Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Гранты: отражаем в учете

Гранты: отражаем в учете

Дополнительное финансирование в виде грантов направляется на развитие науки и инноваций в высшей школе и повышение качества образования, на поддержку проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в учреждениях культуры, на развитие физкультуры и спорта и т. д. В этой статье ознакомимся с порядком выделения и поступления средств грантов, а также с правилами отражения этих операций в бухгалтерском учете. Рассмотрим особенности их налогообложения

18.05.2012

По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т. д.

Соответствующими нормативными документами утверждаются порядок и условия выделения, выплаты грантов, например:

  • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук – Указом Президента РФ №?146[1],Постановлением Правительства РФ №?260[2];
  • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования – Постановлением Правительства РФ от №?220[3];
  • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства – Указом Президента РФ №?1010[4]Постановлением Правительства РФ №?1061[5];
  • для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства – постановлениями Правительства РФ №?720[6]247[7]Приказом Минкультуры РФ №?250[8];
  • для государственной поддержки ведущих театров для детей и юношества –Постановлением Правительства РФ №?869[9]Приказом Минкультуры РФ №?43[10].

Выделение грантов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ, а также для материальной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук и членов коллективов ведущих научных школ РФ, ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования производится на конкурсной основе.

Гранты в области искусства и культуры могут выделяться на конкурсной основе, а также носить целенаправленный характер, то есть они направляются определенному коллективу на осуществление творческих проектов или в целях государственной поддержки отдельных учреждений культуры и искусства.

Полученные средства грантов расходуются на основании сметы доходов и расходов, составленной соискателем гранта при направлении на конкурс пакета документов. При ее формировании обосновывается потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д., а также соблюдаются условия, определенные соответствующим положением о грантах. Например, предусматриваются ограничения в процентном отношении от объема выделяемого гранта средств, направляемых на оплату труда исполнителей, накладных расходов и оплаты услуг сторонних организаций.

Например, согласно Постановлению Правительства РФ № 1061 объем средств, расходуемых на материальную поддержку получателя гранта и членов его творческого или научного коллектива, не может превышать 50% суммы гранта. Если учреждение имеет несколько грантов, то смета должна быть составлена по каждому из них.

Бухгалтерский учет

Положениями п. 95 Инструкции №?183н[11] предусмотрено, что в бухгалтерском учете начисление выделенного автономному учреждению гранта отражается следующей записью:

Дебет счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Поступление указанных средств на лицевой счет учреждения в органе казначейства отражается проводкой (п. 97 Инструкции №?183н):

Дебет счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»

Кредит счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Если гранты поступают в иностранной валюте на счет учреждения, открытый в кредитной организации, то это отражается проводкой (п. 84 Инструкции №?183н):

Дебет счета 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»

Кредит счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Отражение в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникающих при конвертации валюты, сопровождается следующими записями:

а) положительная курсовая разница:

Дебет счета 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»

Кредит счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»

б) отрицательная курсовая разница:

Дебет счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»

Кредит счета 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»

Расходы, произведенные (согласно утвержденной смете) за счет средств гранта, учитываются на счете 0 401 20 000 «Расходы хозяйствующего субъекта» (по соответствующим аналитическим счетам, в которых последние три цифры счета содержат соответствующий код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)) (п. 181 Инструкции №?183н).

Из положений Инструкции №?183н следует, что средства грантов отражаются с кодом вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность».

Однако следует обратить внимание на то, что порядком выделения отдельных грантов, например, учрежденных постановлениями Правительства РФ №?220, 260, предусмотрено, что их выделение будет осуществляться в форме субсидий, поэтому данные средства, возможно, надо будет рассматривать как субсидии на иные цели с кодом вида деятельности 5.

Рассмотрим на примере порядок отражения операций по поступлению в учреждение средств грантов и их расходованию.

На лицевой счет автономного учреждения, открытый в ОФК, поступили средства гранта (не являющиеся целевыми субсидиями) в сумме 800 000 руб. Согласно смете за счет этих средств произведены следующие расходы:

  • начислена заработная плата научных сотрудников – 100 000 руб.;
  • начислены страховые взносы (30,2%) – 30 200 руб.;
  • приобретено оборудование – 50 000 руб. (иное движимое имущество).

Оборудование введено в эксплуатацию. Установлен срок его полезного использования – 36 мес.

В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено начисление выделенных средств гранта

2 205 80 000

2 401 10 180

800 000

Отражено поступление средств гранта на лицевой счет автономного учреждения

2 201 11 000

2 205 80 000

800 000

Учтены расходы по заработной плате научных сотрудников

2 401 20 211

2 302 11 000

100 000

Учтены расходы по страховым взносам, начисленным на заработную плату

2 401 20 213

2 302 13 000

30 200

Отражено вложение в основные средства

2 106 31 000

2 302 31 000

50 000

Принято к учету основное средство

2 101 34 000

2 106 31 000

50 000

Начислена амортизация

(50 000 руб. / 36 мес.)

2 401 20 271

2 104 34 000

1 388,89

Налогообложение

Налог на прибыль. В соответствии с положениями пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не надо учитывать средства целевого финансирования в виде полученных грантов, удовлетворяющие следующим условиям:

  • гранты предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 (далее – Перечень № 485);
  • средства грантов выделены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  • в учреждении ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в виде грантов.

Как указано выше, если средства будут рассматриваться как субсидии, то согласно положениям этой статьи они также не будут учитываться при определении налоговой базы. Расходы, осуществляемые за счет грантов (субсидий), не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Иногда для выполнения программы, на которую выделен грант, необходимо приобретать имущество. Возникает ли доход при определении налоговой базы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта?

По этому поводу в Письме Минфина РФ от 15.02.2011 № 03 03 10/14 приведены следующие разъяснения. Имущество, приобретенное за счет средств гранта, возврату не подлежит, в том числе в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком.

По мнению Минфина, если условия, при которых денежные средства или имущество признаются грантами, соблюдены, в частности, средства и имущество были использованы по целевому назначению, а также поскольку амортизируемое имущество, приобретенное за счет средств гранта, амортизации не подлежит, у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, если последний был ограничен определенным сроком.

Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 6 ст. 217 НК РФ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями, перечисленными в Перечне №?485Постановлении №?602[12], не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, средства на оплату труда, выплачиваемые из сумм грантов (перечисленных в вышеуказанных перечнях) по согласованию с руководителем проекта научным работникам, принимающим участие в выполнении гранта, не являются объектом обложения НДФЛ. Такое же мнение изложено в Письме Минфина РФ от 03.05.2011 №?10116?1429/95.

Страховые взносы во внебюджетные фондыНа основании п. 1 ст. 5 Федерального закона №?212?ФЗ[13] автономные учреждения являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона №?212?ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Поскольку выплаты исполнителям грантов осуществляются в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, они на полном основании являются объектами обложения страховыми взносами. На эти выплаты начисляются также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объектом обложения страховыми взносами в этом случае также признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

[1] Указ Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук».

[2] Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

[3] Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

[4] Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

[6] Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 720 «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства».

[7] Постановления Правительства РФ от 15.04.2010 № 247 «О государственной поддержке ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства».

[8] Порядок предоставления федеральным учреждениям грантов Правительства Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства и предоставления получателями отчетов об использовании выделенных средств и о результатах творческой деятельности».

[9] Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 869 «О дополнительной государственной поддержке (грантах), предоставляемой в 2010 – 2012 годах ведущим театрам для детей и юношества».

[10] Приказ Минкультуры РФ от 04.02.2009 № 49 «Об утверждении порядка предоставления в 2010 – 2012 годах дополнительной государственной поддержки (грантов) Правительства Российской Федерации ведущим театрам для детей и юношества».

[11] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[12] Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

[13] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »