
Аналитика / Налогообложение / Госфинансирование образования: налоговые аспекты
Госфинансирование образования: налоговые аспекты
В проекте нового закона об образовании, который может вступить в силу уже в 2013 году, по-прежнему закреплена обязанность государства по финансированию образовательной деятельности как госучреждений, так и частных организаций. Рассмотрим, как финансируется образование сейчас, а также нюансы налогообложения вданной сфере
09.01.2013Создание равных условий финансирования
Государство, согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Также на конкурсной основе гарантируется бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.
При этом гарантировано оказание гражданам содействия в получении образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях. Такое образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. Это установлено пунктом 3.1 статьи 5 Закона об образовании.
Таким образом, должны создаваться равные условия финансового обеспечения организаций любых форм собственности, оказывающих образовательные услуги, через финансирование расходов, прямо или косвенно связанных с такой деятельностью. Рассмотрим, как обеспечивается равенство условий.
РАСХОДЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Правовые основы финансового обеспечения расходов негосударственных образовательных учреждений наравне с государственными были сформированы Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. № 10‑ФЗ. Он внес соответствующие изменения в Закон об образовании и статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получили доступ к финансовому обеспечению своей основной деятельности за счет бюджетной системы РФ с 1 февраля 2012 года.
ПРИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 318‑ФЗ внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований ведется на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения. Предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Субсидии на возмещение затрат
К одной из форм финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений относятся субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных услуг (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно статье 41 Закона об образовании, финансовое обеспечение образовательной деятельности ведется на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативов такого обеспечения.
Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения соответствующего уровня бюджета в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Порядок определения объема и предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Соответствующие Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, утверждены приказом Минфина России от 29 октября 2010 г. № 137н.
Важно знать, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания данного имущества учредителем не осуществляется.
Это установлено статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».
Нюансы налогообложенияК средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке, а также в виде субсидий, предоставленных учреждениям. На это указывает подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В подпункте 22 пункта 1 указанной статьи доходом, не учитываемым в целях налогообложения, расценивается имущество, которое безвозмездно получено государственными (муниципальными), а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
При этом средства не учитываются в целях налога на прибыль при условии, что налогоплательщик обеспечил ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Кроме того, услуги некоммерческих образовательных учреждений освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный от оказания данных услуг.
В том случае, когда учреждение образования кроме оказания платных образовательных услуг, которые не подлежат обложению НДС, оказывает услуги (выполняет работы), которые подлежат обложению данным налогом (например, сдача помещений в аренду, оказание консультационных услуг), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включаются (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Следует учитывать, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном пунктом 8 статьи 41 Закона об образовании, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юрлиц.
Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет бюджетных средств. При этом оно признается плательщиком налогов и сборов при наличии соответствующих объектов налогообложения.
ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными в рамках деятельности, приносящей доходы. Это влечет за собой и общий порядок налогообложения их доходов. Следовательно, сегодня бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, определяемом главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
Учитывая это, в своей налоговой политике бюджетные учреждения, как и все иные налогоплательщики, должны закрепить те моменты, в отношении которых глава 25 Налогового кодекса РФ не содержит одновариантных методов учета или не дает каких-либо четких правил исчисления налоговых обязательств.
При этом у бюджетного учреждения, получившего средства целевого финансирования, сохраняется обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Следовательно, в своей учетной политике учреждению следует привести методику такого учета. В противном случае суммы полученных субсидий подлежат налогообложению в общем порядке.
Важно запомнить
В налоговой базе образовательного учреждения не учитываются средства, полученные в рамках целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета.
Темы: НДС  Налог на прибыль  
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 17.06.2025 Принят законопроект о новых правилах налогообложения международных холдинговых компаний
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 18.06.2025
Оспариваемые решение
и требование приняты налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неуплатой обществом в добровольном порядке недоимки по НДС и пеней.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сроки на принятие мер по принудительному взысканию с общества задолженности, образовавшейся на основании вступившего в силу решения налогового органа, не
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и налог на прибыль, пени и штраф в связи с неполной уплатой налогов в бюджет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют о нереальности хозяйственных операций общества с контрагентами.
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о получении ООО необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной целью привлечения ООО сомнительного контрагента являлись умышленное уменьшение налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды, формирование необоснован
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о нарушении обществом пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ по взаимоотношениям с контрагентом, выразившемся в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и неправомерном применении налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку документы по сделкам общества и его контрагента
- 15.06.2025
Налоговым органом
сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 12.03.2025 г. № 03-07-07/24101
- 18.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-07-11/33501
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 19.06.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-03-06/1/35652
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-03-06/1/35054
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/1/36990
Комментарии