Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоги: Суд заполнил пробел

Налоги: Суд заполнил пробел

«В зале не осталось свободного места. Причиной аншлага стало большое количество представителей от обеих сторон, а также просто любопытствующих», — передавало в феврале 2012 г. информагентство «Право.ру» из зала заседания президиума Высшего арбитражного суда, где решился спор «Леруа Мерлен» с налоговиками о премиях от поставщиков. Суд принял прецедентное решение: торговля не услуга, а значит, ритейлеры не должны платить НДС с бонусов

24.12.2012
«Ведомости»
Автор: Александра Крекнина

Налоговая потребовала 90 млн руб.

Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Московской области в 2009 г. в по результатам выездной налоговой проверки ООО «Леруа Мерлен восток» за 2007 г. решила, что ритейлер занизил налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, не отразив в ней 507,05 млн руб. премий, полученных от поставщиков.

По информации налогового ведомства, выплаченные премии (прогрессивная стимулирующая премия и премия за присутствие товара в магазине) отражены ритейлером в бухгалтерском и налоговом учете как выручка от продажи товаров (работ, услуг) и в декларации по налогу на прибыль — в качестве доходов от реализации. Но при этом отсутствовали в базе налога на добавленную стоимость.

За присутствие товаров в магазинах поставщики выплачивали «Леруа Мерлен» по 1,2% от стоимости поставки, а премия за объем составляла от 1% (от поставки в 80 млн руб.) до 2,3% (если стоимость партии превышала 250 млн руб.), следует из документов арбитражных судов. Инспекция квалифицировала эти средства как платежи за оказанные розничной сетью услуги. Поставщики оплачивали услугу по продаже их товара, а раз услуги облагаются НДС, «Леруа Мерлен» должна выплатить с премий в общей сложности более 91,2 млн налога, решили фискалы.

Услуга или не услуга

Компания не оказывала поставщикам никаких услуг, а только исполняла свои обязанности по приобретению товара в определенном количестве и распределению его в магазинах, парировали представители «Леруа Мерлен» в судах. «Что за услуги мы оказываем? Мы покупаем товар, а выплачиваемые премии — это элемент ценообразования», — утверждал представлявший интересы ритейлера партнер «Пепеляев групп» Сергей Савсерис.

В торговле скидки и стимулирующие премии используются как элемент ценообразования и не имеют отношения к возмездному оказанию услуг. Цель премии — стимулировать ритейлера продать больше товара, то есть ее платят не за действие или услугу, а за качество их исполнения и количество заказанного товара. С экономической точки зрения премия за покупку объема и размещение товара не что иное, как форма скидки к цене поставки, говорилось в материалах судов. НДС с этих премий платить не нужно, объясняла компания: платежи не являлись вознаграждением за услуги, то есть объект налогообложения отсутствовал. Поэтому «Леруа Мерлен» выставляла поставщикам счета-фактуры на оплату премий без НДС, а суммы премий не включала в налоговую базу по НДС.

Похожее дело

Суды трех инстанций согласились с доводами компании и признали решение налоговой службы недействительным. Денежные средства, полученные розничной сетью в виде премий, не связаны с выполнением ею конкретных действий в интересах поставщиков, отмечается в решении суда первой инстанции. ВАС эту позицию поддержал, хотя коллегия высшего арбитража, передавая дело в президиум, более чутко отнеслась к позиции налоговых органов.

Условие о премиях — составная часть договоров поставки, отказаться от них поставщик не может, не расторгая договор с сетью: «из договоров поставки и ежегодных соглашений к ним не усматривается возможности отказаться от уплаты названных премий при сохранении условий этих договоров», говорилось в определении коллегии судей ВАС о передаче дела на рассмотрение президиума в порядке надзора. Хотя, признали судьи, встречные обязательства перед поставщиками были и у «Леруа Мерлен»: компания должна была принять у поставщиков товар в определенных объемах и обеспечить его размещение в магазинах. «Услуга заключается в предоставлении возможности поставщикам реализовывать товары в торговой сети магазинов “Леруа Mерлен” на платной основе», — решила коллегия.

После того как стало известно о передаче дела «Леруа Мерлен» в надзор, Ассоциация европейского бизнеса, объединяющая более 600 компаний, направила в ВАС письмо, в котором вступилась за французского ритейлера. АЕБ выразила свою озабоченность тем, что «служившая ориентиром в правоприменительной практике правовая позиция президиума ВАС в деле ООО “Дирол Кэдбери” может быть пересмотрена».

В 2009 г. ВАС вынес постановление по делу о бонусах, выплачиваемых «Дирол Кэдбери» дистрибьюторам (бонусы за объем поставок), в котором указал, что если при выплате премии цена товара не корректируется, то не должна корректироваться и налоговая база по НДС. В том деле, помимо прочего, речь шла об оплате поставщиками товаров услуг мерчендайзеров — персонала магазина, раскладывающего товары на полках. «Дирол Кэдбери» попыталась отнести эти платежи на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, а также произвела вычеты по НДС. Налоговая инспекция же посчитала расходы экономически необоснованными. Президиум ВАС, однако, разрешил относить их на себестоимость, решив, что расходы компании-поставщика имеют производственную направленность и преследуют цель извлечения прибыли.

Неожиданно правильно

«Президиум ВАС принял совершенно неожиданное для всех решение (в деле “Леруа Мерлен”). Не ожидал ни налоговый орган, ни налогоплательщик, что так повернется это дело», — вспоминает финансовый контролер сети «Ашан» Максим Колпаков. Президиум ВАС оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций без изменений, а жалобу ФНС — без удовлетворения.

Юристы называют это дело прецедентным. «С претензиями со стороны налоговых органов по НДС с премий сталкиваются практически все ритейлеры — продовольственные и нет. Теперь высшая судебная инстанция высказала свою правовую позицию», — говорит ведущий юрист налоговой практики Sameta Юлия Кузнецова.

«Выводы суда помогут розничным магазинам и их поставщикам, которые наиболее часто применяют премии в своих отношениях, избавиться от претензий налоговых органов в части дополнительного налогообложения этих премий НДС», — отметил Савсерис из «Пепеляев групп». Он также настаивал на том, что, прими суд позицию налоговых органов, изменение в квалификации премии могло бы повлечь, по подсчетам «Леруа Мерлен», удорожание всех товаров на 2% от текущего уровня.

Право, сведенное на нет

Использование выводов суда в практической работе крупных ритейлеров будет трудным, считает Колпаков из «Ашана». Для этого придется каждую поставку, каждый счет-фактуру откорректировать на размер НДС, говорит он.

Именно поэтому это решение по «Леруа Мерлен», по сути, не дает окончательного и точного разрешения ситуации, а ставит перед отраслью много-много вопросов, на которые предстоит найти ответы в самом ближайшем будущем«, — возражает Колпаков.

Бизнес ожидал, что постановление правительства о корректирующих счетах-фактурах от 26 декабря 2011 г. приведет к переходу на единый счет, а на практике это обернулось тем, что поставщики должны составлять по несколько корректировочных счетов-фактур на каждый счет. Эти правила предполагают, что отдельный корректировочный счет-фактура должен составляться к каждому первоначальному счету-фактуре, выставленному в течение расчетного периода, и воспроизводить все его строки, дополнительно добавляя к каждой еще по две, напоминают юристы Goltsblat BLP.

Реализовать право на вычет НДС оказалось настолько трудно, что за защитой своих прав несколько крупных поставщиков (ООО «Ягуар Ленд Ровер», ОАО «Автофрамос», ООО «Филипс» и другие) обратились с коллективным иском в ВАС. Первое судебное заседание состоялось 9 ноября, повторное назначено на 14 декабря.

«Этот порядок фактически парализовал право поставщиков на вычет НДС, поскольку количество необходимых корректировочных счетов-фактур, которые подлежат единовременному выставлению, может составлять несколько миллионов штук, а расчет изменений по каждой строке каждого первоначального счета-фактуры крайне затруднителен», — объяснили в Goltsblat BLP.

Бонус для всех

В 2007 г. премии, к которым предъявляет претензии фискальное ведомство, брали все крупные российские ритейлеры. С 2010 г. вступил в силу закон «О торговле», запретивший брать с поставщиков продовольствия какие-либо бонусы, кроме премии за объем поставки. Сейчас ее получают все крупнейшие ритейлеры, признаются опрошенные «Ведомостями» участники рынка.

Аргументы налоговиков о том, что вся деятельность ритейлера по своей сути является услугой и поэтому все выплаты, произведенные в его пользу поставщиками, должны облагаться НДС, не основаны ни на нормах гражданского, ни на нормах налогового законодательства, считает Кузнецова.

Разместить:
444
25 декабря 2012 г. в 16:47

А судьи кто?

Торговля - не услуга. А что торговля является производством? Тогда что она производит?

Ликбез для судей.

Торговля - это обСЛУЖивание покупателей. И поэтому услуги бывают и торговые и тупиститческие, и сервисные и т.п.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все статьи по этой теме »

Торговля
Все статьи по этой теме »

Громкие дела по налогам
Все статьи по этой теме »

НДС
  • 06.12.2016   Налогоплательщик, заключающий сделки по приобретению товара (выполнению работ, оказание услуг) несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые последствия, связанные с возможностью отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы по налогу на прибыль и налоговые вычеты, только в отношении добросовестных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляющих реальную экономическую деятельно
  • 06.12.2016   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »

Громкие дела по налогам

Вся судебная практика по этой теме »