним, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью идет в местные и региональные бюджеты (ст. 56, 61, 61.1Бюджетного кодекса). Стабильное поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней - это одна из основных задач, стоящих перед налоговиками. На периодически проводимых мероприятиях, подводящих итоги работы территориальных органов ФНС России, тема администрирования НДФЛ звучит в качестве одной из приоритетных. И с учетом такого вектора основными направлениями работы ФНС России являются:

  • повышение эффективности налогового администрирования и создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязательств перед государством;
  • повышение качества аналитической работы в отношении налоговых агентов с использованием информации в предпроверочном анализе, а также мониторинг налоговой нагрузки по отраслям экономической деятельности;
  • качество проведения проверок обоснованности предоставления налоговых вычетов при соблюдении сроков камеральных налоговых проверок;
  • полнота и оперативность выявления лиц, обязанных в период декларационной кампании представить декларации 3-НДФЛ по соответствующим основаниям;
  • взыскание задолженности по НДФЛ.

Для решения указанных выше проблем и задач Законом № 113-ФЗ был введен ряд мер, реализация которых должна повысить эффективность администрирования налогов и их собираемость, а также существенно увеличить объем поступлений сумм НДФЛ в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Закон № 113-ФЗ вступил в силу 2 июня 2015 года. Однако для ряда его положений установлены иные сроки вступления в силу - с 1 июля 2015 и с 1 января 2016 года.

Рассмотрим, какие новые возможности воздействия на налоговых агентов законодатель предоставил инспекторам.

6-НДФЛ — новая форма отчетности для налоговых агентов

С 1 января 2016 года налоговым агентам надо будет помимо документа, содержащего сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (Справка о доходах физического лица - форма 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@)), ежеквартально представлять в инспекцию по месту регистрации в качестве налогоплательщика расчет нарастающим итогом исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) (далее - Расчет) (ст. 230 НК РФ (в ред. Закона № 113-ФЗ)). Он должен содержать обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах НДФЛ, а также других данных, служащих основанием для исчисления этого налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Будет проводиться и камеральная проверка Расчета (ст. 80, 88 НК РФ), которая в большей степени позволит налоговикам контролировать своевременность перечисления НДФЛ в бюджет.

Установлены следующие сроки представления формы 6-НДФЛ (ст. 230 НК РФ (в ред. Закона № 113-ФЗ)):

  • за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом;
  • за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма Расчета пока не утверждена, но на Едином портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/) уже завершено общественное обсуждение приказа ФНС России о ее составе, порядке заполнения и представления в налоговые органы, а также формата в электронном виде. На момент публикации статьи текст приказа или форма Расчета опубликованы не были.

В отношении формы 2-НДФЛ никаких изменений не произошло. Ее, как и прежде, надо представлять в инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Ответственность налоговых агентов за непредставление 6-НДФЛ

С 1 января 2016 года непредставление налоговым агентом в установленный срок Расчета влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ (в ред. Закона № 113-ФЗ)).

Однако Налоговый кодекс также предусматривает возможность вынесения решения руководителем (заместителем руководителя) инспекции о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления Расчета в течение 10 рабочих дней по истечении установленного для его представления срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ (в ред. Закона № 113-ФЗ)).

Данное решение может быть отменено инспекцией не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговым агентом Расчета.

Ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения

Глава 16 Налогового кодекса также дополнена нормой (ст. 126.1 НК РФ), которая предусматривает штраф в размере 500 рублей за представление налоговым агентом в инспекцию отчетных документов, содержащих недостоверные сведения, за каждый такой документ.

В целях стимулирования налоговых агентов к представлению правильной и объективной информации названы условия, при которых на них не будут налагаться указанные выше санкции. Это произойдет, если организация или предприниматель самостоятельно выявит ошибки в поданных ранее документах и уточнит их до того момента, когда ошибки обнаружит инспекция.

Указанная выше мера ответственности применима ко всем видам документов, представляемых налоговым агентом (а не только связанных с исчислением НДФЛ). Иными словами, и налоговый агент по НДС, и налоговый агент по налогу на прибыль, представивший в инспекцию документы с недостоверными сведениями, за исключением специально оговоренных случаев (декларация, расчет сумм НДФЛ и некоторые другие), с 2016 года может быть привлечен к ответственности (ст. 126.1 НК РФ).

Изменения в части сообщения о невозможности удержать НДФЛ

С начала следующего года налоговые агенты при невозможности в течение налогового периода удержать исчисленную сумму НДФЛ обязаны в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить об этом налогоплательщику и в инспекцию по месту своего учета. В сообщении надо указать сумму дохода, с которого не удержан налог, и сумму неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ (в ред.Закона № 113-ФЗ)).

Напомним, сейчас для аналогичной ситуации применяется срок не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства. При этом сообщение содержит в себе, собственно, сведения о невозможности удержать налог и его сумме.

После передачи сообщения обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается (с доходов, выплачиваемых после направления сообщения, не удержанный ранее налог не доудерживается) (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). В связи с этим положения Налогового кодекса, предписывающие налоговым агентам производить взыскание задолженности с физических лиц до ее полного погашения (п. 2 ст. 231 НК РФ), признаны утратившими силу с 1 января 2016 года.

В части несообщения о невозможности удержать НДФЛ Закон № 113-ФЗ не изменил применяемых санкций. Как и прежде, непредставление сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126НК РФ).

Непредставление в установленный срок сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу инспекции либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями (за исключением сведений, поименованных в ст. 126.1, 135.1 Налогового кодекса), влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

В целом же законодатель путем принятия Закона № 113-ФЗ пытается дать возможность налоговикам получить о налогоплательщиках более подробную информацию путем воздействия на его налоговых агентов финансовыми рычагами. Насколько эффективными являются перечисленные в статье меры, покажет время.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
  • 05.12.2016  

    Доводы кассационной жалобы относительно снижения суммы штрафа относятся к оценке вопроса о смягчающих обстоятельствах. Вопрос о смягчающих обстоятельствах рассматривается судом с учетом всех конкретных обстоятельств спора. Суд первой инстанции установил систематическое не перечисление удержанного из доходов физических лиц налога в бюджет на протяжении 2013-1015 годов, что привело к неуплате налога в бюджет в значительной сум

  • 30.11.2016  

    Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды обоснованно исходили из того, что оформление фактически сложившихся трудовых отношений гражданско-правовыми договорами возмездного оказания услуг дает для формального заказчика выполнения работ (оказания услуг) документальное основание полагать о возможности не выполнять обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ.

  • 16.11.2016  

    В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.


Вся судебная практика по этой теме »