
Аналитика / Налогообложение / Налог с продаж: стоит ли вводить налог на революцию
Налог с продаж: стоит ли вводить налог на революцию
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается с 1 января 2015 года ввести в регионах налог с продаж. По большей части данный налог дублирует уже существующий НДС, поэтому споры о целесообразности его введения не утихают
19.12.2014«Актуальная бухгалтерия»Объектом налогообложения по налогу с продаж планируется установить операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ физическим лицам. Налоговой базой будет являться стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. Налоговый период - календарный месяц. Предельная ставка - 3 процента. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Предлагается, чтобы вся сумма собранного налога подлежала зачислению в бюджет соответствующего субъекта Федерации.
Этот налог не нов для российской налоговой системы. Он вводился дважды: в 1991 и 1998 годах. Причины введения одинаковы - для поддержки бюджета в период экономического кризиса. Оба раза налог отменялся. Одна из причин - это дублирование уже существующего налога на добавленную стоимость.
Фактическими носителями налогового бремени будут розничные покупатели товаров (работ, услуг), юридическими плательщиками налога - продавцы этих товаров (работ, услуг), которые на самом деле выступят в роли налоговых агентов (сборщиков налога).
Отрицательные последствия для покупателей (населения РФ) очевидны: это рост розничных цен и, как следствие, удорожание стоимости жизни. Негатив для продавцов (предпринимателей РФ) - увеличение налоговой отчетности. Их обоюдный риск - это произвол законотворчества субъектов Федерации, который уже проявлялся в прошлом.
Ранее Конституционным Судом РФ (определение КС РФ от 23.06.2000 № 182-О) было установлено, что Закон Чувашской Республики, вводивший налог с продаж в субъекте, вообще не содержал указания о дате вступления его в силу, что порождало неопределенность в вопросе о том, с какого времени возникает обязанность налогоплательщиков по его уплате в бюджет.
В связи с тем, что ранее в законах о налоге с продаж отсутствовали четкие параметры объекта налогообложения (принцип правовой определенности), Конституционный Суд РФ (пост. КС РФ от 30.01.2001 № 2-П) также признавал эти законы неконституционными «как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой».
В новом законе объекты обложения НДС и налога с продаж фактически совпадают. Это приводит к нарушению налогового принципа однократности обложения. До появления Налогового кодекса этот принцип был закреплен в законе об основах налоговой системы РФ.
Если практика такого законотворчества продолжится, то для спасения местных бюджетов законодателю можно будет вводить очередной налог на выручку, объектом обложения которым будут операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории муниципального образования РФ. В таком случае один и тот же объект будет облагаться трижды.
Еще один принцип, который может быть нарушен новым налогом, - это принцип налогового федерализма, который означает обеспечение достаточной наполняемости всех уровней бюджетов за счет федеральных налогов, самостоятельности бюджетов всех уровней.
В 1996 году Конституционный Суд РФ (пост. КС РФ от 15.07.1996 № 16-П) провозгласил правовую позицию, согласно которой не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ (ограничение свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, формирование бюджетов одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо перенос уплаты налогов на налогоплательщиков других территорий).
Этот принцип будет нарушен, если ставки налогов в различных субъектах РФ будут разными. В этом случае товары, работы, услуги будут естественным образом «перетекать» в низконалоговые регионы, поскольку товары, работы, услуги, реализованные на их территории, будут иметь ценовое преимущество.
Экономисты уже подсчитали, что новый налог не позволит полностью справиться с дефицитом бюджетов дотационных территорий, избавиться от дотаций из центра и самостоятельно решить социальные задачи, поставленные поствыборными указами Президента РФ.
Стоит отметить, что принцип налогового федерализма нарушается, когда доля налога, причитающаяся к распределению в бюджет соответствующей территории, явно не покрывает ее потребностей.
Существующее положение, когда почти все собранные налоги направляются в Москву и возвращаются в регионы в виде дотаций, субсидий и субвенций по усмотрению федеральных чиновников, представляется несправедливым и вредным. Такой порядок дестимулирует региональные экономики и развращает федеральные властные элиты. С одной стороны, регионам не выгодно быть успешными, а с другой стороны, их бедность делает их крайне зависимыми от воли федеральных чиновников.
В последнее время налоговая служба России рапортует о повышении собираемости федеральных налогов, при этом количество дотационных регионов в РФ только увеличивается. В связи с нехваткой федерального финансирования многие губернаторы пошли на рисковое кредитование бюджетов регионов за счет коммерческих структур.
Решение финансовых проблем территорий РФ видится в том, чтобы не увеличивать количество новых налогов, а изменить распределение уже существующих. Ничто не мешает законодателю скорректировать долю НДС, направляемую в доходы субъектов РФ, сократив при этом долю РФ, пропорционально решаемым этими бюджетами социальным задачам.
Это будет соответствовать конституционному принципу налоговой справедливости, неоднократно защищаемому Конституционным Судом РФ ранее (пост. КС РФ от 24.02.1998 № 7-П, от 04.04.1996 № 9-П).
Пока новый налог выглядит как народная плата за ошибки чиновников: несбалансированность бюджетов, раздутые штаты госаппарата, непомерные бюджетные траты на «имиджевые мегапроекты» и т.д.
История учит, что нарушение принципа налоговой справедливости приводило не только к недовольству налогоплательщиков, но и к серьезным социальным потрясениям. Законодателю следует учесть эти уроки истории с тем, чтобы новый налог не стал детонатором народного негодования.
Темы: НДС  Изменения в налоговом законодательстве  
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 29.09.2025 Минфин подготовил законопроект с налоговыми льготами для семей и участников СВО
- 15.09.2025 Минфин и «Газпром» обсуждают корректировку налоговой нагрузки с 2026 года
- 31.07.2025 Путин подписал закон о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 30.09.2025 В Госдуму внесли масштабный налоговый законопроект: главные изменения
- 29.07.2025 Как изменится работа маркетплейсов: новые правила цифровой экономики с 2026 года
- 28.07.2025 Продажа недвижимости в 2025 году: как изменилось налогообложение и что теперь важно знать
- 11.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, соответствующие пени, штрафы в связи с тем, что обществом завышена сумма прямых расходов, так как обществом не представлено документов, подтверждающих правомерность заявленной в налоговых декларациях по налогу на прибыль суммы прямых расходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано создание обществом
- 11.10.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении обществу налога на прибыль и НДС, пеней и штрафов в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций с контрагентами и созданием формального документооборота в целях минимизации налоговых обязательств.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку на основании договоров подряда на строительство жилых домов, представленных обществом,
- 11.10.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени в связи с тем, что обществом было допущено умышленное искажение величины физических показателей для расчета сумм единого налога на вмененную деятельность.Итог: требование удовлетворено, поскольку ни одно из указанных налоговым органом доказательств достоверно не подтверждает конкретную площадь торговых залов,
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
Комментарии
Тупо двойное налогообложение. Нужно снижать НДС до 8%,и ликвидировать обналичку.,чтобы чиновники, которые крышуют ее уже зашили себе карманы,и пора их всех в отставку. Это во-первых, а во-вторых если хотите иметь нормальную экономику незачем поддерживать триллионами рублей полугосударственных воров,печатный станок включать на 24 часа не самый лучший выход,когда народ скупает гречку и думает как бы не умереть с голоду. Потом прощаете долги, а нам кто вернет долги по сбербанку,украденные в 90 годы,устанавливаете страховку по вкладам 1400000, а нам 6000 рублей гробовых. Черт бы побрал такое государство, а наши пенсии,это реквием Моцарта по вере в госудаство и ее руководителя.
Налог на налог? Такого ещё нигде не было!
Налог насчитывают на доходы, верно? А налог - это разве доход, который можно обложить новым налогом?
И над этим ещё кто-то спорит?