Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Три пути развития экономики России

Три пути развития экономики России

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подсчитали, что при сохранении нынешнего расклада макроэкономических сил новому премьеру придется выбирать: потратить «нефтяные» деньги на модернизацию или оставить все как есть. Однако, если кризис в Европе затянется, у правительства не останется иной возможности, кроме как резко сменить курс, чтобы найти свое место под солнцем в условиях острого дефицита ресурсов в мире

05.04.2012
РБК daily
Автор: Анна Резникова

На XIII апрельской конференции НИУ ВШЭ эксперты ЦМАКП предложили новому правительству три варианта стратегии России на будущее. Первые два — базовые и реализуются в условиях быстрого восстановления мировой экономики.

В основе одного — индустриальной модернизации — использование благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для максимально возможного преобразования экономики. В этом случае России придется активнее инвестировать в инфраструктуру и институты развития. Одновременно правительству надо будет отказаться от повышения налогов на несырьевой бизнес. Вместо него провести двойной налоговый маневр: рост изъятия сырьевой ренты (повышение НДПИ на газ на 5,5% ежегодно начиная с 2015 года и индексация базовой ставки НДПИ на нефть на 1%) и повышение налогов на потребление. Параллельно необходимы реформы в социальной сфере: поэтапное повышение пенсионного возраста с 2015 года и разгрузка бюджета благодаря росту платных услуг в образовании и здравоохранении.

Другой, социально-консервативный вариант эксперты окрестили «сценарием продленного статус-кво». Он подразумевает умеренно жесткую бюджетную политику и быстрый выход на сбалансированный бюджет. В этом случает дефицит на уровне 4,5% ВВП возможен только на пике кризиса и в значительной степени покрывается за счет средств Резервного фонда. Важнейшим приоритетом для правительства станет выполнение социальных обязательств бюджета (сохранится регулярное повышение пенсий на 5—7% в год), а дополнительные средства будут получены за счет налоговой реформы и повышения нагрузки на доходы и потребление населения.

Эти два сценария являются базовыми, комментирует доклад его автор эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Какой из них будет выбран, зависит от нового правительства. «Пока по инерции нас тянет в социально-консервативный путь развития, однако и запросы общества, и предвыборные требования будущего президента говорят о варианте индустриальной модернизации, — говорит он.

Первый сценарий выглядит привлекательно, но вряд ли будет реализован, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Сейчас цены на нефть выше заложенных в бюджет, однако мы все равно имеем дефицит в начале года. К тому же ситуация в еврозоне ухудшается, и если мы надеемся на доходы от нефти для модернизации, то их просто не будет», — считает он.

«Пока ситуация благополучна и нет давления на правительство, чтобы следовать реформам, вероятность модернизации достаточно мала», — вторит главный экономист Deutche Bank Ярослав Лисоволик. По прогнозам банка, в следующем году рост цен на сырье продолжится до 120 долл./барр. Эти дополнительные доходы правительство может направить на модернизацию и инфраструктуру, однако остается вопрос, «насколько эффективно они будут исполняться».

Впрочем, если ситуация в мировой экономике ухудшится, правительству придется пойти по третьему пути — кризисной модернизации. Авторы доклада характеризуют его как «конкуренцию за позицию в мировой экономике в условиях дефицита ресурсов» и попытку создать в условиях высоких глобальных рисков самостоятельный центр экономической силы. В этом случае правительству понадобятся жесткая бюджетная политика, стимулирование модернизации, крайне умеренный рост соцрасходов (индексация пенсий на 1% в год) и повышение пенсионного возраста.

Вероятность последнего сценария в последнее время все больше и больше растет, говорит г-н Белоусов, «если в Европе что-то рванет», другого пути у правительства просто не останется.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.

  • 06.08.2013  

    При наличии вины обоих участников ДТП страховое возмещение выплачивается в равных долях.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »