
Аналитика / Налогообложение / Сведения из ЕГРЮЛ теперь контролируют строже
Сведения из ЕГРЮЛ теперь контролируют строже
На сведения из ЕГРЮЛ, включаемые или уже включенные, теперь накладывается процедура проверки. Основанием для ее проведения является возникновение у регистратора сомнений в достоверности таких сведений. Кроме того, усилена административная ответственность за представление недостоверных сведений для ЕГРЮЛ, изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц, устранены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юрлица при его ликвидации и многое другое
11.06.2015Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», направленным на предотвращение создания фирм на подставных лиц, внесены поправки в основы законодательства РФ о нотариате, в УК РФ, КоАП РФ, в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Федеральная налоговая служба Российской Федерации своим письмом от 27 марта 2015 года № СА-4-14/5039@ довела до сведения налоговых органов положения этого документа (далее - Закон о достоверности реестров), при этом обратив внимание на восемь моментов.
1. Введена процедура проведения проверки достоверности сведений, включаемых или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Для проведения проверки возможно приостановление государственной регистрации не более чем на один месяц (для вновь создаваемых юрлиц не применяется). Основанием для проведения проверки является возникновение у регистратора сомнений в достоверности сведений, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
ФНС России не указывает хотя бы примерного перечня такой сомнительной информации. В этот перечень логично было бы включить информацию, характеризующую организацию как фирму-однодневку по мнению самой налоговой службы: место массовой регистрации, массовый учредитель, массовый руководитель. Это позволит регистратору не обращать внимания на дефекты, ответственность за которые впоследствии будет возложена на «неосторожного контрагента» зарегистрированного лица.
2. Установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений самим регистрирующим органом без заявлений юрлица и вынесения судебных актов. Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица и др.
По нашему мнению, создается прецедент фиксации недостоверности информации в самом ЕГРЮЛ, который специально предназначен для публичного уведомления всех заинтересованных лиц только о достоверной информации о зарегистрированном лице. В таком случае неясно, зачем в принципе государству содержать институт регистраторов, которые не в состоянии обеспечить достоверность зарегистрированной ими информации. Но с другой стороны, до тех пор, пока заинтересованные лица не уведомлены о выявленной недостоверности регистрационных данных юридического лица, никто из них не может быть обвинен в неосмотрительности при выборе контрагентов для целей налогообложения.
3. Введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Появилось основание для отказа в государственной регистрации общего характера - несоблюдение установленного порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Приведенный «санкционный» список следовало бы дополнить лицами, которые ранее уже отрекались от учреждения и руководства организацией перед лицом налоговых органов и (или) судов и эти отречения нашли свое подтверждение в решениях налоговых органов и судов. Практика показывает, что не всегда информация, выявленная налоговыми органами в рамках своей контрольной деятельности, своевременно отражается в ЕГРЮЛ.
4. Устранены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации: исключена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о ее начале; введен запрет на госрегистрацию ликвидации до завершения судебного разбирательства по иску, а также до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, и вступления решения по такой проверке в законную силу.
Эти уточнения при ликвидации юридического лица лучше защищают интересы кредиторов и бюджета.
5. Введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Регистрация изменения фактического адреса будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения юрлица.
Комментируемые поправки носят технический характер и нацелены на беспробельность налогового администрирования налогоплательщиков.
6. Усилена административная ответственность. За однократное представление недостоверных сведений установлен штраф от пяти до десяти тысяч рублей, а за представление заведомо ложных сведений (а также за повторное представление недостоверных сведений) - безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
До одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности в отношении нарушений законодательства о госрегистрации. Введена возможность проведения административного расследования и привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.
По нашему мнению, удивляет мягкость административного наказания за умышленное нарушение правомерного публичного интереса государства - налогового контроля и исполнения налоговых обязанностей всеми налогоплательщиками.
7. Изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Теперь понятие подставного лица применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом. Преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.
Предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае (ранее - только если лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, будут впоследствии совершены с использованием такого юридического лица).
Данные изменения не повышают эффективность уголовного преследования выгодоприобретателей от создания фирм-однодневок. Зачастую подставные лица - это соучастники преступлений, охватываемых статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса. В условиях, когда их деятельность не криминализована, им проще вводить в заблуждение не только налоговые, но и правоохранительные органы и суды.
8. Изменено взаимодействие с нотариусами. Регистрирующий орган получил доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях. Заявителем по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли или части доли в уставном капитале ООО будет являться нотариус. По просьбе заявителя документы на регистрацию могут быть представлены нотариусом в электронном виде, и также через нотариуса получены документы, подтверждающие факт внесения записи в реестр или факт отказа в государственной регистрации.
Закон, наделяющий нотариусов правом проверки личности заявителя и правом обмена информацией с налоговым органом, не усиливает ответственности этого субъекта регистрационных действий за неисполнение (халатное исполнение) своих прямых обязанностей по добросовестному совершению нотариальных действий и обеспечению достоверности регистрационной информации.
Вывод: только практика применения комментируемого закона покажет, насколько серьезно государство в этот раз взялось за борьбу с однодневками. До сих пор такая борьба носила скорее декоративный характер.
Темы: Административное производство (особенности)  Регистрационные документы  
- 27.07.2023 Депутаты приняли закон о новом штрафе для работодателей в 500 тысяч рублей
- 19.07.2023 За незаконную продажу сведений из ЕГРН оштрафуют на сумму до 600 тысяч рублей
- 05.06.2023 Административные штрафы для бизнеса в 2022 году выросли вдвое
- 27.05.2025 ФНС: при смене юридического адреса организации нужно заменить электронную подпись
- 04.09.2024 ФНС сообщила о новых правилах для смены директора ООО
- 18.07.2023 Электронные копии уставов из ЕГРЮЛ можно получить бесплатно
- 21.07.2023 Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами составят до 100 тысяч рублей
- 19.04.2023 Административные штрафы будут назначать по новым правилам
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 29.08.2023 Майнинг хотят признать отраслью промышленности: присвоят ли добыче криптовалют ОКВЭД
- 10.06.2022 Первый в нынешнем году обзор судебной практики ВС РФ: налоговые вопросы
- 25.04.2022 Как платить налог и сдавать отчетность при смене адреса местонахождения организации?
- 06.02.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства, что выразилось в выплате обществом своим работникам-нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общес
- 17.01.2016
Требование: Об отмене постановления
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару - 14.07.2015
Свидетельские показания в отсутствие
иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.
- 07.02.2024
Регистрирующий орган
отказал в государственной регистрации сведений о директоре общества со ссылкой на представление документов, содержащих недостоверные сведения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество участвует в формировании формального документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды, обналичивания денежных средств через расчетные счета подконтрольных формально ле
- 16.04.2014
Учитывая, что в соответствии
с подп. «в» п. 1 ст. 22.3 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для принятия налоговым органом решения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должен быть подтвержден лишь факт подачи таким лицом в органы пенсионного страхования очередных ежеквартальных св - 17.03.2014
По мнению инспекции, при
государственной регистрации выхода участника общества из его учредителей заявитель обязан представить регистрирующему органу письменный документ (подлинник или заверенный нотариально), подтверждающий желание вышедшего участника выйти из состава учредителей общества. А компанией в числе прочих документов для государственной регистрации была представлена копия заявления о выходе гражданина из числа участников общества, заверенная
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
- 09.11.2022 Письмо Минфина России от 11.10.2022 г. № 03-12-13/97952
- 17.10.2022 Письмо Минфина России от 15.09.2022 г. № 03-12-13/89546
- 25.12.2019 Письмо Минфина России от 04.12.2019 г. № 03-12-13/94278
Комментарии