
Аналитика / Налогообложение / Бухучет основных средств при УСНО: изменения
Бухучет основных средств при УСНО: изменения
Согласно положениям гл. 26.2 НК РФ организации не вправе применять УСНО, если остаточная стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) превышает 100 млн руб. В данном случае остаточная стоимость ОС и НМА определяется по правилам бухгалтерского учета. Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» (далее – Приказ № 186н) был увеличен лимит стоимости ОС для целей бухгалтерского учета. Должны ли «упрощенцы» вносить какие либо изменения в бухгалтерский учет ОС, если они вообще освобождены от его ведения?
18.07.2011usn.avbn.ruВ соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Организации, находящиеся на УСНО, ведут учет ОС и НМА в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
О необходимости ведения полноценного бухгалтерского учета «упрощенцами» уже сказано много, отметим лишь, что в законопроекте о бухгалтерском учете, который планируется принять в этом году, такого освобождения нет. И все «упрощенцы» будут обязаны вести полноценный бухгалтерский учет.
Кроме этого, согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. При этом учитываются ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.
И в расходах «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в случае применения УСНО с момента постановки на учет в налоговых органах учитывают стоимость ОС и НМА по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Исходя из приведенных норм организации-«упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет ОС и НМА в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету и, следовательно, вносить необходимые изменения.
Какие изменения надо внести «упрощенцам» в бухгалтерский учет ОС в связи с выходом Приказа № 186н, который был опубликован только 28 марта 2011 года?
Согласно пп. 1 п. 3 приложения к Приказу № 186н в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, слова «20 000 рублей» заменены словами «40 000 рублей».
Таким образом, согласно п. 5 ПБУ 6/01 (в ред. Приказа № 186н) активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В соответствии с п. 3 Приказа № 186н его положения вступают в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
Поскольку лимит стоимости ОС определяется в учетной политике организации, последняя может выбирать его и устанавливать ниже, как, например, и было в 2010 году – 20 000 руб. В этом случае никаких изменений в бухгалтерский учет ОС вносить не надо.
Но представляется целесообразным поднять лимит стоимости ОС до 40 000 руб. В этом случае необходимо внести изменения в учетную политику организации и указать, что они применяются с 1 января 2011 года. Тогда вы сможете внести корректировки в бухгалтерский учет ОС, которые были уже приняты к учету с 1 января 2011 года, исходя из лимита 20 000 руб.
Право внести изменения в учетную политику дано п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н: изменение учетной политики организации может производиться в случаях изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
Если мы внесли изменения в учетную политику организации и подняли лимит стоимости ОС до 40 000 руб., должны ли мы все ОС стоимостью меньше 40 000 руб. учесть как материально-производственные запасы?
Нет. В данном случае речь идет только об ОС, которые были приняты к учету в 2011 году до внесения изменений в учетную политику организации. То есть, если в 2010 году было принято к учету ОС первоначальной стоимостью 30 000 руб., оно и дальше учитывается как ОС и по нему начисляется амортизация в целях бухгалтерского учета. Новый стоимостный лимит применяется только к ОС, принятым к учету после изменения учетной политики, которое распространяется на период с 1 января 2011 года.
Это полностью согласуется и с п. 14 ПБУ 6/01: стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  Бухгалтерский учет и аудит  
- 21.03.2023 В Новосибирской области в пять раз упали доходы от налогов по УСН
- 01.03.2023 В Севастополе продлены налоговые льготы для УСН на 2023 год
- 17.02.2023 Госкомиссия предложила снизить ставки по УСН для новых субъектов РФ
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 10.03.2023 Порядок заполнения декларации по УСН в случае отказа от «упрощенки»
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 05.12.2022 Ювелирный бизнес для ИП с 2023 года – можно остаться на УСН по другим видам деятельности?
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 21.01.2019 Аренда нежилого помещения: бухучет в бюджетной организации
- 22.08.2017 Подотчет 2017 – новые правила работы
- 15.03.2023
Налоговый орган
отказал предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога в связи с истечением трех лет со дня его уплаты.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку срок для возврата излишне уплаченного налога истек. Кроме того, предприниматель участвовал в схеме дробления бизнеса, фактически не осуществлял самостоятельную предпринимательскую деятельность, облагаемую УСН, и изначально был
- 15.03.2023
Налоговый орган
начислил налог по УСН, ссылаясь на невключение предпринимателем в налоговую базу дохода от реализации земельных участков. Жалоба на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что предприниматель осуществлял деятельность, направленную на систематическое приобретение участков с целью их дальней
- 12.03.2023
Налоговый орган
удержал НДФЛ, начислил пени и штраф, указав на неправомерное занижение налоговой базы по НДФЛ на сумму дивидендов, выплаченных учредителю налогоплательщика под видом выдачи заемных средств в рамках формальных договоров займа.Итог:Требование удовлетворено, поскольку налоговым органом фактически установлено занижение налоговых обязательств иным (физическим) лицом - учредителем налогоплатель
- 27.02.2023
О признании
договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
- 16.01.2023
Заказчик по
договору на ведение бухгалтерского и налогового учета указал, что исполнитель несвоевременно сдавал отчетность, в результате чего заказчик привлечен к налоговой ответственности, уплатил страховые взносы по повышенному тарифу.Итог: требование удовлетворено, поскольку при своевременном подтверждении кода деятельности заказчик уплатил бы меньшую сумму, чем с него взыскана уполномоченными органам
- 12.10.2022
Контролирующие должника
лица исказили его бухгалтерскую отчетность, вследствие чего пополнение его конкурсной массы стало затруднительным, а также вывели из его собственности активы и совершили от его имени сделки, повлекшие существенное ухудшение финансового положения должника и его банкротство.Итог: требование удовлетворено, поскольку неправомерные действия контролирующих должника лиц привели к возникн
- 16.03.2023 Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
- 10.03.2023 Письмо Минфина России от 07.02.2023 г. № 03-11-11/9617
- 08.03.2023 Письмо Минфина России от 30.01.2023 г. № 03-11-11/6946
- 13.12.2022 Письмо Минфина России от 09.11.2022 г. № 07-01-09/108849
- 08.12.2022 Письмо Минфина России от 08.11.2022 г. № 03-06-06-01/108376
- 30.11.2022 Письмо Минфина России от 25.10.2022 г. № 07-01-09/103444
Комментарии