Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Местное самоуправление получит новые источники дохода

Местное самоуправление получит новые источники дохода

Развитие местного самоуправления в России является одной из главных составляющих модернизации страны. Однако существуют проблемы, препятствующие реформе. И первая из них — финансово-экономическая слабость муниципальных образований

28.11.2012
«РБК Daily»
Автор: Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. Спектр полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился.

Вызывает много вопросов не только уровень наполненности местных бюджетов, но и их структура. В 2011 году они на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций, а местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) дали не более 4% доходов. Это ориентирует муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей, а на выстраивание «правильных» отношений с региональными чиновниками и иждивенчество. Местное самоуправление оказывается отключено от процессов управления и развития экономики территории.

Чтобы правильно скорректировать бюджетную политику, нужно руководствоваться прин­ципом: за местными бюджетами закреплять те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Необходимо понимать, сколько средств нужно местному самоуправлению для эффективной работы.

В 2003 году, когда разрабатывался проект базового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», расходы местных бюджетов 2012 года были оценены примерно в 4,9 трлн руб. Но в 2011 году доходы местных бюджетов составили только 2,9 трлн руб.

Недавно правительство России разработало план повышения уровня доходов местных бюджетов, который будет реализован в два этапа.

Первый предусматривает перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов в течение 2012—2014 годов. Закон, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, на прошлой неделе был принят Государственной думой.

Согласно данному закону с 2013 года суммы штрафов за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты. В полном объеме с 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собст­венность на которые не разграничена. Также городские округа смогут получать в полном объеме средства от продажи права на заключение договоров аренды и продажи данных земельных участков. В настоящее время в бюджеты городских округов зачисляется только 80% данных доходов.

С 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Нормативы данных отчислений должны устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения. Общий объем таких отчислений в муниципалитеты должен составлять не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта России от указанного налога. 15% от суммы, зачисляемой в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, перейдет на уровень местного самоуправления. В действующем законодательстве закреплены следующие нормативы: в федеральный бюджет поступает 20%, в региональные и муниципальные бюджеты — по 40%. После вступления в силу нового закона структура отчислений изменится: Российская Федерация будет получать 5%, субъекты — 40%, а муниципальные образования — 55%. Эти правила вступят в силу в 2016 году.

Помимо этого, сейчас в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физлиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза.

Также в нынешнюю сессию Госдума внесла изменения в Налоговый кодекс, которые включают в число объектов обложения земельным налогом ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Их налоговая ставка будет устанавливаться муниципальными органами, но не сможет превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

После реализации данных мер мы перейдем ко второму этапу укрепления финансовой базы муниципалитетов — его реализация пройдет в 2015—2018 годах. Запланированные в рамках этого этапа меры пока не внесены в Думу в качестве законопроектов.

На этом этапе на муниципальный уровень предлагается передать часть отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 35% (на данный момент они в полном объеме поступают в бюджеты субъектов страны). Из них в бюджеты муниципальных районов будет поступать 20%, а в бюджеты поселений — 15% отчислений от этого налога.

Также планируется расщепление доходов от транспортного налога между бюджетами субъектов России и местными бюджетами. Органы местного самоуправления в полном объеме будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поступления между типами муниципальных образований будет распределен поровну между бюджетами поселений и муниципальных районов. В то же время региональные бюджеты должны будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого организациями.

Насколько успешной будет дискуссия по расширению автономии муниципальных администраций — покажет время.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 02.10.2017  

    Выявив тот факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.

  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »