Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины

Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины

Федеральным законом от 29.11.2012 N 205-ФЗ внесены изменения в положения Налогового кодекса РФ, связанные с порядком исчисления НДФЛ и государственной пошлины. В частности, расширен перечень не облагаемых НДФЛ доходов. Теперь в него включены доходы в виде материнского капитала, выплачиваемого из региональных и местных бюджетов. Также уточнены положения, касающиеся уплаты госпошлины за регистрацию прав и обременения в отношении недвижимости, передаваемой или приобретаемой для передачи в ПИФ. Кроме того, внесен ряд других поправок

19.12.2012
«КонсультантПлюс»
Автор: Кудинова Анна

Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ (далее – Закон 205-ФЗ) внес ряд изменений в положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие перечень освобождаемых от НДФЛ доходов, а также регулирующие порядок уплаты и размер государственной пошлины. Рассмотрим эти нововведения.

НДФЛ

Внесенные изменения прямо предусматривают, что при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, НДФЛ не облагаются как те денежные средства, которые физлица получают из федерального бюджета в рамках Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (материнский (семейный) капитал), так и те, которые получены из региональных и местных бюджетов. Соответствующие поправки внесены в п. 34 ст. 217 НК РФ. Обращаем внимание, что, как разъяснял Минфин России, согласно предыдущей редакции указанной нормы выделенные из местных и региональных бюджетов средства, которые физлица получали в рамках поддержки семей, имеющих детей, не признавались материнским (семейным) капиталом, освобождаемым от НДФЛ (Письмо от 29.03.2011 N 03-04-06/9-59). Однако такие доходы не облагались указанным налогом на основании п. 8 ст. 217 НК РФ, если были предоставлены малоимущим и социально незащищенным категориям граждан (Письмо от 17.09.2012 N 03-04-06/6-280).

Кроме того, освобождается от НДФЛ доход в виде бесплатно полученного физлицом в собственность жилого помещения и земельного участка из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ. Такая норма предусмотрена новым абз. 3 п. 41 ст. 217 НК РФ.

Следует отметить, что действие положений п. п. 34 и 41 ст. 217 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 3 Закона 205-ФЗ). Таким образом, в случае получения предусмотренных данными нормами доходов в 2012 г. налогоплательщикам необходимо скорректировать налоговую базу по НДФЛ. Если же такие доходы были получены в 2011, 2010 или 2009 гг., то за этот период необходимо подать декларацию и заявление о возврате излишне уплаченного налога.

С 1 января 2013 г. из содержания п. 37.2 ст. 217 НК РФ будет исключено перечисление требований к молодым медицинским работникам, при соблюдении которых им выплачиваются единовременные компенсационные выплаты согласно ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Данные компенсации будут предоставляться таким лицам и в 2013 г. в соответствии с новой редакцией указанного Закона, действующей с 3 декабря текущего года.

Государственная пошлина

Прежде всего, обращаем внимание, что все изменения, касающиеся положений об уплате государственной пошлины, вступают в силу 29 декабря 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона 205-ФЗ).

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ.

Напомним, что перечисленные судебные органы ранее были вправе только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату. Косвенно этот вопрос был затронут Конституционным Судом РФ. В своем Определении от 13.06.2006 N 274-О он указал, что отсутствие у судов права полностью освобождать лицо от уплаты госпошлины в ряде случаев может быть нарушением принципа беспрепятственного доступа к правосудию.

Внесены изменения, уточняющие, что юрлица, которые вправе проводить оценку имущества и выдавать соответствующие документы в целях расчета госпошлины за совершение нотариальных действий, должны иметь право заключать договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности (п. 1 ст. 333.25 НК РФ). Требования к таким юрлицам установлены ст. ст. 4 и 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Со 100 до 200 руб. увеличен размер госпошлины за госрегистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Существенно повышены размеры госпошлин за действия уполномоченных органов по лицензированию, в частности:

- за предоставление лицензии – с 2 600 руб. до 6 000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следует отметить, что размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением сведений об адресах осуществления деятельности остался на прежнем уровне – 2 600 руб.;

- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, за выдачу дубликата лицензии, а также за продление срока действия лицензии – с 200 до 600 руб. (абз. 4, 5, 6, 7 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Увеличен максимальный размер госпошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций – с 80 000 до 500 000 руб. (подп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Кроме того, скорректированы нормы, предусматривающие госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В частности, с 29 декабря 2012 г. госпошлина будет взиматься за предоставление дубликата такой лицензии (абз. 4 подп. 110 п. 1 ст. 92 НК РФ). Ее размер будет составлять 3 000 руб. Вместе с тем исключено положение, предусматривающее госпошлину за продление лицензии на проведение азартных игр.

Внесенные изменения затронули также вопрос взимания госпошлины при передаче имущества в ПИФ (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер госпошлины остался прежним – 15 000 руб., однако теперь прямо указано, что она уплачивается при регистрации права общей долевой собственности на находящуюся в составе ПИФа недвижимость, в том числе приобретаемую для включения в этот фонд, а также за регистрацию обременения этого права или сделок с данным имуществом.

Подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, предусматривающий госпошлину за регистрацию прав на участки из земель сельскохозяйственного назначения, теперь дополнен исключением. Согласно нему действие этого подпункта не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также, что важно, в случае внесения этих земельных участков в ПИФы (приобретения для таких сделок).

Напомним, что ранее этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения арбитражных судов. При регистрации права общей долевой собственности владельцев паев на земельные участки арбитражные суды приходили к выводу о необходимости применения повышенной специальной ставки госпошлины, установленной подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А41-33824/11  (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-12543/12 отказано в передаче дела N А41-33824/2011 в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 05.09.2012 N А23-4047/2011  (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-13449/12 отказано в передаче дела N А23-4047/2011 в Президиум ВАС РФ)). Однако ФАС Волго-Вятского округа указывал, что если участок только приобретается для включения в ПИФ, то названная норма не применяется, а госпошлина за регистрацию прав уплачивается по подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (Постановление от 14.08.2012 по делу N А43-20704/2011  (Определением ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12449/12 отказано в передаче дела N А43-20704/2011 в Президиум ВАС РФ)).

Законодательно закреплено, что госпошлина за госрегистрацию договора об ипотеке и соглашения о его изменении в отношении судна взимается по специальной норме согласно подп. 61 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Соответствующее дополнение внесено в подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Напомним, что ранее Налоговый кодекс РФ не давал прямого указания на то, какая из норм подлежит применению при регистрации обременения ипотекой права собственности в отношении судна: общая (за регистрацию договора об ипотеке) или специальная (за регистрацию обременения права на судно). Однако о необходимости применения специальной нормы высказывался Минфин России (Письма от 27.08.2012 N 03-05-06-03/71 и от 16.12.2011 N 03-05-04-03/87).

Вводится госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Напомним, что госпошлина за выдачу талонов техосмотра для указанных транспортных средств была введена с 1 января 2012 г., однако с 30 июля 2012 г. соответствующее положение утратило силу, и госпошлина с этой даты не взималась (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-05-04-03/82 и от 02.10.2012 N 03-05-04-03/79).

Кроме того, за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами будет уплачиваться госпошлина в размере, установленном для выдачи национального водительского удостоверения или удостоверения тракториста, то есть 400 или 800 руб. в зависимости от расходных материалов (на бумажной или пластиковой основе). Такое дополнение внесено в подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Этот вопрос не был урегулирован Налоговым кодексом РФ, при этом Минфин России высказывался противоречиво. В Письме от 08.10.2012 N 03-05-06-03/77 финансовое ведомство разъясняло, что так как самоходные машины являются транспортными средствами, то госпошлина за выдачу временного удостоверения на право управления ими взимается на основании подп. 45 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 500 руб. Однако ранее Минфин России указывал, что уплата госпошлины за такое юридически значимое действие не предусмотрена Налоговым кодексом РФ (Письма от 03.05.2012 N 03-05-04-03/30 и от 09.04.2012 N 03-05-04-03/25).

Также следует отметить, что с 29 декабря 2012 г. госпошлина не будет уплачиваться за проставление апостиля на документах, истребуемых, в частности, в соответствии с международными договорами РФ (подп. 12 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Документ: Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.


Вся судебная практика по этой теме »

Государственная пошлина
  • 19.10.2022  

    Отказы управления Росреестра мотивированы непредставлением финансовым управляющим подтверждения погашения записей об ипотеке, а также заявления о переходе к предпринимателю права собственности, передаточного акта либо разъяснения определения арбитражного суда, которым сделки по отчуждению объектов недвижимости признаны недействительными.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку финансовый управляющий упо

  • 26.06.2019  

    Оспариваемым решением обществу отказано в возврате государственной пошлины, излишне уплаченной обществом в связи с тем, что представленные обществом документы были оставлены без рассмотрения по мотиву уплаты пошлины за внесение изменений в ЕГРН вместо пошлины за государственную регистрацию прав.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку при передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления

  • 01.02.2019  

    Суд оставил в силе решение первой инстанции о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия лицензии и взыскании расходов по государственной пошлине, поскольку отражение инспекцией в справках о состоянии расчетов с бюджетом одновременно недоимки и переплаты по одному и тому же налогу в одинаковых размерах правомерно сочтено судом первой инстанции в качестве свидетельства отсутствия налоговой задолженности перед бюджетом


Вся судебная практика по этой теме »