Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Амнистия для офшоров

Амнистия для офшоров

Приток инвестиций в Россию превышал их отток совсем нечасто

28.04.2012
«Московские новости»
Автор: Сергей Дубинин

По данным статистики, чистый отток капитала из России в 2010 году составил $34 млрд. В 2011 году — уже $85 млрд. Процесс этот продолжается. Чистое сальдо ухода капитала (разница между оттоком и притоком) равнялось $35 млрд уже в первом квартале 2012 года.

Такие цифры в нашей стране немедленно политизируются. Причем реакция общественности порой просто истерическая. С одной стороны (либеральной), правительству предъявляются обвинения в том, что бесконечные уголовные дела против предпринимателей, а также прочие наезды силовиков и их бизнес-партнеров из криминализированных кругов выталкивают капиталы из России. С другой стороны, государственники обвиняют всех бизнесменов скопом в отсутствии патриотизма, стремлении вывести преступно нажитые доходы, отмыть их, укрыть в офшорах.

Никто, как обычно, не желает слышать аргументы других. Особенно не хотят обращать внимание на доводы и озабоченность самих предпринимателей. А правительство лишь ищет возможность что-нибудь запретить, чтобы продемонстрировать решительность и твердость. Самое интересное, что частично правы и те и другие. И это создает реально опасную ситуацию. Желание, не разобравшись в сути дела, рапортовать, что меры приняты, чревато долгосрочными негативными последствиями для экономики.

Попробуем поставить диагноз, перед тем как прописывать ампутацию в качестве лучшего метода лечения. Приток инвестиций в Россию превышал их отток совсем нечасто. Только один-два года перед кризисом. В то же время данные об оттоке капитала необходимо воспринимать с учетом экономического смысла происходящих процессов.

Положительные результаты превышения экспорта над импортом создают денежную «подушку» на зарубежных счетах наших энергокомпаний. Тот факт, что наши фирмы не торопятся распорядиться этими деньгами, часто объясняется элементарным желанием просчитать риски инвестиций. В настоящее время значительная часть российских крупных и средних корпораций входит в состав бизнес-групп, головные холдинговые компании которых имеют офшорную юридическую регистрацию. Покупка облигаций, векселей и кредитование таких компаний или банков другими российскими банками и финансовыми компаниями отражается на бухгалтерских балансах кредиторов как кредит нерезидентам. Следовательно, в общей статистике платежного баланса России эти операции могут отражаться как отток капитала, несмотря на внутренний характер этих сделок.

Без офшорных компаний невозможно реализовывать крупные международные проекты — такие, например, как экспортные газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток». Как правило, для подъема (мобилизации) необходимых финансовых ресурсов путем выпуска ценных бумаг создаются «специальные целевые компании» в «белой» офшорной юрисдикции, что является обычной международной практикой инвестиционных банков.

Если будут введены какие-либо ограничения, или дополнительные налоговые выплаты, или же ограничения на учет в качестве бизнес-затрат любых перечислений денег на счета в банках офшорной юрисдикции, то все подобные проекты будут просто неосуществимы из-за неприемлемых рисков для международных инвесторов. Между тем бизнес-расходы (уплату за лизинг оборудования, процентов по кредитам и займам и т.п.), а также выплаты дивидендов акционерам уже предлагается отнести к налогооблагаемым валовым доходам российских компаний. После принятия таких мер, вероятно, эти виды перечислений за рубеж прекратятся просто потому, что не будет никаких вложений из-за рубежа в Россию. В том числе прямых инвестиций, которые нашей экономике жизненно необходимы. Можно будет прекратить любые разговоры об улучшении инвестиционного климата в стране.

Давайте разберемся, что диктует российским бизнесменам стремление разместить в иностранной юрисдикции свои резервные капиталы, создать в офшорах головные холдинговые компании, стать за рубежом конечными владельцами — бенефициарами российских акционерных банков и промышленных компаний. Ответ прост: бизнес больше доверяет тамошнему юридическому режиму исполнения договоров, сохранения собственности, судебного разбора деловых споров, чем российскому закону и практике его исполнения.

В результате всего происходящего «белый» офшор Кипр превратился в крупнейший источник инвестиций в российскую экономику. По сути, это вложение отечественных же денег, просто пропущенных через офшорную юрисдикцию. Уверен, что эту систему нельзя ломать, иначе такие инвестиции не будут поступать вовсе. Предстоит не разрушать, а укреплять международные каналы привлечения инвестиций в экономику России.

Использование офшоров, само имя которых в российской дискуссии звучит как нечто заведомо криминальное, давно стало в международной практике делом абсолютно нормальным. В списке ОЭСР «черных» офшоров в настоящее время просто не осталось. «Серый» список еще несколько лет назад включал 40 стран, теперь лишь две страны. Правительства офшорных территорий приняли на себя обязательства соответствовать стандартам ОЭСР по прозрачности налоговых систем, информационной открытости и заключили не менее чем с двенадцатью странами соглашения об обмене информацией.

Все страны ОЭСР провели работу по заключению межправительственных договоров об обмене налоговой информацией. Власти России этого не делают. Зато обвинения в «налоговой оптимизации» звучат в адрес российского бизнеса все чаще и громче. Нет уже тайн и в определении бенефициаров тех или иных холдинговых компаний, необходимо только заключение соглашений об их раскрытии по требованию уполномоченных регуляторов. Власти России не делают и этого.

Развитие отношений российских властей с офшорными территориями должно быть направлено на решение трех задач:

1) установление полностью прозрачных, «белых» взаимоотношений, перевод межгосударственных связей в сферу доверия и открытости;

2) стимулирование участвующих в офшорном бизнесе российских предпринимателей к раскрытию своих активов и их легализации (необходимо не наказывать, а «амнистировать» офшорный бизнес);

3) необходимо научиться применять современные технологии с использованием офшоров для успешной конкуренции российских компаний и банков на мировых финансовых рынках.

Мировая деловая практика создания специальных экономических зон с офшорным статусом оправдала себя не только в Китае с его фактическим офшорным режимом для Гонконга, но прежде всего в США (штат Делавэр), Великобритании (острова Джерси, Виргинские и др.)и Нидерландах.

Отечественные попытки предложить инвесторам специальный налоговый режим помогли резко ускорить развитие автомобилестроения, а также привлечь исследовательские подразделения инновационных фирм в технопарк «Сколково». Имеет смысл двигаться в этом направлении и дальше. Свои технопарки надо создавать во всех крупных университетских центрах России. Но их работа невозможна без финансовой системы, способной «поднять» необходимые деньги. Внутренний офшорный статус будет, например, очень полезен для реализации программы развития международного финансового центра в нашей стране.

Все эти задачи можно успешно решать при условии сотрудничества российских регулирующих органов и предпринимателей. Особого внимания заслуживают предложения о проведении юридической программы легализации размещенных в офшорных юрисдикциях активов российских резидентов. Условиями применения такой меры могли бы стать: во-первых, добровольная декларация владельцев активов об их величине и месте регистрации; во-вторых, четкое указание конечных бенефициаров; в-третьих, уплата единовременного налога (сбора) в российский бюджет, равного налогу на дивиденды акционерных обществ; в-четвертых, регулярная уплата налогов на прибыль и на доходы физических лиц в дальнейшем.

В свою очередь российское государство должно принять на себя недвусмысленное обязательство не прибегать к юридическому или хозяйственному преследованию владельцев зарубежных активов, а также не использовать раскрытую добровольно информацию о них в качестве причины для возбуждения такого преследования или в качестве доказательства в судебных процессах.

Означает ли это, что российский криминал не использует финансовые операции с офшорами для отмывания денег? Конечно же использует. И наверняка есть российские банки, которые в этом участвуют. Все эти преступления должны раскрываться, замешанные в них люди — предаваться суду. Способность грамотно раскрывать их, а еще лучше — предотвращать только возрастет с раскрытием информации о зарубежных активах. При этом нельзя относиться к сделкам в офшорах и через офшоры как к заведомому нарушению закона. Очищение самой страны от коррупции и произвола чиновников, внедрение в бизнес высоких стандартов корпоративного управления сделают для утверждения законности в предпринимательской среде больше, чем какие-либо новые запреты.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 26.04.2017  

    О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управл

  • 26.04.2017  

    Суды не учли, что противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность товародвижения от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товара налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и более дальних звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов сами по себе не могут являться основани

  • 26.04.2017  

    О недобросовестности налогоплательщиков может свидетельствовать ситуация, когда с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создаются схемы незаконного уклонения от уплаты налогов, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.

  • 06.08.2013  

    При наличии вины обоих участников ДТП страховое возмещение выплачивается в равных долях.


Вся судебная практика по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы

Все законодательство по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »